Человек издревле строил себе жилища. Первыми, были убежища, созданные природой - пещеры. Затем Homo sapiens (человек разумный) проявил свои умения, навыки и стал использовать для возведения жилья природные строительные материалы, которые были под ногами, в том числе и глину - практический первый строительный материал, наравне с деревом и камнем... И уже много веков назад человек стал лепить из глины, скажем по-современному, товары народного потребления. Кроме того, научившись обжигать глину, превратив ее в керамику, начал использовать ее как облицовочный материал...
Друзья, мы вновь в единственном в мире музее архитектурной художественной керамики "Керамарх". Продолжим нашу прогулку по этому необычному и познавательному музею, нашедшему свое место в Государевом бастионе Петропавловской крепости.
Многие экспонаты музея представляют собой различные элементы отделки декора фасадов Петербургских зданий, например, вот это декоративное панно на нижнем снимке. Оно когда-то украшало фасад деревянного дома с мезонином, что находится на Васильевском острове, по адресу: 12-я линия Васильевского острова, 41к1литЖ. Историческое здание известно как особняк Э. Э. Брёмме, построенный в первой половине XIX века. Кстати, таких деревянных особняков на Васильевском острове сохранилось всего два, в том числе и особняк Брёмме.
Так вот, это деталь фасада особняка выполнена в мастерской "Гельдвейн и Ваулин" в 1906 году, и представляет собой резную раму,
в центральную часть которой вставлено керамическое панно с растительным орнаментом.
Основанная Петром Кузьмичем Ваулиным (1870-1943) в 1906 году мастерская, стала в то время одной из лучших в Петербурге по производству художественной майолики. Ваулин личность известная, как технолог и художник по керамике, Петр Кузьмич внес огромный вклад в возрождение русской майолики. Уже в 20 лет, окончив обучение и получив звание мастера по классу керамики, талантливый молодой человек получил предложение работать в керамической мастерской Саввы Ивановича Мамонтова - русского предпринимателя и мецената.
За свои творческие годы Ваулин провел множество исследований, разработал новые виды глазури, создал немало выдающихся шедевров как в Петербурге, так и по всей России. Например, фасад всем известной московской гостиницы "Метрополь" украшает мозаичное полотно Ваулина, выполненное в художественных мастерских в Абрамцево по эскизам художника Михаила Врубеля...
А мы продолжаем осмотр музея, где представлено большое число изразцовых печей и каминов, изготовленных в разные годы, в разных странах. На верхнем снимке печь, согревавшая стены одной из комнат доходного дома, что по улице Караванной, 14, владельцем которого являлся барон фон Пален, камергер Двора Его Императорского Величества, директор департамента общих дел Министерства государственных имуществ... А на нижнем снимке печь, изготовленная в Саксонии и стоявшая в свое время также в одном из петербургских домов.
Конечно, изразцовые печи из Германии были одними из лучших, настолько, что производители изразцов и печей из других стран приобретали у немецких ремесленников как формы для производства керамики, так и сами изразцы. Образец печи из Саксонии выглядит изящно, я бы сказал по-современному, его форма и художественное оформление отличает ее от других, она сама является украшением интерьера дома...
Вот еще один образец от Саксонского производителя - ярко-зеленая печь, прошлого века, правда не сама печь, а ее отделка - продукт Мейсонской мануфактуры по производству печей и изразцов Карла Тайхерта. Мастер-формовщик этой фабрики Гофрид Генрих Мельцер запатентовал новый метод изготовления изразцовой плитки, так называемый шамотный кафель. Карл Тайхерт одним из первых в мире наладил поточное производство кафельных печей, благодаря, в том числе и изобретению своего формовщик и партнера Г.Г. Мельцера. Таким образом, город Мейсон стал, помимо фарфора, еще и европейской столицей кафельного производства...
И напоследок, вернемся к П.К. Ваулину, еще немного из истории, из биографии и жизни Петра Кузьмича. После работы в мастерской "Абрамцево", мастер решает открыть свое дело, имея возможность он воплощает собственные идеи, создавая настоящие шедевры архитектурной керамики. "Кикеринский завод художественной керамики", владельцем которого был Ваулин, совместно с Осипом Гельдвейном, был завален заказами. Изделия от мастера Ваулина всегда были в цене.
После Октябрьской революции предприятие П.К. Ваулина не закрылось, но было национализировано, однако, великий мастер продолжил на нем свою работу в роли технического директора. Петр Кузьмич фанатично был предан своей профессии, передавал свои знания и секреты другим мастерам, у него было много учеников, . Помимо завода "Горн" (национализированное предприятие Валиева), Петр Кузьмич работал консультантом и на Фарфоровом заводе им. Ломоносова. Несмотря на самозабвенное служение своему делу, своей Родине, в годы Великой Отечественной войны Петр Кузьмич Валиев был обвинен в пособничеству врагу, отправлен в тюрьму, где и скончался в 1943 году. Реабилитирован в 1989 году...
Друзья, мы с вами в двух выпусках познакомились с изразцовыми печами и каминами XVIII — начала ХХ века, деталями отделки интерьеров общественных и жилых помещений. В заключительной части мы продолжим осмотр экспонатов музея, это будут детали керамического убранства фасадов храмовой архитектуры...
Спасибо, что досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! Подписывайтесь на канал, не пропустите следующие публикации! До новых встреч!
Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх". Часть 1.