Найти тему

Музей архитектурной художественной керамики "Керамарх". Часть №1

Глины, пе­ли­то­ли­ты (от греч. πηλός – гли­на, грязь), оса­доч­ные гор­ные по­ро­ды, бо­лее чем на­по­ло­ви­ну со­стоя­щие из гли­ни­стых ми­не­ра­лов. С во­дой об­ра­зу­ют пла­стич­ное тес­то, при вы­сы­ха­нии спо­соб­ное со­хра­нять при­дан­ную ему фор­му, а по­сле об­жи­га по­лу­чать твёр­дость.

Такое определение глине дает Большая советская энциклопедия. В зависимости от разновидности, глина, как основное сырье, применяется в гончарном и кирпичном производстве, технической керамике, медицине, косметологии, керамические изделия в архитектуре...

Государев бастион. Петропавловская крепость. Фото автора.
Государев бастион. Петропавловская крепость. Фото автора.

Друзья! Сегодня вас ждет прогулка в один очень необычный, по моим меркам, музей. Как вы уже поняли из предисловия, сегодняшняя тема коснется глины и предметов, изготовленных, из неё, если быть точнее, декоративных керамических изделий, применяемых в архитектуре.

Музей "Керамарх". Фото автора.
Музей "Керамарх". Фото автора.

Так вот, ознакомиться с историей развития архитектурной керамики нам позволит Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх». Входит он в состав Музея истории Петербурга и находится на территории Петропавловской крепости в Государевом бастионе. Музей совсем молодой, в октябре ему исполняется четыре года, в 2018 году музей принял первых посетителей.

Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.

В музее представлено всё, что касается отделки из керамики интерьеров общественных, жилых помещений, а также фасадов зданий. Это и образцы настенной и напольной плитки, строительной керамики, готовые камины и печи, отделанные изразцами. Кроме того, среди экспонатов имеются керамические иконы и детали иконостасов. Всё это великолепие вы сейчас и увидите!

Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.

Всего же в музее, со слов гида, представлено более 700 экспонатов. Коллекция музея сформировалась из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частного собрания Константина Лихолата. Немножко об этом человеке: автор свыше ста научно-исследовательских и научно-популярных работ по истории керамики; меценат, реставратор; главный редактор научного журнала "Архитектурная керамика мира"; директор реставрационно-строительной компании "Паллада". Константин Викторович является еще и членом Гильдии печников и трубочистов...

-6

И как вы думаете, кто возглавляет Музей "Керамарх"? Конечно же, Константин Викторович Лихолат, один из признанных специалистов в области истории керамического производства в России. "Керамарх" - первая в России постоянная выставка подобного рода. Предметы керамического искусства попали в коллекцию по разному, в основном из уже утраченных и снесенных в советское время церквей, пришедших в негодность или разрушенных особняков, из фрагментов фасадов старинных домов Петербурга. Датируются экспонаты XVIII - началом ХХ века.

Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.

Отдельные музейные предметы изготовлены современными мастерами, например, на верхнем снимке вы видите садовые вазоны из керамики работы петербургской архитектурной мастерской "Паллада". Узнаете?! Да, такие декоративные садовые вазы устанавливались во многих императорских садово-парковых ансамблях, в том числе и в Летнем саду.

Вазон Летнего сада. Фото автора.
Вазон Летнего сада. Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.

В первых залах музея представлены изразцовые печи, камины и отдельные детали и панно печных изразцов. Подобные печи появились на Руси в XVIII веке, при Петре I, ведь именно он своим указом запретил использовать "курные" печи (печи без дымохода), которые топились "по-чёрному". Мода на новые печи пришла из Голландии, оттуда же доставлялись для богатого сословия и первые глазурованные изразцы для обкладывания стен печей.

Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.

Очень важным элементом печи той эпохи были изразцы. Само по себе украшение зданий керамикой существовало на Руси давно, и пришло оно из Византии, получило широкое распространение, однако, со временем прихода татаро-монгольского ига многие ремесла и направления были преданы забвению и разрушены, в том числе и технология полихромной керамики. Возрождение и новую силу архитектурная керамика получила в петровскую эпоху. Еще в юности Петр, бывая в Голландии, и обучаясь различным ремеслам, видел насколько высоко уровня голландские мастера достигли в изготовлении изразцов, это был отдельный неповторимый самостоятельный стиль.

Изразцовые интерьеры Меншиковского дворца. Фото автора.
Изразцовые интерьеры Меншиковского дворца. Фото автора.

Не отставала от моды и Россия, не только печи, целые изразцовые интерьеры появляются в домах придворной знати. Одним из первых в Россию проторил путь голландским изразцам Александр Меншиков. Заморские сине-белые плитки можно и сегодня увидеть во дворце первого Санкт-Петербургского генерал-губернатора, что находится на Университетской набережной. Конечно, помимо утилитарных функций, изразцовые интерьеры привлекали своей нарядностью, в конце концов это было модно!

Изразцовые интерьеры Меншиковского дворца. Фото автора.
Изразцовые интерьеры Меншиковского дворца. Фото автора.
Изразцовая печь в Большом Екатерининском дворце Царского села. Фото автора.
Изразцовая печь в Большом Екатерининском дворце Царского села. Фото автора.

Вернемся к экспонатам Музея "Керамарх", помимо голландских изделий, в Россию поставлялись изразцы финского завода, что находился в Або, ныне это город Турку. Завод основан в 1874 году. а через несколько лет, в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и Набережной реки Мойка, в доме №44 обосновался офис продаж финской фирмы. На нижнем снимке можно видеть оригинальные образцы этой фабрики:

 Образцы изразцового завода "Або". Фото автора.
Образцы изразцового завода "Або". Фото автора.
Образцы изразцового завода "Або". Фото автора.
Образцы изразцового завода "Або". Фото автора.

Еще один экземпляр изразцовой печи, облицовка которой выполнена мастерами Саксонской печной фабрики из немецкого Мейсена, основателем которой был Иоганн Фридрих Эрнст Тайхерт. Предприятие специализировалось на производстве шамотных изразцов для печей. И до сих пор выпускает керамическую плитку под маркой MEISSEN KERAMIK GmbH. Вот так, оказывается, город Мейсон знаменит не только своей фарфоровой мануфактурой, но и мастерами печных изразцов.

Изразцовая печь из плитки Саксонской печной фабрики из Мейсена. Фото автора.
Изразцовая печь из плитки Саксонской печной фабрики из Мейсена. Фото автора.

Следующее бело-синее произведение изразцового искусства изготовлен современными мастерами. Печь имеет название - "Царское село", из названия понятно, что выполнена она по мотивам голландских печей Большого Екатерининского дворца:

Печь "Царское село". Фото автора.
Печь "Царское село". Фото автора.

Еще одна печь - копия исторической печи конца XIX века гончарно-изразцового кафельного завода Товарищества А. Мерейно и Е. Либо в городе Вильна, в настоящем времени город Вильнюс. Изготовлена копия в реставрационно-строительной компании "Паллада". Не перевелись на Руси мастера! Посмотрите на эту красоту:

 Копия исторической печи конца XIX века. Фото автора.
Копия исторической печи конца XIX века. Фото автора.
Копия исторической печи конца XIX века. Фото автора.
Копия исторической печи конца XIX века. Фото автора.

А вот образцы отделки печи XIX века от одного из лучших гончарно-изразцовых заводов Российской Империи - Ракколаниокского гончарного завода, что находился в одноименном поселке Ракколаниоки, сейчас это поселок Кравцово под Выборгом, Ленинградская область. К большому сожалению, сегодня от завода даже развалин не осталось...

Изразцы Ракколаниокского гончарного завода. Фото автора.
Изразцы Ракколаниокского гончарного завода. Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.

Друзья! Мы прерываем нашу прогулку по очень интересному и познавательному музею, единственному музею истории архитектурной художественной керамики. Продолжение во второй части.

Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.
Экспонаты Музея "Керамарх". Фото автора.

До новых встреч, подписывайтесь на канал, не пропустите следующие публикации! Здоровья вам и вашим родным, знакомым!