Найти в Дзене
PsyNews

Как родители могут бороться с чрезмерным использованием смартфонов?

Новое исследование, опубликованное в журнале Addictive Behaviors, проливает свет на эффективные родительские стратегии борьбы с проблемным использованием смартфонов среди подростков. В исследовании подчеркивается важность сбалансированного подхода, пропагандирующего участие родителей в цифровой жизни их детей, а не просто надзор.

Понимание проблемного использования смартфонов

Проблемное использование смартфонов - это модель поведения, при которой человек чрезмерно использует свой смартфон, что существенно мешает повседневной жизни, например, здоровью, работе и социальному взаимодействию. Оно характеризуется сильным желанием использовать смартфон, длительным использованием, выходящим за рамки запланированных периодов, а также дистрессом или раздражением, когда человек не может им воспользоваться.

Последствия проблемного использования смартфона весьма обширны, включая нарушение режима сна, снижение производительности и напряженные личные отношения. Для подростков, которые все еще развивают социальные и эмоциональные навыки, проблемное использование смартфонов может быть особенно пагубным, что может привести к снижению успеваемости и плохому социальному взаимодействию.

Цели и методология исследования

В новом исследовании ученые стремились лучше понять влияние семейной динамики и родительского участия на проблемное использование смартфонов подростками. Изучив, как различные родительские стратегии влияют на поведение подростков со смартфонами, исследователи попытались определить более эффективные методы, позволяющие родителям смягчить эти проблемы.

В исследовании приняли участие 1 187 семейных триад из Израиля, каждая из которых включала мать, отца и подростка. Возраст подростков варьировался от 14 до 18 лет, что отражает критический этап развития. В исследовании использовался продольный дизайн, данные собирались в два момента времени - исходный и шестимесячный последующий. Такой подход позволил исследователям наблюдать за изменениями и развитием событий с течением времени.

Улучшение коммуникации: Путь к снижению чрезмерного использования смартфонов

Исследователи оценивали различные аспекты взаимодействия родителей и подростков: то, как родители и дети обсуждают использование смартфонов, общее качество общения и уровень родительской поддержки, оказываемой подросткам.

Эфрати и его коллеги обнаружили, что улучшение того, как родители общаются со своими детьми по поводу использования смартфонов, связано со значительным снижением проблемного использования смартфонов, социального давления, связанного с использованием смартфонов, и эмоциональной зависимости от смартфонов с течением времени.

Более того, они обнаружили, что улучшение общего общения с отцами также связано с аналогичным снижением проблемного использования смартфонов и связанного с ним давления и эмоционального воздействия. С другой стороны, увеличение эмоциональной поддержки со стороны матерей привело к снижению эмоциональной отдачи, получаемой детьми от использования смартфонов.

Четыре различные стратегии родительского посредничества

Исследователи также изучили различные стратегии родительского посредничества, чтобы понять, как эти подходы влияют на проблемное использование смартфонов. Эти стратегии были разделены на четыре основных типа: ограничительное, негативное активное, позитивное активное и совместное использование.

Ограничительное посредничество предполагает установление четких правил и границ использования смартфона. Родители, использующие ограничительную медиацию, могут установить ограничения на количество времени, которое их дети могут проводить за телефоном, ограничить доступ к определенным приложениям или установить конкретное время, когда использование смартфона разрешено. Ключевой характеристикой ограничительной медиации является акцент на контроле и регулировании с целью предотвращения чрезмерного или неуместного использования без обязательного обсуждения причин, лежащих в основе этих правил.

Негативное активное посредничество сосредоточено на активном неодобрении родителями определенных видов использования смартфона. Родители, использующие этот подход, часто критикуют негативные аспекты активного использования смартфонов, такие как потенциальный риск для психического здоровья, отвлечение от учебных обязанностей или знакомство с неподобающим контентом. Они могут часто обсуждать опасности и недостатки смартфонов, стремясь отговорить от определенного поведения с помощью предупреждений и назиданий.

В отличие от негативного активного посредничества, позитивная активная стратегия делает акцент на конструктивном использовании смартфонов. Родители, использующие позитивное активное посредничество, поощряют своих детей использовать смартфоны с пользой. Это может включать в себя ориентацию на образовательные приложения, критическое обсуждение контента и поощрение сбалансированного использования, способствующего обучению и развитию. В этом случае основное внимание уделяется формированию здоровых отношений с цифровыми устройствами посредством позитивного подкрепления и поддерживающего участия.

Посредничество в совместном использовании предполагает участие родителей в использовании смартфонов вместе с детьми. Эта стратегия предполагает совместный опыт, когда родители и подростки могут вместе пользоваться приложениями, играть в игры или исследовать интернет. Цель - сделать использование смартфона совместной деятельностью, которая позволяет родителям непосредственно контролировать и взаимодействовать со своими детьми в цифровом пространстве. Такой подход может помочь родителям понять, чем привлекательны те или иные приложения и игры, и заложить основу для более обоснованных обсуждений цифровых привычек.

Результаты стратегии посредничества

Исследователи обнаружили, что более частое использование ограничительного посредничества, как матерями, так и отцами, связано со значительным снижением ПСУ и уменьшением социального давления в отношении использования смартфонов. Более строгие правила, установленные отцами, также привели к снижению эмоциональной отдачи, которую дети получали от смартфонов.

Однако более активное использование негативного активного посредничества привело к непредвиденным негативным последствиям. Этот подход привел к увеличению PSU, когда его использовали матери, и усилению социального давления, когда его использовали отцы.

Напротив, увеличение позитивного активного посредничества со стороны матерей (поощрение полезного использования смартфонов) привело к снижению эмоциональной отдачи от смартфонов, что указывает на то, что позитивное подкрепление при обсуждении использования смартфонов может эффективно снизить зависимость от цифровых устройств для получения эмоционального удовлетворения.

Кроме того, увеличение совместного использования смартфонов, когда отцы и их дети пользовались устройствами вместе, привело к снижению социального давления, связанного с использованием смартфонов, вопреки первоначальным прогнозам. Это говорит о том, что совместное использование может смягчить некоторые социальные стимулы для чрезмерного использования смартфонов.

Главный вывод: Сбалансированный подход

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для того, чтобы помочь подросткам правильно ориентироваться в цифровой среде, необходим взвешенный подход, сочетающий открытое общение, поддержку родителей и тщательное посредничество.

Исследование «Эффективные родительские стратегии против проблемного использования смартфонов среди подростков: 6-месячное проспективное исследование».