Найти тему
Антон Наумкин

Ki-51 в качестве камикадзе - битва за Филиппины, сражение за остров Лейте, бои в заливе Ормок

1-я часть - первый бой Ki-51 за остров Лейте

Пытаясь переломить ход боев за остров Лейте на Филиппинах во второй половине дня 6 декабря 1944 года подразделения японских воздушно-десантных войск начали проведение операции "Тё" - с целью захвата пяти американских аэродромов. Основные усилия авиации были сосредоточены на обеспечении высадки десанта. Однако из 500 человек "первой волны" удалось высадить в тыл противника около половины, из них только до 60 человек - в назначенные районы, лишь частично выполнившие задачу. Примерно в это же время флотский самолет-разведчик обнаружил большое количество американских десантных кораблей и транспортов, двигавшихся к западному побережью Лейте. Организовать по ним удар не оставалось уже ни времени, ни самолетов. Несколько флотских A6M, в том числе один камикадзе, вечером попытались атаковать, но результата не достигли.

Утром 7 декабря 1944 года корабли американской оперативной группы 78.3 вошли в залив Ормок и высадили два полка 77-й пехотной дивизии и отдельный танковый батальон на западный берег Лейте, тем самым лишив японские войска последнего крупного порта на острове - самого Ормока. Ровно через три часа, после того как нога первого американского солдата коснулась берега, несколько десятков армейских и флотских японских самолетов, в том числе 35 камикадзе (армейских - 19, флотских - 16), начали атаки в районе высадки. Им удалось потопить эсминец DD-364 "Мэхен", быстроходный транспорт (бывший эсминец) APD-16 "Уорд", десантный корабль LSM-318 и повредить эсминец DD-367 "Лэмсон" эскортный миноносец DE-206 "Лидл", танкодесантный корабль LST-737, десантные корабли LSM-18, LSM-19 и LSM-318. Однако для срыва высадки этого было явно недостаточно. Остатки японских десантников, вместе со сбитыми самолетами в заливе Ормок, лишились последней надежды на высадку "второй волны".

Схема высадки десанта в заливе Ормок из отчета эсминца DD-619 "Эдвардс".
Схема высадки десанта в заливе Ормок из отчета эсминца DD-619 "Эдвардс".

Летчики специальных отрядов на Ki-51 в этот день полетов не совершали. Вечером этого дня часть самолетов отряда "Секитё-тай" были переброшены с аэродрома Калоокан (район Манилы) на аэродром Бакалод на острове Негрос, поближе к району боев.

7 декабря 1944 года - японская авиация атакует американские корабли в заливе Ормок. В правом верхнем углу виден падающий горящий японский самолет.
7 декабря 1944 года - японская авиация атакует американские корабли в заливе Ормок. В правом верхнем углу виден падающий горящий японский самолет.

С утра 8 декабря над Филиппинами установилась дождливая погода. Из отправленных утром к заливу Ормок семи бомбардировщиков Ki-49 74-го и 95-го сентай только четыре экипажа смогли выйти в район и обнаружить среди дождевых шквалов американские корабли. Из них два бомбардировщика были сбиты, два - смогли сбросить бомбы и вернуться обратно. Не смотря на плохую погоду, c аэродрома Бакалод (остров Негрос) в залив Ормок, на единственном готовом к вылету Ki-51 отряда "Секитё-тай", вылетел младший лейтенант Ито Сейсо. Больше его никто не видел - младший лейтенант пропал без вести не добравшись до кораблей противника. Вероятнее всего, его самолет, подготовленный к вылету в спешке, либо упал в море из-за технических проблем, либо летчик не справился с управлением в сложных погодных условиях. Пользуясь нелетной погодой американские корабли завершили высадку всех подразделений и грузов и отошли в более безопасные районы.

С этого дня японское командование видимо пришло к выводу, что сбросить американцев с острова не получится. Ставка на генеральное сражение на Лейте оказалась проиграна. Попытки переброски подкреплений на остров еще продолжались, но стало ясно, что его полный захват противником это вопрос времени.

11 декабря 1944 года для доставки подкрепления, боеприпасов и предметов снабжения для наступающих войск в районе залива Ормок американское командование направило конвой из залива Лейте в составе 13 десантных кораблей в сопровождении шести эсминцев. Конвой был замечен японским разведчиком через пять часов после начала движения, еще через два часа его атаковала группа флотских A6M из отряда "Конго". Одному из "Зеро" удалось таранить и потопить эсминец DD-369 "Рейд".

Гибель эсминца DD-369 "Рейд" 11 декабря 1944 года. Рядом с носовой частью эсминца виден десантный корабль подбирающий экипаж из воды.
Гибель эсминца DD-369 "Рейд" 11 декабря 1944 года. Рядом с носовой частью эсминца виден десантный корабль подбирающий экипаж из воды.

Утром 12 декабря 1944 года для атаки американских кораблей, уже завершивших высадку имущества и техники в заливе Ормок, вылетело пять остававшихся исправных на аэродроме Бакалод армейских самолета-камикадзе: два Ki-43 из отрядов "Хакко-тай" и "Тансин-тай" и три Ki-51 отряда "Секитё-тай". Ударные самолеты сопровождало несколько истребителей и самолет-разведчик Ki-46 для контроля результатов удара (к сожалению общее количество японских самолетов, сопровождающих и обеспечивающих удар, мне пока выяснить не удалось). Однако уже на взлете у Ki-51 младшего лейтенанта Адати Мицугу отказал двигатель (погиб в боевом вылете через десять дней).

Около 07.00 японские самолеты приблизились к району цели, но на подходе их перехватили семь истребителей F6F "Хеллкэт" эскадрильи VMF(N)-541 морской пехоты США, прикрывавшие конвой. Бой с ночными "Хеллкэтами" продолжался примерно с 07.30 по 08.00, по результатам американские летчики заявили о 12 победах, в том числе: "Зик" (A6M) - 7, "Оскар" (Ki-43) - 2, "Лили" (Ki-48) - 1, "Вэл" (D3A) - 1, "Мэри" (Ki-32) - 1. Под Ki-51 подходят как "Вэл", так и "Мэри".

F6F-5N 541-й ночной истребительной эскадрильи морской пехоты. Изображен один из самолетов по состоянию на май 1945 года, уже после "Филиппинской командировки", именно в это время на каждом самолете появилась картинка девушки.
F6F-5N 541-й ночной истребительной эскадрильи морской пехоты. Изображен один из самолетов по состоянию на май 1945 года, уже после "Филиппинской командировки", именно в это время на каждом самолете появилась картинка девушки.

По отчету о бое 541-й эскадрильи видно, что американские летчики очень приблизительно определили типы японских самолетов (угадали только с двумя "Оскарами") и вероятно завысили количество побед. Однако по Ki-51, которые явно были определены как "Вэл" и "Мэри", совпадение довольно точное.

Сравнение силуэтов D3A "Вэл", Ki-51 "Соня" и Ki-32 "Мэри" из американских справочников 1944 года. Сидя на кресле с чашкой кофе отличия очевидны. Но в скоротечном воздушном бою ошибиться очень легко.
Сравнение силуэтов D3A "Вэл", Ki-51 "Соня" и Ki-32 "Мэри" из американских справочников 1944 года. Сидя на кресле с чашкой кофе отличия очевидны. Но в скоротечном воздушном бою ошибиться очень легко.

На самолете младшего лейтенанта Ёситаке двигатель работал с перебоями и он отстал от основной группы. Его перехватили сразу четыре F6F, определившие его как "Вэл". Самолет был подбит младшим лейтенантом Харольдом Хейзом, причем отвалившийся от Ki-51 кусок обшивки повредил фонарь кабины атаковавшего его F6F. Американские летчики наблюдали падение японского самолета в воду в районе острова Бохол. На самом деле младший лейтенант Ёситаке смог пролететь чуть дальше - до следующего небольшого острова Мактан, где совершил вынужденную посадку. С рваной раной головы до конца декабря он находился на острове, пока его не эвакуировали сначала на остров Негрос, затем в Манилу откуда его в середине февраля 1945 года вывезли на Формозу. Ёситаке пережил войну и оставил свои воспоминания о службе в специальном отряде.

Строки из отчета о сбитии "Вэла" младшим лейтенантом Харольдом "Бубс" Хейзом (Harold Tyler “Bubs” Hayes Jr.; 1922-1945).
Строки из отчета о сбитии "Вэла" младшим лейтенантом Харольдом "Бубс" Хейзом (Harold Tyler “Bubs” Hayes Jr.; 1922-1945).

Самолет младшего лейтенанта Ики Таро вероятно был опознан как "Мэри", атакован и якобы сбит техником-сержантом (такое звание тогда существовало в морской пехоте США) Фрэнком Ратчфордом. Не совсем понятно, какого упавшего на пулемет заднего стрелка наблюдал сержант, ведь штурмовики вылетали только с летчиком. Вот только, если верить отчетам кораблей, младший лейтенант Ики смог уйти от истребителей и участвовал в атаке эсминцев.

Строки из отчета о сбитии "Мэри" техником-сержантом Фрэнком Ратчфордом (Francis A. Ratchford). Сам сержант не видел падения сбитого им самолета.
Строки из отчета о сбитии "Мэри" техником-сержантом Фрэнком Ратчфордом (Francis A. Ratchford). Сам сержант не видел падения сбитого им самолета.

В 08.04 к эсминцам DD-371 "Канингхэм" и DD-605 "Колдуэлл", прикрывавшим десантные корабли, вышли оставшиеся японские самолеты (по записям с американских кораблей от шести до 12). По образному выражению из боевого журнала эсминца DD-371 "Канингхэм": "Не возможно реконструировать ход боя в течение следующих 60 секунд".

Три самолета, определенных как "Зик" (очевидно Ki-43), атаковали эсминец DD-605 "Колдуэлл". Причем два самолета не применили "самоубийственную тактику", а поддержали специальную атаку огнем по зенитным батареям корабля. "Зик", уже пораженный ожесточенным огнем из всех орудий, протаранил корабль. Погибло 33 члена экипажа и 40 получили ранения. Несколько моряков взрывом выбросило за борт.

Эсминец DD-605 "Колдуэлл".
Эсминец DD-605 "Колдуэлл".

В 08.07 эсминец DD-371 "Канингхэм" атакован самолетом, опознанным как "Вэл" (очевидно Ki-51 младшего лейтенанта Ики Таро). Летевший на высоте около 150 метров на удалении около 1800 метров от корабля штурмовик перешел в пологое пикирование. Эсминец стал маневрировать и сосредоточил огонь всех орудий по приближающемуся камикадзе. На удалении около 700 метров один из 127-мм снарядов взорвался в непосредственной близости от японской машины. Уже с трудом управляя поврежденным самолетом японский летчик продолжил атаку. Сначала он явно прицеливался в носовую часть эсминца, потом - в мостик, а затем в кормовую часть. Уже почти неуправляемый самолет в менее чем в 100 метрах от корабля получил еще несколько попаданий зенитных снарядов и развалился на части. Его обломки упали непосредственно за кормой. Семь матросов за секунды до предполагаемого удара выпрыгнули за борт (все спасены, ранений и травм не получили). "Вэл" также наблюдался с эсминца DD-619 "Эдвардс", подтвердившим упорство его атаки - "настойчиво стремившийся к кораблям".

Эсминец DD-371 "Канингхэм".
Эсминец DD-371 "Канингхэм".
Схема действий 11-12 декабря 1944 года из отчета эсминца DD-605 "Колдуэлл". Место гибели эсминца DD-369 "Рейд" в нижней части рисунка, место поражения эсминца DD-605 "Колдуэлл" - в середине.
Схема действий 11-12 декабря 1944 года из отчета эсминца DD-605 "Колдуэлл". Место гибели эсминца DD-369 "Рейд" в нижней части рисунка, место поражения эсминца DD-605 "Колдуэлл" - в середине.

Таким образом, в ходе завершающей фазы боев за остров Лейте из четырех задействованных для специальных атак самолетов Ki-51 ни одному не удалось добиться успеха (эффективность - 0%). Один самолет пропал без вести, два - сбиты и один не смог выполнить задачу из-за отказа двигателя. Два летчика погибло. К единственным результатом можно отнести повреждение одного F6F (отремонтирован в тот же день), "отвлечение на себя" американских истребителей при атаке конвоя 12 декабря 1944 года и доведение части команды эсминца DD-371 "Канингхэм" до паники . Причина низкой эффективности, очевидно, в неудовлетворительном техническом состоянии материальной части, хотя для отряда "Секитё-тай" при формировании и были получены новые самолеты.

Погибший 12 декабря 1944 года младший лейтенант Ики Таро (1923-1944). После войны младший брат Таро написал книгу об отряде "Секитё-тай".
Погибший 12 декабря 1944 года младший лейтенант Ики Таро (1923-1944). После войны младший брат Таро написал книгу об отряде "Секитё-тай".

Между тем главнокомандующий войсками на Тихом океане генерал Дуглас Макартур не собирался давать времени японцам восстановить потери в авиации, намеревался возместить потерянные на Лейте темпы операции по освобождению Филиппин и начать высадку уже на другие острова архипелага.

Примечания: Японские имена в статье записаны в последовательности "фамилия-имя", американские "имя-фамилия".

Используется перевод японских званий: 中尉 (тюи) - лейтенант (а не встречающиеся варианты поручик или старший лейтенант), 少尉 (сёи) - младший лейтенант (а не подпоручик или 2-й лейтенант), 伍長伍長 (готё) - капрал (а не младший унтер-офицер).