Основу экспозиции музея художественной керамики "Керамарх" составляют более 700 образцов строительной керамики, настенной и напольной плитки, изразцовые печи и камины, майоликовые панно, керамические иконы и детали иконостасов. Посредством этих экспонатов музей представляет историю развития декоративной керамики в отделке фасадов и убранстве интерьера в России периода с XVIII по начало XX столетий.
Друзья! В первой и второй частях знакомства с музеем мы осмотрели залы с изразцовыми печами и каминами XVIII-начала ХХ века, деталями отделки интерьеров общественных и жилых помещений. Сегодня заключительная часть осмотра, и это будут детали керамического убранства фасадов общественных и жилых зданий, керамических икон и деталей иконостасов.
В России майолика была очень популярна во все времена, хотя, были времена и как упадка, так и расцвета архитектурной керамики. Представленные в музее экспонаты по времени относятся к периоду творческого подъема. Этот процесс был связан с развитием новых технологий, открытием новых центров производства. Примером такого производства является фабрика керамики в Москве на Таганской улице, основанная в 1724 г. купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым. Кстати, сын его, Иван, затратив немало времени, сил и умения, в 1747 году разработал технику производства тонкой майолики и фарфора... Помимо фабрики Гребенщикова, можно еще упомянуть производство архитектурной керамики для украшения стен храмов и интерьеров зданий в городе Ярославле, основанное еще в в XVII столетии и школу изразцового искусства в Санкт-Петербурге.
Да, середина XVII и начало XVIII века стали расцветом майоликового производства в России. Это был «Золотой век» русского изразца. Большое влияние оказала и Европа, в особенности Голландия. В Петровскую эпоху появляются новые стили и традиции, развивается отечественное производство.
В музее "Керамарх" представлены образцы архитектурной керамики, изготовленные известными мастерами-керамистами и архитекторами: Федора Лидваля, Андрея Штакеншнейдера, Александра Брюллова, художника-керамиста Петра Ваулина. Пётр Кузьмич Ваулин. По окончании обучения в училище молодой специалист попал в экспериментальную мастерскую , основанную русским предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. В мастерской Мамонтова в имении Абрамцево Ваулин плодотворно сотрудничал со знаменитыми русскими живописцами: Виктором Васнецовым, Михаилом Врубельем, Александром Головиным, а также европейскими мастерами- модернистами Пабло Пикассо, Фернаном Леже.
Со временем. Ваулин открыл собственное производство "Гельдвейн-Ваулин". Совместная работа Ваулина и творческого кружка в Мамонтова в Абрамцево совпала со вторым пиком развития майоликового производства, именовавшемся "Серебряный век", это период конца XIX - начала XX века.
В музее имеются несколько настоящих шедевров керамического убранства, некогда украшавших известные зданий императорского Петербурга. Один из них перед вами, это Майоликовый фриз с колокольни церкви во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте. Создано панно по проекту Александра Терентьевича Матвеева на производстве. принадлежащем, уже известного нам, Петра Ваулина.
Еще в музее широко представлены элементы иконостасов и керамические иконы. Иконы из керамики, как правило, помещались с внешней стороны стены храма и были нечастым явлением в храмовой отделке. Иконы, написаны на керамической основе и заключены в многоцветные керамические киоты (оправы). Представленные на стендах музея изразцовые иконы созданы как мастерами прошлого, так и современными умельцами-керамистами.
Прежде, чем говорить о следующем зале, оговорюсь, что время посещения музея май 2021 года. К чему я? Дело в том, что один из залов музея на тот момент был отдан под выставку уникальных панно для храма преподобного Серафима Саровского в греческих Салониках. "Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках" - такое название у выставки, длившаяся с октября 2020 года по начало июня 2021 года. Выставка была организована Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, ЧУК "Музей "Керамарх" и Реставрационно-производственной компанией "Паллада".
Майоликовые монументальные панно для фасадов храма и колокольни изготовлены по эскизам художницы Анны Верди в петербургских православных мастерских "Финист". Над проектом работали скульпторы Сергей Зинов и Елена Климова-Молль. роспись выполняли художники Аурела Маринуцы и Ольги Салмина. Результаты двухлетней работы представлены в зале, это четыре монументальных размером около 4,5 метров панно: "Спас Нерукотворный с ангелами", "Богоматерь Оранта", "Давид Псалмопевец" и "Ангел у гроба Господня".
На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!