Найти тему

Айхал. Крайний Север. 80 годы прошлого века. Безлошадный экипаж

Фото читателя "Юрий Стрелец". Безостановочный конвейер карьера.
Фото читателя "Юрий Стрелец". Безостановочный конвейер карьера.

Не хотелось думать о плохом, все надеялись на хорошее. Работа карьера требовала транспорт. Убрать из автобазы БелАЗ–540 значит оставить карьер без транспорта. В карьере было два основных показателя для выполнения планового задания. Это вскрышные работы и добыча руды.
Выполнив два этих показателя горняки карьера, да и всего ГОК могли рассчитывать на достойную зарплату. Здесь роль автобазы была решающей. Есть машины, горняки не подведут, план будет выполнен.
Недостаточное количество машин на линии, план будет провален. Будь горняки карьера хоть семи пядей на лбу. Новый начальник автобазы не рисковал. Работа продолжалась. Карьер стабильно выполнял план. Чего не скажешь об автобазе.
Появление БелАЗ–549 резко повысило плановое задание автобазы. На каждую машину в автобазе существует свой план. Учитывая что грузоподъёмность 549 семьдесят пят тон, "Четвертакам" трудно было перекрыть план заданный 549.
Начальник автобазы срочно вылетел в Мирный, там успел добиться снятие плана на 549.
Якуталмаз дал срок три месяца, на внедрение новой для автобазы техники. Работу автобазы стало лихорадить меньше. Постепенно рабочий процесс, входил в своё русло. Экипаж БелАЗ–540 №225 работал стабильно постоянно перевыполняя плановое задание. От ТО до, ТО машина работала стабильно. Мелкие неисправности устраняли вовремя рабочего цикла. Для этого использовались вынужденные простои по вине фабрики или карьера. Работая втроём приходилось отрабатывать и за четвёртого. Перешли на график, два дня подряд по 12 часов в день, затем две ночи подряд, и только потом появлялся выходной.
Новая машина, плюс молодой организм, легко выдерживал нагрузку. Даже начал набирать вес, растраченный на строительстве дома, при экономном расходовании денежных средств.
В редкий выходной занимался благоустройством жилья. Устраняя недоделки допущенные вовремя аврального строительства собственного жилья. Гулять по посёлку времени не было. Настоящий отдых откладывался на время отпуска.
Поездка в отпуск за три года была заманчивой, даже не верилось что появиться возможность получить новую ВАЗ–2106 в личное пользование. Такой вариант развития событий помогал выдерживать большие нагрузки.

Фото читателя "Юрий Стрелец".  Ковш экскаватора получил новые "зубы".
Фото читателя "Юрий Стрелец". Ковш экскаватора получил новые "зубы".

О том что скоро наступят трудные времена старался не думать. Полностью доверив решение капитану и Геннадию. Парни опытные, знают что делают. Любое их решение устроит и автора этих строк.
Как говорит народная мудрость:
– "Не лезь раньше батьки в пекло"!
По мере вхождения БелАЗ–549 в работу постепенно из автобазы начали исчезать новые 540. Белее мощные карьеры забирали эти машины, на хозяйственные работы. Экипажи этих машин расходились по разным машинам выискивая свои варианты. По желанию водителей вариантов было два. БелАЗ–549 или 548. Брать четвёртого водителя на 540 не разрешали. По таким действиям было понятно, что эра "Четвертаков" в Айхальской автобазе №1 подходит к логическому завершению.
БелАЗ под номером 225, ни кто не трогал. Экипаж работал в прежнем режиме.

Фото читателя "Юрий Стрелец".  Ночью на самом дне карьера, что на три метра ниже уровня моря. До поверхности земли - 282 метра.
Фото читателя "Юрий Стрелец". Ночью на самом дне карьера, что на три метра ниже уровня моря. До поверхности земли - 282 метра.

Массовый отток новых 540 произошёл на Анабар. Приехали из Анабара водители, сели в машины и укатили. Приветливо помахав ручкой.
Экипаж автора продолжал работу из 540 осталась всего одна машина. Что и сыграло злую шутку с экипажем. Когда поступило распоряжение передать машину на переоборудование под поливочную машину. Все тёплые места в автоколонне были уже заняты. У экипажа появилось желание остаться работать на поливочной машине. Но не тут то было, в позу встал начальник автобазы, и партком автобазы. Капитану как орденоносцу и коммунисту, да и всему передовому экипажу не дело работать на такой машине. Для этого есть люди, которые будут на ней работать, по возврату и состоянию здоровья. Уйти вместе с машиной на лёгкий труд не получилось. Единственное, что смогли выторговать, это дать возможность экипажу доработать до конца месяца.
То что должно было произойти, произошло.
Экипаж остался без самосвала. При этом сама машина осталась в автобазе. Но не про нашу честь. Прежде чем передать машину новым водителям. Решили выяснить отношение с начальником автобазы. Пошли всем экипажем.
Встретили нас приветливо, начальник автобазы напоил чаем с хорошими конфетами. Разговаривали Иван с Геннадием, автор только слушал.
Да и сказать было нечего. Решение принято, нужно искать замену новой машине.
Начальник автобазы дал передовому экипажу полый карт-бланш!
Это обозначало, что экипаж вправе выбрать для работы любую машину автобазы из БелАЗ–549 или БелАЗ–548.
Других вариантов для экипажа не было.
Иван, как член партии, капитан, орденоносец, должен быть в авангарде производства. Партия сказала:
– Надо!
Коммунист ответил:
– Есть!
Всё коротко и ясно.
Выносить заключительное решение решили дома у Ивана за шикарно накрытым столом. В присутствии жён и детей. Так было принято в экипаже.
После передачи машины, безлошадный экипаж взял небольшую паузу.
Требовалось время для заключительного решения.
Какое решение принял экипаж?
Узнаете скоро.
Не переключайтесь!

Фото автора. Май 2024. Продолжают цвести пионы, благо погода позволяет.
Фото автора. Май 2024. Продолжают цвести пионы, благо погода позволяет.

Скоро начнутся дожди, не любит этот цветок сырой погоды. Стебель не выдерживает сырые тяжёлые бутоны.
Любуемся красотой пока есть возможность.
Жалко что запахи невозможно передать!
Благодарю, за внимание!