Найти тему
Яркий фотомаркет

Композиция. Пять простых рекомендаций (Гайд!)

Оглавление

Вы можете даже не задумываться об этом, но каждый раз, когда вы подносите видоискатель камеры к глазам, вы принимаете решение о композиции предполагаемого кадра... Говоря простым языком - выбираете совокупность элементов и границ создаваемой визуальной истории.

О композиции написано множество книг. И хотя любые два человека одну и ту же сцену снимут по-разному, есть общие рекомендации, которые помогут вам сделать снимки более интересными как для зрителя, так и для самих себя!

nikoncreators.com
nikoncreators.com
  • Но прежде чем продолжить:

Ставь лайк и подписывайся на канал Yarkiy.ru!

Ищи статьи по теме в конце 👇 и не забывай, что каждый твой комментарий помогает развитию канала.

© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com
© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com

1. Правило третей

Правило третей поможет представить ваш объект в самом выгодном свете

© Savannah Rose - Wildlife: Fox on a Fence - nikoncreators.com
© Savannah Rose - Wildlife: Fox on a Fence - nikoncreators.com
Глядя в видоискатель или на ЖК-монитор фотокамеры, мысленно наложите на кадр сетку, похожую на поле для игры в крестики-нолики. Сетка должна разделить изображение на девять квадратов при помощи двух горизонтальных и двух вертикальных линий.

У некоторых фотокамер Nikon даже имеется функция меню, позволяющая накладывать сетку на экран видоискателя или монитора. Эти направляющие линии сетки помогают скомпоновать кадр, но на уже готовой фотографии их, конечно же, не будет.

© Dan Stein - A 39 image panorama of the entire Milky Way arch as captured from the summit of a hike in the Adirondacks, NY. - Nikon Z 6 and NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com
© Dan Stein - A 39 image panorama of the entire Milky Way arch as captured from the summit of a hike in the Adirondacks, NY. - Nikon Z 6 and NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com
Обратите внимание на точки пересечения линий. Правило третей говорит о том, что именно в этих точках пересечения лучше всего располагать самые важные элементы вашей композиции. В таком случае изображение станет более энергичным и увлекательным!
© Дайан Беркенфельд - Фотография двух крачек в зоопарке иллюстрирует правило третей. Снято на Ninon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/1600s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.
© Дайан Беркенфельд - Фотография двух крачек в зоопарке иллюстрирует правило третей. Снято на Ninon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/1600s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.
Объект не обязательно должен находиться точно в точке пересечения (которую также называют «точкой силы»). Если он достаточно близок к ней, это обеспечит динамичность и оптимальность композиции.
Попробуйте несколько разных вариантов композиции, чтобы понять, какой вам больше всего нравится.
© Дайан Беркенфельд - На этом фото направляющие также задают расположение объекта в соответствии с правилом третей. Снято на Ninon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.
© Дайан Беркенфельд - На этом фото направляющие также задают расположение объекта в соответствии с правилом третей. Снято на Ninon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.
Объектив Nikon AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II купить за 449990 руб.

Эти же направляющие линии помогут обеспечить правильное расположение горизонта и вертикальных элементов на фото.

© Savannah Rose - Wildlife: Brown Eyed Girl - nikoncreators.com
© Savannah Rose - Wildlife: Brown Eyed Girl - nikoncreators.com

2. Линия горизонта

Большинство фотографий выглядит лучше, если линия горизонта располагается не прямо по центру кадра, а немного выше или ниже его середины.

© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com
© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com

Исключение составляет съемка отражения. В этом случае расположение линии горизонта точно посередине кадра оправданно, поскольку создает симметричную композицию: основное изображение - в верхней половине кадра, его отражение - в нижней.

Если вы фотографируете пейзаж, расположите линию горизонта ближе к верхней или, как в данном случае, нижней части кадра.
© Дайан Беркенфельд - Nikon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.
© Дайан Беркенфельд - Nikon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.
Обычно линию горизонта следует располагать ближе к верхней или нижней части кадра, а не прямо в середине.
Но если вы снимаете предметы и их отражения, это правило можно нарушить.
© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com
© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com

3. Построение кадра

При фотографировании людей и животных постарайтесь, чтобы они смотрели на вас. При съемке движения оставьте больше места с той стороны кадра, куда движется объект съемки.

© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com
© Geremy Grey - Nikon Z 6 + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S - nikoncreators.com
Объектив Nikon Nikkor Z 35mm f/1.8 S купить за 58900 руб.

Это смотрится естественнее и дает зрителю ощущение движения и истории, запечатленной в кадре. Расположите максимальное открытое пространство в кадре с той стороны, куда смотрит объект съемки.

© Дайан Беркенфельд - Nikon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/640s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.
© Дайан Беркенфельд - Nikon D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/640s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

Например, на этом изображении плывущий черный лебедь расположен прямо по центру, и композиция выглядит не слишком интересной.

© Дайан Беркенфельд
© Дайан Беркенфельд

Обрезав изображение, мы переместили птицу в правую верхнюю часть кадра, и фотография сразу же стала куда более увлекательной!

© Дайан Беркенфельд
© Дайан Беркенфельд

В окончательном варианте лебедь словно вынуждает взгляд зрителя скользить по кадру - это достигается благодаря соблюдению правила: «оставляйте больше пространства впереди объекта».

© Savannah Rose - Wildlife: Peeping Tom - nikoncreators.com
© Savannah Rose - Wildlife: Peeping Tom - nikoncreators.com

4. Направляющие линии

При съемке зданий и других прямолинейных объектов формируйте изображение таким образом, чтобы архитектурные элементы заставляли взгляд зрителя двигаться по кадру.

Такими направляющими линиями могут быть основные объекты кадра, либо они могут использоваться для направления взгляда зрителя к конкретной области фотографии - важной фокальной точке.

© Manny Khan - The beauty of the fallen leaves saying goodbye. Flushing Meadows Corona Park, N.Y. - Nikon Z 7II - nikoncreators.com
© Manny Khan - The beauty of the fallen leaves saying goodbye. Flushing Meadows Corona Park, N.Y. - Nikon Z 7II - nikoncreators.com
Беззеркальный фотоаппарат Nikon Z7 II Body купить за 247990 руб.

Кривые линии также могут создавать любопытные композиции. Они призваны привлекать внимание зрителя к различным частям кадра.

Кривые могут быть как основным объектом кадра, так и (подобно направляющим линиям) средством подчеркнуть фокальный элемент.
© Дайан Беркенфельд - Nikon D100, объектив AF-S VR Zoom-NIKKOR 24-120mm f/3.5-5.6G IF-ED, 1/60s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, программный режим экспозиции.
© Дайан Беркенфельд - Nikon D100, объектив AF-S VR Zoom-NIKKOR 24-120mm f/3.5-5.6G IF-ED, 1/60s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, программный режим экспозиции.

Изображение демонстрирует, как кривые линии объекта могут направлять взгляд зрителя в нужные точки кадра, следуя их расположению.

© Manny Khan - The fallen blossoms beautifying the empty bench. Roosevelt Island, N.Y. - Nikon Z 7II - nikoncreators.com
© Manny Khan - The fallen blossoms beautifying the empty bench. Roosevelt Island, N.Y. - Nikon Z 7II - nikoncreators.com

5. Узоры и текстуры

Объекты с повторяющимися узорами тоже могут эффектно смотреться на фотографиях. Как природные, так и созданные человеком узоры могут стать основой удачной композиции.

© Chris Baker - Mardis Mill Falls in Blountsville, AL. Nikon Z 5 converted with an internal 590nm IR filter with an external 16-stop Neutral Density filter on the lens, NIKKOR Z 14-30mm f/4 S lens at 25.5mm focal length, f/10, 30 sec, ISO 125 - nikoncreators.com
© Chris Baker - Mardis Mill Falls in Blountsville, AL. Nikon Z 5 converted with an internal 590nm IR filter with an external 16-stop Neutral Density filter on the lens, NIKKOR Z 14-30mm f/4 S lens at 25.5mm focal length, f/10, 30 sec, ISO 125 - nikoncreators.com
Объектив Nikon Nikkor Z 14-30mm f/4 S купить за 105900 руб.
Внимательно взгляните на объекты кадра, чтобы обнаружить подходящие повторяющиеся элементы. Например, вы можете смотреть на ящик с яблоками и не видеть в нем ничего особенного, но при правильном выборе композиции можно создать повторяющийся узор из цветов и форм.

Также обращайте внимание на отклонения от шаблона. Что, если все яблоки в ящике красные, но кто-то положил сверху одно желтое? Мы получим повторяющийся узор с отклонением от шаблона (желтое яблоко), которое станет притягивать взгляды.

© Chris Baker Dandelion in Madison, AL. Nikon Z 5 converted with an internal 590nm IR filter, Mount Adapter FTZ, AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED lens, f/13, 1/500 sec, ISO 160 - nikoncreators.com.
© Chris Baker Dandelion in Madison, AL. Nikon Z 5 converted with an internal 590nm IR filter, Mount Adapter FTZ, AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED lens, f/13, 1/500 sec, ISO 160 - nikoncreators.com.
Текстуры также могут играть вам на руку!
Приближайте объект за счет использования зума или макрообъектива. При съемке узора или текстуры не обязательно захватывать объект в кадр полностью. Текстуры могут быть мягкими, как перья птицы, или жесткими, как отслоившаяся краска или волокна древесины.

Ржавчина и отколотая краска на рыбацкой лодке служат отличным примером грамотной подачи текстур. Яркий солнечный свет, освещающий лодку, подчеркивает текстуры нескольких слоев отстающей краски и ржавчины.

© Дайан Беркенфельд - Nikon D3X, объектив AF-S DX Micro NIKKOR 85mm f/3.5G ED VR, 1/200s, f/7,1, ISO 160, матричный замер, программный режим экспозиции.
© Дайан Беркенфельд - Nikon D3X, объектив AF-S DX Micro NIKKOR 85mm f/3.5G ED VR, 1/200s, f/7,1, ISO 160, матричный замер, программный режим экспозиции.

Бонус! Смотрите внимательнее😀

© Jasmin Javon - VITREOUS. Macro subject: soap bubbles. Camera settings: f/5.3 1/125 sec shutter speed, ISO 1100 - nikoncreators.com.
© Jasmin Javon - VITREOUS. Macro subject: soap bubbles. Camera settings: f/5.3 1/125 sec shutter speed, ISO 1100 - nikoncreators.com.

Большинство людей, рассматривая фотографию, не думают о композиции, но они всегда замечают, когда снимок вызывает более яркие впечатления, даже если не знают, почему именно.

Для улучшения навыков создания композиции внимательно изучайте фотографии профессионалов, которые вам нравятся!
Обращайте внимание на то, как они располагают объекты в кадре.
Оцените выбор заднего плана. Что попало в кадр, а что могло остаться за ним?
После этого просмотрите свои фотографии и подумайте, что можно в них улучшить за счет изменения композиции.
© Savannah Rose - Wildlife: It Girl - nikoncreators.com
© Savannah Rose - Wildlife: It Girl - nikoncreators.com

Эти рекомендации служат всего лишь отправной точкой. Ведь для каждого правила существуют исключения.

Поэтому не бойтесь выйти за рамки, если это сделает ваши фотоработы более привлекательными!

© Robert Vasquez - nikoncreators.com
© Robert Vasquez - nikoncreators.com

Подготовлено по материалам Дайан Беркенфельд для nikon.ru.