Жило-было в одной помещичьей усадьбе почти святое семейство: Войницкий Иван Петрович 47 лет, его матушка Мария Васильевна, его племянница Софья (дочь его покойной сестры), а также обедневший помещик Телегин, нянюшка Марина, ну, и челядь.
Не сказать, что они живут богато в своих 26-ти комнатах, но и не бедствуют. Иван Петрович и Соня занимаются хозяйством, вплоть до того, что самостоятельно торговали мукой на рынке. Так почему живут-то небогато, если все трудятся: и господа, и крестьяне? Куда денежки утекают? А утекают они в Петербург к Сониному папе профессору Серебрякову Александру Владимировичу (его первая жена Сонина мама умерла).
Профессор- научный светила, гений, пишет трактаты по искусству, преподаёт. Его тёща Мария Васильевна и шурин Иван Петрович профессора боготворят. Читают его статьи, делают для него переводы, ну, и содержат его.
Всё бы ничего, так бы и продолжалось, но старый больной профессор вышел в отставку и приехал жить в имение. Да ладно бы приехал один, пусть живёт, не чужой ведь. Серебряков явился во всей красе с молодой 27-летней женой Еленой Андреевной. Вот тут всё и завертелось. В общем, "ищите женщину". Нет, ну, в самом деле, дядя с племянницей тут упахиваются, чтобы профессор в столице не голодал, а он оказывается очень даже неплохо там проводит время.
Дядя Ваня то ли влюбился в Елену Прекрасную, то ли зависть к счастливому родственнику начала его выжирать, стал довольно-таки пошло домогаться чужую жену, причём на глазах у всех. Нет, он не интеллигентно за ней ухаживал. Он напирал как какой-то босяк. Когда у Елены терпение лопнуло, она сказала, что ей это противно.
Доктор Астров зачастил в имение не столько ради больного профессора, сколько ради его жены. Влюбился ли он? Скорее, страсть одолела, да и скучно в деревне. Ничего лучше не мог придумать, как пригласить её в лесничество на рандеву. Тоже старый циник, хотя ему всего 37 лет.
Так вот дядя Ваня эту сладкую парочку и застукал за обнимашками. А тут ещё Серебряков предложил продать имение, т.к. на те деньги, которые он получает, жить в городе невоможно, а для деревни он не создан. Деньги обратить в ценные бумаги, а на остальные купить дачу в Финляндии для него и его жены, разумеется. На вопрос, а куда деваться всем домочадцам, последовал ответ: "...мы обсудим. Не сразу же."
И тут от всего этого пожара каланча у дяди Вани рухнула. Профессор перестал быть гордостью семейства, а оказался пустышкой, бездарью, пережёвывающей чужие мысли. Короче, не гений наш профессор, не гений. Дядя Ваня истерил, обличал, пытался застрелить родственника, хотел отравиться морфием, украденным у доктора, но передумал.
Теперь о Серебрякове. Неприятный тип: высокомерный, эгоистичный, неблагодарный. Корона на нём упирается в потолок и уже вросла в голову. Пробивался в жизни с самых низов: сначала женился на дочери сенатора, потом в столице, как он говорит, "делал дело". Писал статьи, преподавал, защищал диссертации. Скорей всего, такой же гений, как основная масса профессуры, т.е. так называемый "организатор науки".
Лоск в нём присутствует, язык подвешен. Елена говорит, что вышла за него по любви. Охотно верю: он может и уболтать, и очаровать. Впрочем, вполне возможно, что молодую очаровательную жену он завёл для повышения престижа в обществе.
Соня (дочь Серебрякова и племянница д.Вани) - светлый человечек, умная, добрая, миротворец во всех конфликтах. Похоже, что она в семействе мозговой центр, а не неврастеник Иван Петрович. Безнадёжно влюблена в Астрова, шесть лет страдает. Эгоистичный папа, повёрнутый только на себя, даже не озаботился судьбой единственной дочери. Мог бы пригласить её в Петербург, познакомить с интересными людьми, ввести в общество. Глядишь, Соня и устроила бы свою жизнь.
Ах, да, а кто же в имении будет работать? Денег папе так не хватает. В пьесе он даже ни разу с ней не поговорил. Впрочем, с другими людьми он тоже не разговаривал, а то и вообще оскорблял. На всех дёргал носом и цыкал зубом. Что удивительно, вся семья поддерживала Серебрякова, а Ивана Петровича старались осадить: "Ну, сколько можно, надоело, это скучно".
А всё-таки почему пьеса называется "Дядя Ваня", а не "Иван Петрович", ведь он дядя только для своей племянницы? Ироничный Чехов, похоже, таким образом выразил своё отношение к герою. Добрый, честный, трудолюбивый, но несчастливый Иван Петрович перебесился, успокоился и сказал Серебрякову, уезжающему в Харьков вместе с женой:
"Ты будешь аккуратно получать то же, что получал и раньше. Всё будет по-старому".
Ну, кто же он после этого, как не дядя Ваня!