Найти в Дзене

Как царь Петр решил первый в России музей основать. История Кунсткамеры.

Санкт-Петербург Культурной столицей России называют по многим причинам. Одна из них - количество музеев. Только в в одном городе их больше 250! Конечно, самый известный, да и самый большой - это Эрмитаж. А какой музей приходит в голову вторым? Чаще всего это Кунсткамера! Вот о ней мы сегодня и поговорим!

Здание Кунсткамеры на Университетской набережной (сине-зеленое). Фото автора.
Здание Кунсткамеры на Университетской набережной (сине-зеленое). Фото автора.

Музей, который на самом деле называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук, все же больше известен под названием Кунсткамера. Появился он благодаря основателю Санкт-Петербурга, Петру Великому, который мечтал видеть Россию процветающей и прогрессивной. Молодой царь с Великим Посольством попутешествовал по Европе и там, помимо всего прочего, посещал модные тогда Кунсткамеры (нем. Kunstkammer — комната искусства), которые также называли кабинетами редкостей. Раньше именно так называли различные исторические, художественные, естественно-научные и другие коллекции редкостей и места их хранения. В XVI—XVII веках такие кабинеты редкостей принадлежали многим княжеским и королевским дворам. Петр I не хотел отставать от европейской знати.

Портрет Петра I  в Кунсткамере. Фото автора.
Портрет Петра I в Кунсткамере. Фото автора.

Посещая такие Кунсткамеры Петр все дивился экспонатам. Видел царь и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. Есть запись и о новейшей науке анатомии:

«Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…»

Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.
Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.

Конечно, посещал подобные места Петр именно из-за того, что уж очень его это интересовало. Вот и начал он, не жалея средств, закупать уже собранные коллекции и отдельные вещи, которые, по его мнению, достойны были стать экспонатами нового музея: оружие, инструменты, книги, приборы, природные редкости. Вот эти предметы и легли в основу «Государева Кабинета», а потом и Кунсткамеры, ставшей первым российским естественнонаучным музеем.

Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.
Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.

Вернулся Петр I в Россию и началась Северная война, в ходе которой была отвоевана та территория, где и был построен Санкт-Петербург.

Ну а тут уж и музей можно основать, как решил царь. Так и появляется Кунсткамера.

Музей Кунсткамера. Фото автора.
Музей Кунсткамера. Фото автора.

Коллекция, благодаря стараниям самого царя, начала увеличиваться гораздо раньше. Еще в 1704 году Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.
Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. К сожалению, указа или хотя бы письменного распоряжения о создании Кунсткамеры не найдено ни в одном архиве, что дает основания предполагать, что указа этого просто-напросто не существовало! Откуда те такой точный год основания?

Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.
Одна из витрин Кунсткамеры. Фото автора.

Но своего здания у коллекции не было, поэтому она была помещена в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 году впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально "надсмотрителем редкостей и натуралиев" Иоганну Шумахеру.

Кикины палаты. Источник: panevin.ru.
Кикины палаты. Источник: panevin.ru.

Но такому собрание просто необходимо было иметь свое собственное здание. Место для него было выбрано неспроста! Итак, по легенде, место выбрал сам царь, когда заметил здесь диковинно растущую сосну. Итак, однажды Петр I прогуливался по Васильевскому острову, который по его же замыслу должен был стать центром нового города. И вдруг он увидел сосну, ветка которой вырасла из ствола и вросла с другой стороны, образовав некое подобие петли. Эта соста представляла собой своеобразную аномалию. А раз уж Петр решил музей для таких вот феноменов строить, место показалось ему подходящим! интересно, что ветку эту сохранили, поэтому вы и сейчас сможете увидеть то, на что когда-то обратил внимание царь Петр.

Сохранившийся кусок аномальной сосны. Источник: spb.aif.ru
Сохранившийся кусок аномальной сосны. Источник: spb.aif.ru

Итак, место было выбрано по соседству со зданием Двенадцати коллегий. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук. Итак, здание «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» на Васильевском острове заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Георг Иоганн Маттарнови, который был учеником знаменитого немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера. Оба мастера прибыли в Санкт-Петербург в 1714 году, только последний умер в том же году. Именно Шлюттер, как считается спроктировал злание, ведь идея симметричной композиции с ярусной башней в центре также характерна для его творчества и часто повторяется в его берлинских проектах. Маттарнови был в этом проекте лишь исполнителем, приняв все его модели и чертежи.

Г.А. Качалов Г.А., Фасад императорской Библиотеки и Кунсткамеры. Источник: www.kunstkamera.ru
Г.А. Качалов Г.А., Фасад императорской Библиотеки и Кунсткамеры. Источник: www.kunstkamera.ru

Для архитектурного стиля петербургской архитектуры первой четверти XVIII века ("петровское барокко") типичны заимствования из голландской и северогерманской архитектуры: ступенчатые башни, увенчанные куполом или шпилем, с часами или флюгером, высокие кровли «с переломом», вогнутые фасады, двуцветная окраска. Строительство здания осуществляли последовательно несколько архитекторов: уже упомянутый выше Георг Маттарнови, Николаус Фридрих Гербель (он внес несколько изменений в первоначальный проект), Харманом ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола, в 1724 году работы вёл архитектор Гаэтано Кьявери (заново возводил и укреплял башню, оформил главную лестницу и большой зал с двухъярусной колоннадой), с 1727 года под руководством Михаила Григорьевича Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки» (в ещё недостроенное здание перенесли личные коллекции Петра I, библиотеку и Готторпский глобус), а после страшного пожара 1747 года ремонтные и восстановительные работы возглавил Савва Иванович Чевакинский.

Макет Кунсткамеры в одной из витрин Музея. Фото автора.
Макет Кунсткамеры в одной из витрин Музея. Фото автора.

Но вернемся в Петровскому времени. 28 января 1724 года по распоряжению Императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Здание Кунсткамеры на Университетской набережной. Фото автора.
Здание Кунсткамеры на Университетской набережной. Фото автора.

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Скелет Николя Буржуа, сердце Буржуа, ингибированное красной массой, портрет Николя Буржуа. Фото автора.
Скелет Николя Буржуа, сердце Буржуа, ингибированное красной массой, портрет Николя Буржуа. Фото автора.

С начала своего существования этот музей был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них Михаил Васильевич Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

На протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми путешественниками, мореплавателями в экспедициях. Среди них Джеймс Кук, Иван Федорович Крузинштерн, Юрий Федорович Лисянский, Федор Алексеевич Головин, Федор Петрович Литке, Николай Николаевич Миклухо-Маклай и многие другие.

Николаевский зал: Народы Южной Азии. Фото автора.
Николаевский зал: Народы Южной Азии. Фото автора.

Основатель музея, Петр I, позаботился о том, чтобы собрания Кунсткамеры постоянно разрастались. Например, в 1718 году был издан указ, в котором предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.
Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.

Позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

Одна из витрин в музее Кунсткамера. Фото автора.
Одна из витрин в музее Кунсткамера. Фото автора.

В 30-е годы XIX века на основе коллекций Кунсткамеры (ввиду обширности ее собрания) было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I.

Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 году музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.
Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.

"Золотым веком" в истории Музея антропологии и этнографии можно несомненно назвать период с 1894 года по 1914 год. В 1909 году при Музее был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и т.д.).

Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.
Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.

Просто представьте, что за 20 лет, с 1894 по 1914 года, этнографические коллекции выросли почти на 100 тысяч единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств (1914 год) Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

Часть этнографической коллекции Кунсткамеры. Фото автора.
Часть этнографической коллекции Кунсткамеры. Фото автора.

В 1933 году Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 году было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института. В 1992 году Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.
Экспозиция Кунсткамеры. Фото автора.

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Один из залов Кунсткамеры. Фото автора.
Один из залов Кунсткамеры. Фото автора.

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

Читайте также: