Ни для кого не секрет, что Петербург был основан Петром I в 1703 году.
Вы, наверняка, даже знаете, что строительство началось с Петропавловской крепости. Пока строили ее, пока другие сооружения, Петр все контролировал. Но где же Царь и в будущем первый Император обустроился на берегу реки Невы?
Итак, первым жилым домом Петербурга стал домик самого Петра Алексеевича. И, конечно, по этому поводу родилось несколько версий-легенд.
1. Домик представлял собой перестроенную чухонскую хижину.
2. Домик построили шведские солдаты, которые либо были в плену, либо жили в те времена на территории России. Современные ученые рассмотрели факты возведения деревянного домика, опираясь только на научные знания по истории и архитектурным строениям тех времен. Первое, что привлекло их внимание, это сруб, который заточен в форме шестиугольника, а это является верным признаком шведского направления. Кроме сруба в летнем домике Петра Первого огромные длинные окна, что тоже свойственно не русской культуре, а шведской.
3. Петр сам срубил себе жилище.
4. Домик перевезли из другого места. Подтверждением служит исследования нумерации бревен знатоком деревянной архитектуры реставратором Владимиром Степановичем Рахмановым, которые позволили предположить, что домику на 1703 год уже было 20 лет, это говорит о том, что постройку перевозили.
4. Домик Петра был построен солдатами Преображенского полка за три дня - с 24 мая по 26 мая 1703 года. Эта версия, кстати, является официальной.
Как бы то ни было, Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне — уникальный памятник архитектуры и старейшее здание Санкт-Петербурга. Нева раньше была шире и Домик стоял у самого берега перед небольшой гаванью. Место было выбрано прекрасное: из окон были видны водные просторы и бастионы Петропавловской крепости. А именно эти объекты важно было видеть всегда, ведь земли только-только отвоевали у шведов.
Сруб размером 12,7×5,7 м из тесаных сосновых бревен поставили на месте указанном самим Петром I. Царь приказал обтесать бревна и стилизовать фасад под кирпичную кладку на голландский манер. Крышу покрыли гонтом — деревянными пластинами, напоминающими черепицу, а на ней была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра, в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты», так числился Петр I в армейских списках. Большие окна оформили мелкой расстекловкой. В документах петровского времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами».
В доме отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку жил в нем Петр лишь в теплое время года.
Уже в петровское время были предприняты меры по сохранению первого дворца Петра I. Ведь из-за того, что домик находился на берегу реки, он часто подвергался разрушению в связи с неблагоприятными природными явлениями. Главным разрушением служило наводнение: полы гнили, фундамент размывался, дом оседал. Периодически проводились ремонтные работы по восстановлению царского жилища, но все было тщетно – Домик разрушался все больше и больше. В 1723 году над Домиком по проекту архитектора Доминико Трезини возвели каменную аркаду с крышей, колоннами, балюстрадой.
Основанием галереи послужил бетонный литой пол, на него установили кирпичные столбы, в завершение на столбах укрепили крышу. Так выглядел самый первый кокон для летнего домика.
Существующий сегодня кирпичный футляр был сооружен по проекту архитектора Романа Ивановича Кузьмина в 1844 году. В 1899 году к каменному футляру над Домиком Петра I с севера и юга пристроили два тамбура по проекту инженера-архитектора Николая Марковича Салько. Северный тамбур предназначался для публики, южный — для хранения лодки-верейки Петра I.
Первый дворец Петра Первого стал местом для посещений священнослужителей, именно для них была создана часовня в одной из комнат деревянного домика дочерью царя, Елизаветой Петровной. Часовню назвали в честь Спаса Нерукотворного, икона этого образа принадлежала некогда Петру и сопровождала его в походах. Согласно легенде, икону написал великий иконописец Ушаков для отца Петра, после смерти икона досталась сыну и верно служила ему всю его жизнь. С тех пор образ Спаса Нерукотворного стал самым уважаемым и почитаемым в городе, в летний домик стекались толпы паломников, верующих в чудотворную силу иконы, каждый хотел увидеть ее лично.
Императрица лично переписала молитву Спасителю и оставила ее перед иконой, эту молитву читали каждый раз, как начиналось богослужение. Поклониться чудотворной иконе приходили люди разных сословий и наций, особенно верили в ее силу учащиеся учебных заведений, так как после прочтения молитвы в часовне летнего домика они всегда успешно сдавали экзамены.
По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра I — в 1742 г. в столовой домика была открыта часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В нее и поместили родовую святыню Романовых — икону Спаса Нерукотворного, принадлежавшую царю Петру. Сейчас эта икона находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, она помещена в особый киот перед правым клиросом. Часовню в Домике Петра упразднили в 1929 году.
В 1870-е годы участок вокруг Домика оградили ажурными чугунными решетками и разбили небольшой сад, в котором со стороны реки Невы установили бронзовый бюст Петра I (Николя-Франсуа Жилле, Пармен Петрович Забелло, с оригинала Бартоломео Карло Растрелли). В особых случаях в саду у Домика члены императорской фамилии сажали деревья. Ныне эта традиция возрождена, в мае 2011 году принц Майкл Кентский посадил рядом с Домиком дуб.
В 1930 году Домик Петра I стал музеем. В 1934 году музей «Домик Петра I» поступил в ведение комплекса Петровских дворцов Петергофского объединения, а в 1938 году присоединен к музею «Летний дворец — музей Петра I». Во время Великой Отечественной войны Домик не понес серьезных повреждений. Экспонаты музея были эвакуированы в город Сарапул, за Урал. Домик Петра находился под охраной музейного персонала и уже в 1944 году открылся для посетителей, первым в городе.
В начале 2004 года Домик Петра вошел в состав Государственного Русского музея.
Что же вы увидите внутри, если решите сходить в этот музей?
Начнем с того, что домик Петра I — это простая в плане постройка — в центре сени, за ними — маленькая спальня царя, а по сторонам более просторные кабинет и столовая. Площадь Домика по внешнему периметру — 65 квадратных метров. Стены Домика, прорезанные необычными большими окнами с мелкой расстекловкой переплетов, сохранили следы раскраски под кирпич. Подобный прием декорировки деревянных сооружений был характерен для первых лет существования города. Роспись Домика является единственным сохранившимся образцом такого рода.
Высокая четырехскатная крыша крыта гонтом — плоскими деревянными дощечками, имитирующими черепицу. В ходе реставрационных работ 1971-1975 годов, проводившихся по проекту архитектора Александра Эрнестовича Гессена, внутри здания был расчищен так называемый «травный» орнамент на наличниках окон и дверей, исполненный масляными красками.
На черном фоне переплетаются цветы и травы — розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики. Остатки живописи имеются на всех внутренних дверях Домика. Лучше других сохранилась живопись на дверном полотне из столовой в спальню, где изображён интерьер западноевропейского собора. Стены помещений внутренних помещений Домика, как и в петровское время, обиты морской парусиной. Окна застеклены «лунным» стеклом, изготовленным в наше время по технологии начала XVIII века.
Современная музейная экспозиция представлена предметами, относящимися к петровскому времени, в том числе и мемориальными. Среди них: мундирное платье красного сукна; трость восточной работы, отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе в 1707 г., лодка-верейка, кресло Петра I.
Внутренняя обстановка воссоздана музейными работниками, но все предметы петровской эпохи. Попасть в помещения нельзя. Но сени, спальня, столовая и кабинет прекрасно просматриваются через большие, растянутые по горизонтали, окна.
От посещения музея вы получите огромное удовольствие. Какая-то там особенная атмосфера, которая будто погружает в ту эпоху, когда зарождался самый красивый город мира!