/ Окончание. Начало обзора дискографии Kampfar вы можете почитать здесь /
Норвежский проект Kampfar и его единоличного владельца Долка в своё время ловко подхватила волна норвежского языческого метала, вознесла на свой гребень, а затем выбросила в океан набиравшего обороты и популярность стиля. В бушующей пучине Долк, само собой, не утонул, но и в передовую эскадру pagan/viking-металлистов (которую оперативно сформировали Falkenbach, Forlorn, Enslaved, Vintersorg, Borknagar...) попасть не сумел.
Когда после продолжительного молчания Kampfar напоили всех жаждущих своим «Квассом», многие так и не успели распробовать его вкуса и остались в некоторых сомнениях, что будет с группой дальше: двинется ли она окончательно в направлении viking-metal со всем его антуражем или сохранит свои блэк-металлические корни, которые за эпикой предыдущего альбома не всегда были заметны.
Но музыканты не стали томить своих поклонников в неведении, и уже на следующем альбоме дали исчерпывающий ответ: никаких шараханий не будет. Kampfar полностью сохранили свое фирменное звучание, присущее группе еще с 90-х годов, а их “Heimgang” подобен четкой прямой линии, прочерченной на заснеженном поле.
Пятый полноформатный альбом Kampfar, «Mare» («Мара», 2011) – живое подтверждение того, что Долк на пару с Томасом просто не умеют писать посредственную музыку. Первое, на что обычно обращаешь внимание при прослушивании – это звук, в котором гитарный дисторшн сохранил мягкость звучания. Риффы стали если не мелодичнее, то, по крайней мере, изящнее.
Так, на «Huldreland» прослеживается четкий «блэксаббатовский» рифф, по моему мнению, очень удачная находка группы, весьма уместная в контексте композиции. Лучшей же песней получилась «Blitzwitch», пусть несколько увеличенной длины, из-за чего ее можно обвинить в монотонности, но монотонность эта сродни самой природе.
Возможно, подобными приемами, Долк решил расширить таким образом аудиторию своих слушателей. А может, руководствовался и какими-то другими соображениями, неважно – главное, музыка Kampfar от такого подхода нисколько не утратила былой глубины. Скорее, даже наоборот – показала тем самым новые грани доминирующих на пластинке (да и в позднем творчестве группы вообще) эмоций: печали, грусти, меланхолии.
«Djevelmakt» («Дьявольская сила», 2014) представляет собой сухие гитарные риффы, ровную ритм-секцию, аскетичные северные мелодии и необходимую, но не чрезмерную долю скальдической эпики – все, что было присуще норвежцам в прошлом веке, полностью сохранилось. Добавился лишь жизненный и музыкальный опыт, трансформировавшийся в некое спокойствие и уверенность, которые накатывают на слушателя с дорожек этого альбома могучей и неотвратимой волной, от которой не дано ни убежать, ни спрятаться. Да и зачем это делать?
Ведь схлынув волна эта оставит после себя ощущение морозной свежести, вкус морской соли на губах и чувство сопричастности к истории, которое пронизывает музыку Kampfar от первого до последнего аккорда.
В “Djevelmakt” нет ровным счетом ничего, что могло бы удивить, заставить восхищенно цокнуть языком или перехватить дух. Только спокойное, уверенное движение через суровые северные ландшафты и предвосхищение вечных битв в этой и иной жизни. И ничего лишнего в этот бесконечный квест норвежцы с собой не взяли: ни блескучих хитов, ни хитросплетенных аранжировок, ни экзотической техники.
А вот вышедший всего через год «Profan» («Непосвященный», 2015) уже в корне от него отличался! Казалось бы, материал вполне стандартен и исполняется с присущей для группы размеренностью. Ну, и каплей задора. Несколько бодрых вещей вполне можно назвать боевиками, правда, на свой манер. Но, разумеется, напористые куски не столь обособлены и встречаются во многих песнях.
Музыка безупречна: придраться буквально не к чему. Техничные, мелодичные риффы с фольковыми мотивами, грамотные барабанные партии, отличное сведение (хорошо различимы даже басовые линии). Альбом выверен с первых аккордов из интро до самого эпилога. Чувствуется тяжелая и кропотливая работа всех музыкантов без исключения. Из композиций лично мне больше всего понравились «Gloria Ablaze», «Skavank» и «Pole In The Ground».
Но настоящие, глобальные изменения в звучании, которые «Profan» разве что предполагал, произошли на восьмом альбоме норвежцев: «Ofidians Manifest» («Декларация Овидия», 2019).
Это медленный, философский релиз с проскальзывающими элементами мелодичного блэка, так как группе очень важно было постараться сохранить живой дух ранних записей. Слушая альбом, можно почувствовать те темные силы природы и человеческой души, которые всегда двигали вперед их творчество. Некоторые называют это Pagan Black Metal, другие - Norse Pagan Folklore Metal. Для различных песен норвежцы используют самые разные истории, от северных мифов саами до средневековых легенд. А на дорожке «Dominans» впервые в истории коллектива используется женский вокал.
Релиз "Til Klovers Takt" («В такт Кловеру», 2022) предлагает нам вариационный black pagan metal,материал в прогрессивных тонах с переливами мрачных настроений, и ничего другого от подобного коллектива ожидать было просто нельзя, это его логическое шествие по спирали музыкального и идейного развития.
Посредством данной работы, и особенно таким вещам на нем, как «Lausdans Under Stjernene» и «Rekviem», мы имеем возможность прикоснуться к интеллектуальному black'у, во всей его величественности и характерной красе. Звуковое полотно музыкальной картины настолько насыщенное и плотное, что от этого захватывает дух, и сравнить можно лишь с внезапно нахлынувшей волной стихийного бедствия. Коллектив просто обескураживает своим накатом в скоростных гитарных проходах, и драммовых коллаборациях бластбитовых зарисовок.
Среднетемповая постановка с вращающимся внутри нее инфернальным, поглощающим все вокруг злом, сохранилась с предыдущего диска и завораживает своей консистенцией. Вокальные возможности Аска и Долка Драмсов раскрывают еще одну отличительную сторону коллектива: открытое и хоровое эпическое пение вкупе с скримом, и надрывным вокалом, дают возможность посмотреть на 'черный метал', с совершенно другой, можно даже сказать, обратной стороны.
Это произведение, в котором данное музыкальное направление представлено в pagan metal антураже, оболочка которого, к слову, тут весьма эфемерна. Сложности музыкальных линий позволяет иметь перед собой актуальный продукт, и благосклонно принимать (или, наоборот – не принимать) идейное творчество Хартвигсена и его сотоварищей, чье величественное знамя гордо развивается на холодных северных ветрах.
Видео по теме: