«Оля, как хочешь, помоги….!!!»
Первые слова которые я услышала в голосовом сообщении от одной моей хорошей знакомой, по совместительству мамы мальчика младшего школьного возраста.
В ее голосе звучала такое волнение и тревога, которые способна переживать только мать из-за своего любимого чада… Я с первых нот этого сообщения, поняла, что речь пойдет о ребенке.
Прослушав до конца волнительную речь, первое что я ответила:
- «Спокойно! Давай разберемся».
Далее шел длинный обмен голосовыми, волнение и тревога стихли уже на втором или третьем сообщении. Как оказалось, ситуация вполне нормальная и есть замечательная тема для обсуждения и осмысления родителями поведения их детей.
Пока отброшу тему родительской тревожности (для нее нужна отдельная статья и не одна). Сейчас хочу рассказать вам саму ситуацию и то как нужно на нее реагировать.
Приготовились!!! Тема с «перчинкой»)))
Наверняка многие родители сталкивались с тем, что дети в возрасте 6-8 лет очень активно начинают интересоваться «пестиками» и «тычинками» как своими так и противоположного пола. Хорошо, когда ребенок начинает задавать интересующие вопросы маме и папе, но чаще эти маленькие открыватели и познаватели стремятся разобраться во всем сами.
Что может сделать ребенок, когда ему ну ооооочень интересно узнать как устроены гениталии у противоположного пола!? Конечно… пойти и попросить показать! А что тут такого!? Они же прямолинейные очень: «хочу знать - покажи как устроено!».
А дальше уже как пойдет… либо они вместе будут сидеть и друг другу показывать, что у кого и как - и об этом никто может даже не узнать… либо один из детей не поймет этого интереса и обязательно пойдет и расскажет своим родителям/воспитателям.
И взрослому тут особенно важно выбрать правильную реакцию на подобное поведение.
Первое и основное - СПОКОЙСТВИЕ!
Не нужно:
- падать в обморок;
- кричать «да как это так!? вы что там сума посходили, я вам сейчас эти пи*** поотрываю…!!!»;
- Останавливаться на мысли «с моим ребенком что-то не так»…
Вдох-выдох и пошли разбираться.
Второе, что важно запомнить родителю - изучение «пестиков и тычинок» в возрасте 6-8 лет - это нормальная ситуация развития для ребенка! Хуже, если его этот вопрос совсем никак не волнует.
Задача родителя состоит в том, чтобы этот интерес направить в социально-приемлемое русло. Поговорить спокойно, как с другом… Сказать важные три вещи:
- «Я очень рад, что ты такой любознательный! Очень хорошо, что тебе интересно как устроен человек (мальчик или девочка)» - здесь мы подкрепляем его стремлении в познавательной деятельности, в стремлении разъяснить для себя половую идентификацию.
- «Давай мы с тобой найдем книжку/фильм, который поможет тебе подробно разобраться в этом вопросе» - в этом возрасте уже можно и нужно объяснять ребенку строение человека, применяя нормальные термины, убираем «пестики и тычинки», начинаем изучать строение влагалища и полового члена. Пусть он лучше под вашим чутким руководством узнает о этих вещах. Вы должны помочь ему понять все правильно, без искажений словесных и визуальных.
- «Не нужно просить показать/ или показывать свои половые органы другим людям, как бы это не было интересно, это не приемлемо»! - здесь должна быть целая отдельная беседа о нормах поведения и о личных границах. Личные границы ребенка начинают формироваться именно с осознания того, что свою писю нельзя показывать никому. Вообще по условным нормам, ребенку примерно к 4 годам нужно усвоить этот факт, для успешного формирования личных границ.
Результат таких бесед, не должен заставить себя ждать. В итоге мы получаем ребенка, который примерно понял что такое влагалище и половой член; потребность наглядно изучить эти части тела друзей и знакомых отпадает; мамина и папина тревожность снижается!)
На самом деле, очень классно, что моя знакомая обратилась сначала именно ко мне с этим вопросом. А не побежала изливать свою тревожность на сына.
Мы даже с ней нашли книжку для родителей и детей - «интимный ликбез». (Прикреплю в комментарии).
Такой подход я называю - осознанным родительством.
И искренне хочу нести его в массы.
Берегите себя и своих детей!