Найти в Дзене

Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх". Часть №3, заключительная

Основу экспозиции музея художественной керамики "Керамарх" составляют более 700 образцов строительной керамики, настенной и напольной плитки, изразцовые печи и камины, майоликовые панно, керамические иконы и детали иконостасов. Посредством этих экспонатов музей представляет историю развития декоративной керамики в отделке фасадов и убранстве интерьера в России периода с XVIII по начало XX столетий.

Залы музея "Керамарх". Фото автора, 2021г.
Залы музея "Керамарх". Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.

Друзья! В первой и второй частях знакомства с музеем мы осмотрели залы с изразцовыми печами и каминами XVIII-начала ХХ века, деталями отделки интерьеров общественных и жилых помещений. Сегодня заключительная часть осмотра, и это будут детали керамического убранства фасадов общественных и жилых зданий, керамических икон и деталей иконостасов.

Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.

В России майолика была очень популярна во все времена, хотя, были времена и как упадка, так и расцвета архитектурной керамики. Представленные в музее экспонаты по времени относятся к периоду творческого подъема. Этот процесс был связан с развитием новых технологий, открытием новых центров производства. Примером такого производства является фабрика керамики в Москве на Таганской улице, основанная в 1724 г. купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым. Кстати, сын его, Иван, затратив немало времени, сил и умения, в 1747 году разработал технику производства тонкой майолики и фарфора... Помимо фабрики Гребенщикова, можно еще упомянуть производство архитектурной керамики для украшения стен храмов и интерьеров зданий в городе Ярославле, основанное еще в в XVII столетии и школу изразцового искусства в Санкт-Петербурге.

Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Керамический портал Библиотеки Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. Фото автора, 2021г.
Керамический портал Библиотеки Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. Фото автора, 2021г.

Да, середина XVII и начало XVIII века стали расцветом майоликового производства в России. Это был «Золотой век» русского изразца. Большое влияние оказала и Европа, в особенности Голландия. В Петровскую эпоху появляются новые стили и традиции, развивается отечественное производство.

Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.

В музее "Керамарх" представлены образцы архитектурной керамики, изготовленные известными мастерами-керамистами и архитекторами: Федора Лидваля, Андрея Штакеншнейдера, Александра Брюллова, художника-керамиста Петра Ваулина. Пётр Кузьмич Ваулин. По окончании обучения в училище молодой специалист попал в экспериментальную мастерскую , основанную русским предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. В мастерской Мамонтова в имении Абрамцево Ваулин плодотворно сотрудничал со знаменитыми русскими живописцами: Виктором Васнецовым, Михаилом Врубельем, Александром Головиным, а также европейскими мастерами- модернистами Пабло Пикассо, Фернаном Леже.

Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Керамическое убранство фасадов здания Петроградского губернского кредитного общества и кинематографа "Силендид-палас". Фото автора, 2021г.
Керамическое убранство фасадов здания Петроградского губернского кредитного общества и кинематографа "Силендид-палас". Фото автора, 2021г.

Со временем. Ваулин открыл собственное производство "Гельдвейн-Ваулин". Совместная работа Ваулина и творческого кружка в Мамонтова в Абрамцево совпала со вторым пиком развития майоликового производства, именовавшемся "Серебряный век", это период конца XIX - начала XX века.

Панно с церкви Анны Кашинской. Фото автора, 2021г.
Панно с церкви Анны Кашинской. Фото автора, 2021г.

В музее имеются несколько настоящих шедевров керамического убранства, некогда украшавших известные зданий императорского Петербурга. Один из них перед вами, это Майоликовый фриз с колокольни церкви во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте. Создано панно по проекту Александра Терентьевича Матвеева на производстве. принадлежащем, уже известного нам, Петра Ваулина.

Панно с церкви Анны Кашинской. Фото автора.
Панно с церкви Анны Кашинской. Фото автора.
Элемент панно с церкви Анны Кашинской. Фото автора.
Элемент панно с церкви Анны Кашинской. Фото автора.
Изразцовые блоки  из купола Соборной мечети Петербурга. Изготовлены на фабрике Ваулина. Фото автора.
Изразцовые блоки из купола Соборной мечети Петербурга. Изготовлены на фабрике Ваулина. Фото автора.

Еще в музее широко представлены элементы иконостасов и керамические иконы. Иконы из керамики, как правило, помещались с внешней стороны стены храма и были нечастым явлением в храмовой отделке. Иконы, написаны на керамической основе и заключены в многоцветные керамические киоты (оправы). Представленные на стендах музея изразцовые иконы созданы как мастерами прошлого, так и современными умельцами-керамистами.

Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Спас Нерукотворный (авторское повторение иконы, выполненной для Сретенского монастыря). Фото автора.
Спас Нерукотворный (авторское повторение иконы, выполненной для Сретенского монастыря). Фото автора.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.
Фото автора, 2021г.

Прежде, чем говорить о следующем зале, оговорюсь, что время посещения музея май 2021 года. К чему я? Дело в том, что один из залов музея на тот момент был отдан под выставку уникальных панно для храма преподобного Серафима Саровского в греческих Салониках. "Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках" - такое название у выставки, длившаяся с октября 2020 года по начало июня 2021 года. Выставка была организована Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, ЧУК "Музей "Керамарх" и Реставрационно-производственной компанией "Паллада".

Выставка "Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках". Фото автора, 2021г.
Выставка "Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках". Фото автора, 2021г.
Панно. Макет храма в Салонниках. Фото автора, 2021г.
Панно. Макет храма в Салонниках. Фото автора, 2021г.

Майоликовые монументальные панно для фасадов храма и колокольни изготовлены по эскизам художницы Анны Верди в петербургских православных мастерских "Финист". Над проектом работали скульпторы Сергей Зинов и Елена Климова-Молль. роспись выполняли художники Аурела Маринуцы и Ольги Салмина. Результаты двухлетней работы представлены в зале, это четыре монументальных размером около 4,5 метров панно: "Спас Нерукотворный с ангелами", "Богоматерь Оранта", "Давид Псалмопевец" и "Ангел у гроба Господня".

Справа панно "Давид Псалмопевец". Фото автора, 2021г.
Справа панно "Давид Псалмопевец". Фото автора, 2021г.
 Панно "Спас Нерукотворный с ангелами". Фото автора, 2021г.
Панно "Спас Нерукотворный с ангелами". Фото автора, 2021г.
Панно "Спас Нерукотворный с ангелами". Фото автора, 2021г.
Панно "Спас Нерукотворный с ангелами". Фото автора, 2021г.
На выставке... Фото автора, 2021г.
На выставке... Фото автора, 2021г.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!