Найти тему

Конные скульптуры на Аничковом мосту Санкт-Петербурга – одно из главных украшений нашего города

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала.
Сегодня на календаре 2 декабря – одна из знаменательных дат в истории неповторимого художественного облика Санкт – Петербурга. Ровно 181 год назад 2 декабря (20 ноября по старому стилю) 1841 года после длительной реконструкции был торжественно открыт Аничков мост через реку Фонтанку украшенный четырьмя жанровыми скульптурами изображавшими противоборство коня и человека. Естественно я как скульптор не мог оставить эту дату без внимания и поэтому предлагаю вам небольшой рассказ, посвященный истории этого несомненного шедевра.

Аничков мост

Своим названием мост обязан инженер – подполковнику Астраханского пехотного полка М. С. Аничкова командовавшего рабочим батальоном, солдаты которого строили первый деревянный мост ещё в 1715 году. Впоследствии мост неоднократно расширялся и укреплялся. В частности в 1741 году были проведены большие работы по укреплению моста, когда через него должны были прошествовать 14 слонов прибывших в Петербург в качестве подарка Императрице Елизавете Петровне от персидского шаха.

К стати сказать слоны на улицах Санкт – Петербурга в 18 – начале 19 века встречались не так уж и редко. Был даже сооружен специальный Государев слоновник, где содержали четвероногих гигантов регулярно присылавшихся в дар восточными владыками. Естественно, время от времени их выводили на прогулку, во время одной из которых, произошла знаменитая встреча слона с Моськой описанная Иваном Андреевичем Крыловым.

-2

Впрочем не будем отвлекаться.
Петербург продолжал строиться, и хорошеть на глазах. В 1780 - 1789 годах был выполнен огромный объем работ по благоустройству Фонтанки, в рамках которых были возведены каменные набережные со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов. Аничков мост перестроен в период 1783—1785 годов.
В 1839 году Император Николай I принял решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла усилившееся движение по Невскому проспекту. Проект Аничкова моста в том виде, котором мы теперь его знаем, был разработан инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера.
Все работы были проведены в кратчайшие сроки. Достаточно сказать, что работы были начаты 22 мая 1841 года, а торжественное открытие движение по новому мосту состоялось ровно через полгода 20 ноября (2 декабря) того же года.
Опоры моста и пролёты облицевали розовым гранитом. Литая чугунная ограда с барельефами морских коньков и русалок выполнена не Петром Клодтом, как многие думают, а архитектором Александром Брюлловым, старшим братом знаменитого Карла Брюллова.

-3

Но конечно главным украшением Аничкова моста и одним из символов нашего города стали великолепные скульптуры работы Петра Карловича Клодта «Укрощение коня человеком».

Следует упомянуть тот факт, что первоначально в 1841 году на пьедесталах, установленных на правом берегу Фонтанки со стороны Адмиралтейства скульптуры были бронзовыми, а вот на левом берегу отливки из мастерски раскрашенного гипса.
Дело в том, что отлитые Клодтом заранее изваяния привели в неописуемый восторг прусского короля Фридриха Вильгельма IV и были подарены ему Императором Николаем I

Кони Клодта при входе в Королевский замок в Берлине
Кони Клодта при входе в Королевский замок в Берлине

В 1843—1844 копии были изготовлены повторно, но они так же покинули Россию, став украшением дворца короля «обеих Сицилий» Фердинанда II в Неаполе.

-5

Лишь в 1850 году Аничков мост был, говоря казенным языком, полностью укомплектован настоящими бронзовыми изваяниями, полюбоваться на которые приезжают туристы со всего мира.

Петр Карлович Клодт решил не повторять уже существующие произведения, а вылепить совершенно новые модели. Клодт придумал прекрасную пространственную композицию состоящую из четырёх эпизодов «Укрощения коня».
Человек и конь трактованы ваятелем с равным ощущением красоты и силы каждого участника единоборства. В них я вижу схватку двух великих начал: ничем неукротимой силы необъезженного коня, стремящегося вырваться из узды, и сдерживающей его воли человека.

В первой группе прекрасных статуй мы видим краткое неустойчивое равновесие. Настороженный, чующий опасность конь и уверенный в себе опытный возничий.

-6

Во второй — вздыбившийся вихрем бронзовый конь и едва держащий узду, упавший на землю молодой юноша.

-7

В третьей группе — присмиревший, но ещё взбудораженный конь, которого покорил сильный мужчина.

-8

И, наконец, как кульминация скульптурного ансамбля, — гармоничное единение с человеком прирученного коня, признавшего его волю и силу. В отличии от трёх остальных в этой скульптурной композиции конь покрыт не попоной, а львиной шкурой — символом Геракла, вошедшего в русскую скульптуру ещё в петровские времена. Этот аллегорический мотив был очень любим в российском обществе девятнадцатого века.

-9

На мой взгляд, в эпизодах укрощения совершенно нет жестокости, а в сценах борьбы больше соревновательности чем непримиримости. Единый ритм пронизывает движение пластических масс всего скульптурного ансамбля. Их контрастное сопоставление друг с другом, резкое чередование эпизодов ведёт за собой взгляд зрителя, переводя его с одной группы на другую. Композиционное решение рассчитано на два аспекта восприятия: силуэтное — при обзоре со стороны Фонтанки, и детализированное — при близком рассматривании великолепно вылепленных деталей скульптур. Можно подолгу любоваться изумительно прочеканенными фактурами на теле коней и прекрасно запатинированными бронзовыми фигурами мужчин.

Замечательный русский скульптор и инженер - литейщик немецкого происхождения барон Клодт фон Юргенсбург Пётр Карлович оставил заметный след не только в русском, но и мировом искусстве. О других его работах ставших неотъемлемой частью облика Санкт – Петербурга, мы обязательно поговорим во время наших последующих виртуальных экскурсий, ну а пока позвольте сказать, что традиции великого скульптора – анималиста Петра Клодта и сегодня сохраняют мастера работающие в Творческой мастерской скульптора Селиверстова в Санкт-Петербурге. На собственном литейном производстве мы отольём из бронзы копии скульптур Клодта любого размера: от миниатюрной настольной статуэтки до монументальной скульптурной группы высотой три метра. Наши мастера работали в Русском музее и Академии художеств, создавая под заказ произведения скульптуры на музейном уровне.

Ещё больше наших работ можно увидеть перейдя по ссылке