Ехала по МКАДу и обратила внимание на парковку возле ТЦ Мега. В самый разгар выходных паркинг пустовал. Волей-неволей подумалось, что предсказания об исчезновении торговых центров вот-вот сбудутся.
Причины таких опасений:
Народ обнищал
Косвенно на это указывает растущая популярность так называемых "нищемаркетов". Люди стали экономить, порой, в ущерб своему здоровью, покупая откровенно несъедобные продукты и вещи низкого качества.
Если в "магазине у дома" ещё как-то можно с собой совладать и не потратить много, то в ТЦ, благодаря маркетинговым технологиям и уловкам продавцов, покупатели могут оставить все свои деньги и даже залезть в кредит.
Высокие цены в ТЦ
Заоблачный ценник на товары в ТЦ вынуждает людей искать альтернативу в интернете.
Помню, как в 2014-2015 годах торговые центры стали резко поднимать арендные ставки и "гнуть пальцы". Несмотря на это, выстраивались очереди из предпринимателей, желающих установить в ТЦ торговый островок или открыть магазин.
Торгово-развлекательные центры вели себя настолько дерзко и агрессивно, что могли предъявлять немыслимые и даже невыполнимые требования к торговому оборудованию. Некоторым нашим заказчикам неприкрыто отказывали даже тогда, когда проект магазина был выполнен по всем требованиям.
Нередки случаи, когда арендовать площадь в тц можно было только по большому блату и за огромные деньги.
Предприниматели затягивали пояса, брали кредиты, но заказывали дорогие торговые киоски и оборудование. Желание быть частью волшебного мира торговли перевешивало.
Логично, что высокая арендная ставка заставила владельцев магазинов увеличить стоимость товаров.
Но люди не дураки. Сориентировались. Придумали мерить одежду в ТЦ, а заказывать в интернете, существенно экономя.
Выручка магазинов стала падать и они начали стремительно закрываться.
Фастфуд с доставкой на дом
В погоне за бо́льшей прибылью общепит решил сделать фастфуд доступнее - подключил доставку. Теперь блюда из любого ресторана быстрого питания приедут к вам домой. Не надо никуда ходить.
Но точки питания не учли, что в ТЦ человек ослеплён и всегда немного уставший после походов по магазинам, поэтому возьмёт еды больше, нежели сидя дома.
Желание развиваться "вширь" имело обратный эффект. Естесственный отток любителей поесть фастфуда на фудкорте сыграл злую шутку с владельцами как точек питания, так и торгового центра.
Ушли мировые бренды
Ещё одна веская причина снижения популярности торговых центров - уход крупных игроков ритейла из России. Шопоголики и модники перестали ездить в ТЦ за брендовой одеждой, её просто там теперь нет. Ушли в интернет.
Интернет-покупки
Пандемия кардинально изменила образ мышления и потребительское поведение. Люди настолько привыкли покупать в интернете, что выйти в магазин у дома уже в тягость. А если нужно поехать в ТЦ на машине или того хуже - на общественном транспорте? Нет уж, увольте.
Помню времена, когда маршрутки у той же всем известной Меги были битком набиты людьми. Выстраивались очереди сначала чтобы приехать в Мегу, а затем чтобы уехать из нее с полными сумками.
Магазины для взрослых
Я сейчас не о том, о чем мог подумать читатель, а о самых что ни на есть магазинах для взрослых - Леруа, Оби и другие. Стройка и дачная жизнь вызвали бешеный интерес у населения.
Магазины типа "сад и огород" сейчас как никогда стали популярны и сдавать позиции не собираются. Покупка земельных участков идёт полным ходом. Люди стали больше времени проводить загородом.
Для крупных ТЦ это огромный минус - если раньше люди ехали по выходным на шоппинг, в кино, поесть в развлекательный центр, то теперь предпочитают отправиться на дачу.
Итоги и выводы
Владельцы ТЦ бьют тревогу. Арендаторов всё меньше, прибыль снижается. Однако, полного изчезновения торговых центров скорее всего не будет. Но всё идет к сокращению их численности и качества. Вероятнее всего, мы будем иметь некий баланс между онлайн и оффлайн торговлей.
А вы заметили, как стало свободно и безлюдно в ТЦ?
Поделитесь своими соображениями
Ниже ссылка на наш телеграм-канал, где я планирую публиковать ссылки на новые материалы. Подписывайтесь, чтобы не потерять⬇️
Читать ещё: