Найти тему

Петр Клодт – великий русский скульптор с немецкими корнями и другие замечательные люди похороненные в «Некрополе мастеров искусств»

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по музею под открытым небом «Некрополь мастеров искусств» расположенном на территории бывшего Тихвинского кладбища Александра Невской лавры Санкт-Петербурга.
Сегодня мы начнем с места последнего покоя человека, без творений которого невозможно представить наш город.

Клодт Петр Карлович (1805–1867)

Фаддей Горецкий. Портрет скульптора Петра Карловича Клодта. 1850 г.
Фаддей Горецкий. Портрет скульптора Петра Карловича Клодта. 1850 г.

Выходец из небогатой, но весьма знатной семьи немецких баронов. Его отец барон Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург — генерал-майор Российской императорской армии, вскоре после рождения сына получил назначение в Омск на должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Так что детство и юность будущего скульптора прошли в Сибири. Страсть к рисованию, резьбе и лепке пробудились в нем очень рано, и уже тогда главным объектом его работ стали лошади.

Как и все мужчины в их роду Петр Клодт с детства готовил себя к военной карьере. В1822 году он поступил в Михайловское артиллерийское училище, окончив которое до 1828 года служил в артиллеристской бригаде после чего уволился из армии в чине подпоручика и решил полностью посвятить себя скульптуре.
С 1830 года он вольнослушатель Академии художеств, где учился у её ректора И. П. Мартоса, на племяннице которого женился в 1834 году.

Баронесса Иулиания Ивановна Клодт фон Юргенбург, урожд. Спиридонова. Жена барона Петра Карловича Клодта фон Юргенбург.
Баронесса Иулиания Ивановна Клодт фон Юргенбург, урожд. Спиридонова. Жена барона Петра Карловича Клодта фон Юргенбург.

О жизни и творчестве П. К. Клодта я уже неоднократно писал, на моем канале, поэтому не буду сильно углубляться в эту тему. Для тех, кому интересно в конце статьи будут размещены ссылки. Скажу только, что талант и необычайное трудолюбие мастера вскоре позволили ему добиться всемирной известности. Конные статуи работы Клодта украшают не только Петербург, но и Королевский замок в Берлине, дворец короля «обеих Сицилий» Фердинанда II в Неаполе, Большой театр в Москве и множество других мест. Петр Карлович был не только великолепным скульптором, но и непревзойденным литейщиком в совершенстве, освоившем все существовавшие тогда литейные технологии. Он лично руководил отливкой всех своих работ в литейной мастерской Академии художеств.

Академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств, действительный статский советник, руководитель академической литейной мастерской, барон Петр Карлович Клодт скоропостижно скончался 16 ноября 1867 года и был похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. За 8 лет до того его супруга Ульяна Ивановна Клодт (урожденная Спиридонова) упокоилась на Смоленском православном кладбище.

Согласно справочнику, «Петербургский некрополь» 1914 года могила Петра Клодта находилась в северной части кладбища, у ограды со стороны Железноводской улицы.
Как это не покажется странным, никакого памятника на могиле, кроме простого деревянного креста, над захоронением не было.

Согласно справочнику, «Петербургский некрополь» 1914 года могила находилась в северной части кладбища, у ограды со стороны Железноводской улицы. Как это не покажется странным, никакого памятника на могиле, кроме простого деревянного креста, над захоронением не было.

Старая могила П.К. Клодта. Оригинал фотографии хранится в фотоархиве ИИМК РАН, шифр II6207.
Старая могила П.К. Клодта. Оригинал фотографии хранится в фотоархиве ИИМК РАН, шифр II6207.

В 1936 году останки скульптора были перенесены в Некрополь мастеров искусств.

-5

Над новым местом захоронения установлен жертвенник из серого полированного гранита с фронтонами и акротериями. Основание представляет собой профилированный плинт на прямоугольном постаменте и цоколе. На лицевой (северной) стороне вырублена надпись:

Скульптор Петр Карлович Клодт 1805–1867

Монумент был взят из фондов Музея Городской скульптуры и является работой неизвестного мастера 40 –х годов 19 века.

Могила Ульяны Ивановны Клодт сохранилась и сегодня выглядит вот так.

-6

Козлов Иван Иванович (1779–1840)

-7

Русский поэт и переводчик имя которого сегодня практически забыто. Человек редкого личного мужества.
Происходил из знатной дворянской семьи. В детстве получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими иностранными языками. В 19 лет поступил на государственную службу и начал быстро продвигаться по карьерной лестнице.
К 35 годам имел чин коллежского советника, соответствующий армейскому полковнику или флотскому капитану 1 ранга. Казалось, молодого человека ждет блестящее будущее, но в 1816 году его настигает тяжелейший недуг – паралич нижних конечностей. Дальше становится только хуже, Иван Иванович Козлов начинает стремительно терять зрение. Парализованный, лишённый зрения мужчина которому едва исполнилось, 40 лет решает заняться литературным творчеством. Он сочиняет стихи, которые по достоинству оценили Пушкин, Жуковский, Вяземский которые часто бывали в его доме. По свидетельствам современников Иван Иванович всегда встречал гостей безупречно одетым, и никто никогда не видел этого человека в инвалидном кресле хмурым и подавленным.
В 1825 году увидела свет его романтическая поэма «Чернец», написанная в форме лирической исповеди молодого монаха, ставшая одним из самых популярных стихотворных произведений своего времени. Считается, что именно «Чернец» вдохновил Лермонтова на создание своей бессмертной поэмы «Мцыри».
На стихи Козлова писали музыку А. А. Алябьев, А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка и другие знаменитые композиторы, а самым знаменитым его произведением стало стихотворение «Вечерний звон», превратившееся в одну из самых популярных народных песен, которую поют и сегодня.
Иван Иванович много работал и как переводчик. Широкой популярностью среди читающей публики пользовались его переводы Байрона, Вальтера Скотта, Данте, Роберта Бернса и других зарубежных поэтов.

Иван Иванович Козлов скончался в январе 1840 года. Был похоронен на Тихвинском кладбище неподалеку от могилы Карамзина. В том же году Жуковский подготовил к печати и выпустил двухтомное собрание сочинений покойного. Вся выручка от продажи была пущена на оплату изготовления и установки достойного надгробия на могиле усопшего.

-8

Колосова Евгения Ивановна (1780–1869)

Портрет балерины Колосовой кисти А. Г. Варнека
Портрет балерины Колосовой кисти А. Г. Варнека

Самая известная русская балерина начала 19 века. В 1799 году окончила Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета имени Вагановой) и стала солисткой Петербургской казенной труппы (в дальнейшем Императорский театр).
Стала первой исполнительницей русских народных плясок на театральной сцене и первой балериной отказавшейся от пышных театральных костюмов сковывавших движения балерины в пользу античного хитона.

Была матерью знаменитой актрисы Александры Каратыгиной-Колосовой и тещей Василия Каратыгина, величайшего трагика русской сцены первой половины 19 века.
Оставив сцену в 1826 году много лет занималась преподаванием. Её ученицами были самые знаменитые балерины М. И. Данилова, А. И. Истомина, А. А. Лихутина.

Скончалась в апреле 1869 года. Была похоронена на Смоленском православном кладбище.
В 1936 году прах перенесен в «Некрополь мастеров искусств» без надгробия.
Нынешний памятник взят из фондов Музея городской скульптуры.

-10

Комиссаржевская Вера Фёдоровна (1864–1910)

-11

Великая русская актриса, которую помнят и сегодня спустя 114 лет после её смерти.

Родилась в семье знаменитого оперного певца Федора Петровича Комиссаржевского, много лет певшего на сцене Императорского Мариинского театра.
В 1891 году она дебютировала как актриса – любительница на сцене Морского собрания Флотского экипажа в Санкт-Петербурге. После переезда в Москву она принимала участие в театральных постановках Общества искусства и литературы под руководством К. С. Станиславского.
В 1894 – 1896 годах, она играла на сцене театра Незлобина в Вильно (нынешний Вильнюс).

В 1896 году влюбленный в неё историк и дипломат С. С. Татищев помог Комиссаржевской получить место в Александринском театре Санкт – Петербурга.
Её дебют в роли Ларисы в «Бесприданнице» Островского вызвал настоящий фурор среди столичной театральной публики.

17 октября того же года на сцене Александринки состоялась премьера "Чайки" Чехова.
Сегодня «Чайка» — это вершина не только русской, но и мировой драматургии, а Комиссаржевская навсегда останется в истории мирового театра, как первая исполнительница роли Нины Заречной.

В 1902 году она оставляет Александринку и отправляется в двухгодичный гастрольный тур по России. Главная цель - собрать деньги на открытие собственного театра.

15 сентября 1904 года в помещении Санкт – Петербургского «Пассажа» открылся театр Комиссаржевской.

-12

В своем стремлении создать новый театр Комиссаржевская привлекает к сотрудничеству Всеволода Мейерхольда, который в 1906–1907 годах поставил на сцене её театра 13 спектаклей, что едва не привело к финансовому краху. Ни публика, ни критика не понимали новаторских идей Мейерхольда.
В итоге два великих деятеля русского театра расстались. В начале 1908 года Комиссаржевская с частью своей труппы едет в Америку, но гастроли не имеют успеха.

В 1909 году она оставляет свой театр. Теперь у неё новая идея и цель в жизни – она хочет создать собственную театральную школу – студию. Для того чтобы заработать необходимые средства, она вновь отправляется в большой гастрольный тур по Российской Империи.
В январе 1910 года в Ташкенте актриса заразилась оспой. 23 февраля того же года великой русской актрисы не стало.

5 марта того же года была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В 1912 году по инициативе Московского литературно – художественного кружка была открыта подписка по сбору средств на изготовление и установку памятника великой актрисе. После того, как необходимая сумма была собрана был объявлен конкурс в котором победила первая российская женщина – скульптор Мария Диллон, которая была лично знакома с Верой Фёдоровной.

Мария Леонидовна немедленно приступила к работе и в марте 1914 года макет памятника из глины в натуральную величину был выставлен на всеобщее обозрение в мастерской скульптора.

-13

17 сентября 1915 года состоялось торжественное открытие памятника. В оригинале композиция выполнена из бронзы и лабрадорита.

-14

Бронзовая фигура актрисы стоит на фоне чёрной полированной стелы, на которой выделяется рельефный крест. Постаментом служит скошенный подиум с двумя вазами.
ног актрисы лежит пальмовая ветвь, на которой можно прочесть «отл. Миглинник» (фамилия мастера литейщика). По первоначальному замыслу Марии Диллон у ног Комиссаржевской должна была лежать мёртвая чайка, но этому категорически воспротивилось духовенство.

В 1936 году захоронение и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств.

-15

На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Ниже, как и обещал вы можете найти ссылки на статьи, посвященные творчеству Петра Карловича Клодта

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года

-16