Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2024 год. Выпустила статистику за март Росказна. Насторожили слабые ненефтегазовые доходы, пока идем близко к плану.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Апрельские доходы: 3 трлн руб. против 3,7 трлн руб. в марте. Просели ниже октября и декабря 2023 года. Доходы с начала года: 11,7 трлн руб. в сравнении с 7,8 трлн руб. в январе-апреле 2023 года. Выглядит менее значительным сравнение с январем-апрелем 2022 года, когда бюджет получил 10 трлн руб.: рост на 17% при накопленной инфляции +10%.
Выполняется план по доходам 35,1 трлн руб. на 2024 год, если бюджет получит в среднем 2,9 трлн руб./месяц до конца года. Идем близко к цели.
Нефтегазовые доходы апреля: 1,2 трлн руб. в сравнении с 1,3 трлн руб. в марте. Снова сыграл роль налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД: пришли 452,5 млрд руб. за 1 квартал 2024 года. Следующая порция за 2 квартал 2024 года поступит только в июле.
Выросла с 35% в марте до 41% в апреле доля нефтегазовых доходов. Не складывается с уходом от нефтяной зависимости. Доля нефтегазовых доходов за январь-апрель: 36% при плане по году 33%. Посмотрим, как изменится картина без НДД в мае.
Годовой план по нефтегазовым доходам 2024 года: 11,5 трлн руб. Бюджет должен получать в среднем 918 млрд руб./месяц за оставшиеся 8 месяцев с учетом ежеквартального НДД, чтобы уложиться в план. Балансирующий средний курс до конца года: 93 руб./$ при цене Brent $84.
Просели сборы НДС в апреле: 1 трлн руб. в сравнении с мартовскими 1,5 трлн руб. Снижение логично: приходится максимум выплат на конец квартала. Цифра выше начала 1-4 кварталов 2023 года и 1 квартала 2024 года: положительная динамика. Результат с начала года: 4,4 трлн руб. против 3,4 трлн руб. в январе-апреле 2023 года.
Вышла статистика по бюджету за март на сайте Росказны. Собрали рекордный с апреля 2023 года внутренний НДС. Слабо меняется импортный НДС, остается ниже уровней мая-декабря 2023 года. Можно предположить, что импорт стабилизировался.
План по НДС на 2024 год: 12,5 трлн руб. Необходимы поступления 1 трлн руб./месяц за оставшийся период. Идем с небольшим превышением: сборы растут в конце квартала.
Пора взглянуть на данные по налогу на прибыль от Росказны: 299 млрд руб. в марте в сравнении с 161 млрд руб. в феврале.
Квартальные результаты:
- 566 млрд руб. за 1 квартал 2024 года
- 532 млрд руб. за 4 квартал 2023 года
- 340 млрд руб. за 1 квартал 2023 года
Растут квартальные поступления год к году и квартал к кварталу.
Ненефтегазовые доходы и дефицит
Вернулись на уровень 1,7 трлн руб. ненефтегазовые доходы: сезонно снизился НДС. Любопытно, что с налогом на прибыль: Росказна публикует статистику с лагом 1 месяц. Не получается превысить уровни января-февраля 2024 года: входят в стагнацию ненефтегазовые доходы.
Вырос дефицит бюджета с начала года: 1,5 трлн руб. в апреле против 0,6 трлн руб. в марте. Составил 0,9 трлн руб. дефицит апреля, бюджет потратил 3,8 трлн руб. в сравнении с мартовскими 3,2 трлн руб. Пересчитаю цифры после выхода новых данных Росказны.
Нетто-привлечение ОФЗ за январь-апрель: 0,3 трлн руб.
Итоги
Идет близко к плану исполнение бюджета по доходам: нет значительного опережения или отставания. Настораживает вялая динамика ненефтегазовых доходов: придется изучить покомпонентно, не вижу поводов для чрезмерного оптимизма.
Сохраняет высокий запас ликвидной части Фонд национального благосостояния, ФНБ: 5,2 трлн руб.
Замерли на отметке 37,3 трлн руб. плановые расходы на 2024 год против первоначальной цифры 36,7 трлн руб. Новый плановый дефицит по году: 2,3 трлн руб.
Сложно с госдолгом: составила 1 трлн руб. выручка Минфина от размещений ОФЗ в январе-апреле, погасили 0,7 трлн руб. старых выпусков, осталось 0,3 трлн руб. нетто-результата. Сработали почти в ноль.
Оценка оставшихся погашений ОФЗ до конца года: 0,8 трлн руб. Минфин соберет еще 2 трлн руб. независимо от планов, если не ускорится, что даст нетто-результат 1,2 трлн руб. или 1,5 трлн руб. с учетом нетто января-апреля. Немного не добиваем до планового дефицита 2,3 трлн руб. Придется ускоряться Минфину или забирать деньги из ФНБ, если бюджету снова не повезет с ценами на нефть.
Понимаю Минфин, который занимает дорого и удлиняет долг: приходится закрывать дефицит сейчас, что будет через 10+ лет – неизвестно.
Выглядит странно логика Банка России, который пытается сдержать спрос, инфляцию и охладить экономику: под угрозой поступления НДС, номинальный рост налоговых поступлений и ВВП.
Вопрос с увеличением налогов: частично поддерживают экономику бюджетные расходы, которые дают налоговые поступления. Будут больше доить, но придется чаще кормить. Альтернатива – повышение имущественных налогов, акцизов и пошлин, которые не связаны с прибылью.
Пока ситуация в рамках допустимого. Создаст проблему резкий рост расходов: ликвидная часть ФНБ может закончиться быстрее при таком сценарии. Внимательно наблюдаю за оперативными цифрами ГИИС Электронный бюджет.
При частичном или полном цитировании ссылка на источник обязательна.