Неподалеку, каких-то 40 миль, от городка Лонгйир на Шпицбергене выставлен на продажу земельный участок. Немаленький, 6000 гектаров, и неважно, что большую часть представляют скалы, горы и льды. Главное – что это часть Арктики и отсюда, если поднапрячься, есть возможность влиять на работу Севморпути. Как в любительском, так и в военном отношении, что и является главным мотивом продажи.
Шпицберген – странное место. Здесь вроде как немало полезных ресурсов, но их добыча и вывоз настолько сложны и затратны, что этим толком никто не занимается, только по мелочи. Климат ужасный, туристов не заманишь, жить тут люди могут или за большие деньги, или с высокой мотивацией. С другой стороны, это едва ли не единственный путь для западных стран в Арктику, отличный плацдарм для наступления. Только его еще оборудовать надо.
По договору от 1920 года территория Шпицбергена не может быть милитаризована, здесь прямо запрещено создавать все, что имеет военный характер. Но как быть, скажем, с аэродромом? Таким, добротным и мощным, чтобы ВПП по 4 км длиной, крутой терминал, сокрытые в скалах для пущей защиты ангары для самолетов и склады с топливом. Суровый край требует соответствующих решений. И да, по всем документам это будет гражданский объект.
А потом, однажды накануне грандиозной военной операции в Арктике, на аэродроме приземлятся восемь сотен фронтовых бомбардировщиков с полным подвесом под крыльями. И еще три десятка тяжелых грузовых C-17, набитых ракетами и бомбами. И еще один с эскортом истребителей, который привезет сотню компактных ядерных зарядов. Чтобы затем, в течение суток непрерывных боевых вылетов, превратить российский Север в пылающую пустошь среди льдов.
Пока что покупателей на лакомый участок не наблюдается, но это пока. Одним из ключевых аргументов в рекламе предложения являются россказни об умопомрачительной скорости таяния льдов в регионе. Дескать, это превращает голый кусок скал во льдах в уютный прибрежный район, где очень удобно вести хозяйственную деятельность. Ну-ну, почти посреди Северного Ледовитого океана, где толком ничего нет, зато проблем и сложностей выше крыши. Чтобы что-то делать здесь, нужно иметь веские основания и отличное финансирование, а этим немногие похвастать могут.
Варианты с выкупом территории на опережение в интересах России даже не стоит рассматривать. Во-первых, Норвегия этого не позволит под любым предлогом, или даже без него. Во-вторых, у Москвы и так есть земли на архипелаге, правда, толку с них в текущих условиях немного. В-третьих, не стоит иметь дело с буржуями, с них запросто станется забрать денежки сейчас, а потом аннулировать сделку. И что тогда? Придется использоваться силу, чтобы отстоять свое. Стоп. А почему не наоборот?
У России предостаточно отличных современных военных баз в Арктике. И новые, да еще и на чужой территории, не слишком нужны. Но и позволять врагу создавать там свою военную инфраструктуру было бы опрометчиво. Поэтому поневоле напрашивается вынужденный компромиссный вариант по принципу «не доставайся же ты никому». Давеча Кремль объявил о начале учений с применением ядерного вооружения. Понарошку, понятное дело, но ведь северные регионы издавна были отличными полигонами для этих целей.
Немного фантазий. Некий российский бизнесмен через свои западные структуры покупает землю на Шпицбергене. После чего сдает её в аренду Минобороны РФ за одну копейку. И уже через сутки там проводятся учения, со взрывами настоящих тактических ядерных зарядов. Чем больше, тем быстрее норвежцы будут драпать с архипелага. И на долгие годы никто не рискнет там появляться. Что и требовалось.