Найти тему

«Некрополь мастеров искусств» в Санкт-Петербурге. Продолжение виртуальной экскурсии по музею под открытым небом

Оглавление

Карамзин Николай Михайлович (1766–1826)

Замечательный русский литератор, историк и реформатор русского языка.
Родился 1 (12) декабря 1766 года недалеко от города Синбирска в родовой усадьбе Карамзинка принадлежавшей его отцу Михаилу Егоровичу Карамзину.
Хочу обратить внимание тех кто решит, что автор допустил ошибку в названии города который известен прежде всего, как малая родина В.И. Ульянова – Ленина, что Симбирском он стал называться в соответствии с указом Екатерины II от 1780 года, а на момент рождения Карамзина был захолустным провинциальным Синбирском.

С 1778 года Коля Карамзин жил и учился в Москве. Как и большинство мальчиков из знатных дворянских родов, он был с раннего детства приписан к Императорской гвардии и с 1781 по 1784 проходил службу в лейб-гвардии Преображенском полку, откуда вышел в отставку в чине поручика. После выхода в отставку жил в Симбирске, где вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после переезда в Москву стал членом «Дружеского учёного общества», созданного профессором Московского университета и видным деятелем русского масонства И. Г. Шварцем.

В 1789 -1790 годах путешествовал по Европе. Поселившись после возвращения в Москве, Карамзин начал профессионально заниматься издательской деятельностью. В 1791 году он начинает издавать «Московский журнал», ставший первым в России литературно – художественным ежемесячником.

Среди других публикаций Карамзина в «Московском журнале» впервые была опубликована повесть «Бедная Лиза», положившая начало сентиментализму в русской литературе,

Можно сказать, что Николай Михайлович стал родоначальником исторического жанра в отечественной прозе.

Его повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» произвела огромное впечатление на императора Александра I, и тот высочайшим указом назначил Карамзина официальным придворным историографом с ежегодным денежным содержанием в 2000 рублей. Кстати сказать, это был первый и единственный случай в русской истории.

Получив это звание, Карамзин поселяется в подмосковной усадьбе Остафьево, принадлежавшее единокровному брату своей супруги Петру Андреевичу Вяземскому, где с 1804 по 1818 годы работает над «Историей государства Российского», ставшей главным трудом его жизни.

После выхода в свет первых 8 томов, имевших огромный успех и вскоре переведенных на главные европейские языки Николай Михайлович с семьёй возвращается в Санкт-Петербург, где император поселяет его в Царском селе. В последующие годы Карамзин написал ещё три том «Истории…», последний из которых вышел в 1826 году, уже после смерти автора.

Николай Михайлович Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, где проживал по приглашению вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матушки Александра I и Николая I, от чахотки. По преданию, сгубившая его болезнь стала результатом сильнейшей простуды, полученной им в результате многочасового пребывания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, где он воочию наблюдал за восстанием декабристов.

Был похоронен на Лазаревском кладбище Александра Невской лавры. Позже этот участок одного из старейших некрополей Северной столицы был переименован в Тихвинское кладбище, а ныне мы знаем его как «Некрополь мастеров искусств».

Памятник на могиле великого историка создан в полном соответствии с его завещанием и выглядит лаконичным по форме, но весьма выразительным и наполненным глубоким смыслом.
Василий Андреевич Жуковский так описал надгробие своего старшего товарища, к которому относился с глубочайшим почтением:

Лежит венец на мраморе могилы;
Ей молится России верный сын;
И будит в нем для дел прекрасных силы
Святое имя: Карамзин.
-2

Прямоугольный саркофаг белого мрамора, установленный на основание (плинту) из красного гранита, символизирует чистоту души. На верхней грани саркофага находится бронзовый венок из дубовых листьев, символизирующий верность отечеству. Точно таким же образом оформлено надгробие над могилой его супруги Екатерины Андреевны Карамзиной и их дочери Елизаветы Николаевны Карамзиной, фрейлины с не сложившейся личной жизнью, но отличавшуюся, безграничной добротой и состраданием к чужим горестям.

На западном торце саркофагов размещены медные четырехконечные кресты, под которыми нанесена надпись.

«Блажени.чистii сердцемъ iакш miu Бога оузрятъ».
-3

Обратите внимание, что крест, укрепленный на саркофаге Карамзина, имеет символ Всевидящего Ока, который явно намекает на принадлежность Николая Михайловича к масонам.

Каратыгин Василий Андреевич (1802–1853)

Портрет актера В. А. Каратыгина кисти В.А. Тропинина
Портрет актера В. А. Каратыгина кисти В.А. Тропинина

Замечательный русский актер, наиболее яркий представитель артистической династии Каратыгиных. Крупнейший трагик русской сцены первой половины 19 века.
Дебютировал на сцене в 1820 году. С 1832 года и до самой смерти ведущий актер Александринского театра. Был первым исполнителем роли Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Василий Андреевич Каратыгин был знаком и близко приятельствовал с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером и многими другими своими видными современниками.
Его жена и многолетняя партнерша по сцене
Каратыгина-Колосова Александра Михайловна (1802–1880) была первой русской актрисой, обучавшейся сценическому мастерству в Париже.

Портрет актрисы А. М. Каратыгиной кисти Ж. Д. Кура
Портрет актрисы А. М. Каратыгиной кисти Ж. Д. Кура

Вместе с мужем играла на сцене Александринского императорского не оставив сцену и после его смерти в 1853 году.
Похоронив мужа на Смоленском православном кладбище, Александра Михайловна заказала надгробие в виде гранитной сени, увенчанной крестом, которое было выполнено известными мастерами Фр. Перро и С. Л. Анисимовым. Настоящим украшением траурной композиции стал бюст покойного работы скульптора А. И. Тербенева – автора знаменитых атлантов Эрмитажа.

-6

Александра Михайловна Каратыгина – Колосова скончалась в 1880 году и была похоронена рядом с мужем. В 1896 году рядом с родителями упокоилась их дочь Евгения Васильевна Тидеке, урожденная Каратыгина.

В 1914 году семейное захоронение выглядело вот так

-7

В 1936 году супруги Каратыгины были перезахоронены в «Некрополе мастеров искусств».

-8

Сразу бросается в глаза отсутствие креста над сенью, причем следы его былого пребывания явно замаскированы. Отсутствуют также бронзовый лавровый венок ранее украшавший постамент и икона, располагавшаяся над аркой.

Кикин Петр Андреевич (1772–1834)

Портрет генерала Кикина из Военной галереи Зимнего дворца.
Портрет генерала Кикина из Военной галереи Зимнего дворца.

Российский военный и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года. Будучи генералом, непосредственно участвовал в сражениях при Ватутиной горе, при Бородине, где был тяжело ранен, под Красным. Участник заграничного похода Русской армии. За личную доблесть был удостоен орденов Св. Владимира, Св. Анны, двух золотых шпаг «За храбрость» с алмазами и прусского ордена Красного орла.

После возвращения из Парижа оставил воинскую службу. В 1816 году по лично просьбе императора Александра I занял должность его статс-секретаря.
В 1820 году Петр Андреевич Кикин стал одним из соучредителей Общества поощрения художников и занял должность его председателя и казначея. Благодаря поддержке и финансированию Общества в полной мере сумели раскрыть свой талант такие замечательные художники, как братья Брюлловы, Венецианов, Иванов и многие другие.

Портрет П.А. Кикина работы Карла Брюллова
Портрет П.А. Кикина работы Карла Брюллова

Именно Петр Андреевич ещё в 1817 году обратился к императору Александру I с предложением о необходимости возведения в Москве Храма Христа Спасителя в память обо всех героях Отечественной войны 1812 года. Как известно Храм был заложен уже после смерти храброго генерал – майора, последовавшей в мае 1834 года.

России верный сын был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Надгробие представляет собой саркофаг красного полированного гранита с четырехскатной крышкой, установленный на ступенчатом профилированном постаменте и цоколе. На западном торце -накладной круглый медальон с рельефным изображением головы Христа, на восточном - медальон с рельефным изображением герба в лавровом венке.

-11
Эпитафия на постаменте гласит:
С высот превыспренних на нас, Отец Небесный,
Ты ясно промыслом зарил в его трудах.
Друг человечества, любовию пренежный,
Он доблестями жив в признательных сердцах.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наши виртуальные экскурсии будут обязательно продолжены, а пока я хочу поздравить всех вас с самым главным, самым святым для всех нас праздником ДНЕМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

-12

Всего вам доброго и до скорой встречи.