Глины, пелитолиты (от греч. πηλός – глина, грязь), осадочные горные породы, более чем наполовину состоящие из глинистых минералов. С водой образуют пластичное тесто, при высыхании способное сохранять приданную ему форму, а после обжига получать твёрдость.
Такое определение глине дает Большая советская энциклопедия. В зависимости от разновидности, глина, как основное сырье, применяется в гончарном и кирпичном производстве, технической керамике, медицине, косметологии, керамические изделия в архитектуре...
Друзья! Сегодня вас ждет прогулка в один очень необычный, по моим меркам, музей. Как вы уже поняли из предисловия, сегодняшняя тема коснется глины и предметов, изготовленных, из неё, если быть точнее, декоративных керамических изделий, применяемых в архитектуре.
Так вот, ознакомиться с историей развития архитектурной керамики нам позволит Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх». Входит он в состав Музея истории Петербурга и находится на территории Петропавловской крепости в Государевом бастионе. Музей совсем молодой, в октябре ему исполняется четыре года, в 2018 году музей принял первых посетителей.
В музее представлено всё, что касается отделки из керамики интерьеров общественных, жилых помещений, а также фасадов зданий. Это и образцы настенной и напольной плитки, строительной керамики, готовые камины и печи, отделанные изразцами. Кроме того, среди экспонатов имеются керамические иконы и детали иконостасов. Всё это великолепие вы сейчас и увидите!
Всего же в музее, со слов гида, представлено более 700 экспонатов. Коллекция музея сформировалась из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частного собрания Константина Лихолата. Немножко об этом человеке: автор свыше ста научно-исследовательских и научно-популярных работ по истории керамики; меценат, реставратор; главный редактор научного журнала "Архитектурная керамика мира"; директор реставрационно-строительной компании "Паллада". Константин Викторович является еще и членом Гильдии печников и трубочистов...
И как вы думаете, кто возглавляет Музей "Керамарх"? Конечно же, Константин Викторович Лихолат, один из признанных специалистов в области истории керамического производства в России. "Керамарх" - первая в России постоянная выставка подобного рода. Предметы керамического искусства попали в коллекцию по разному, в основном из уже утраченных и снесенных в советское время церквей, пришедших в негодность или разрушенных особняков, из фрагментов фасадов старинных домов Петербурга. Датируются экспонаты XVIII - началом ХХ века.
Отдельные музейные предметы изготовлены современными мастерами, например, на верхнем снимке вы видите садовые вазоны из керамики работы петербургской архитектурной мастерской "Паллада". Узнаете?! Да, такие декоративные садовые вазы устанавливались во многих императорских садово-парковых ансамблях, в том числе и в Летнем саду.
В первых залах музея представлены изразцовые печи, камины и отдельные детали и панно печных изразцов. Подобные печи появились на Руси в XVIII веке, при Петре I, ведь именно он своим указом запретил использовать "курные" печи (печи без дымохода), которые топились "по-чёрному". Мода на новые печи пришла из Голландии, оттуда же доставлялись для богатого сословия и первые глазурованные изразцы для обкладывания стен печей.
Очень важным элементом печи той эпохи были изразцы. Само по себе украшение зданий керамикой существовало на Руси давно, и пришло оно из Византии, получило широкое распространение, однако, со временем прихода татаро-монгольского ига многие ремесла и направления были преданы забвению и разрушены, в том числе и технология полихромной керамики. Возрождение и новую силу архитектурная керамика получила в петровскую эпоху. Еще в юности Петр, бывая в Голландии, и обучаясь различным ремеслам, видел насколько высоко уровня голландские мастера достигли в изготовлении изразцов, это был отдельный неповторимый самостоятельный стиль.
Не отставала от моды и Россия, не только печи, целые изразцовые интерьеры появляются в домах придворной знати. Одним из первых в Россию проторил путь голландским изразцам Александр Меншиков. Заморские сине-белые плитки можно и сегодня увидеть во дворце первого Санкт-Петербургского генерал-губернатора, что находится на Университетской набережной. Конечно, помимо утилитарных функций, изразцовые интерьеры привлекали своей нарядностью, в конце концов это было модно!
Вернемся к экспонатам Музея "Керамарх", помимо голландских изделий, в Россию поставлялись изразцы финского завода, что находился в Або, ныне это город Турку. Завод основан в 1874 году. а через несколько лет, в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и Набережной реки Мойка, в доме №44 обосновался офис продаж финской фирмы. На нижнем снимке можно видеть оригинальные образцы этой фабрики:
Еще один экземпляр изразцовой печи, облицовка которой выполнена мастерами Саксонской печной фабрики из немецкого Мейсена, основателем которой был Иоганн Фридрих Эрнст Тайхерт. Предприятие специализировалось на производстве шамотных изразцов для печей. И до сих пор выпускает керамическую плитку под маркой MEISSEN KERAMIK GmbH. Вот так, оказывается, город Мейсон знаменит не только своей фарфоровой мануфактурой, но и мастерами печных изразцов.
Следующее бело-синее произведение изразцового искусства изготовлен современными мастерами. Печь имеет название - "Царское село", из названия понятно, что выполнена она по мотивам голландских печей Большого Екатерининского дворца:
Еще одна печь - копия исторической печи конца XIX века гончарно-изразцового кафельного завода Товарищества А. Мерейно и Е. Либо в городе Вильна, в настоящем времени город Вильнюс. Изготовлена копия в реставрационно-строительной компании "Паллада". Не перевелись на Руси мастера! Посмотрите на эту красоту:
А вот образцы отделки печи XIX века от одного из лучших гончарно-изразцовых заводов Российской Империи - Ракколаниокского гончарного завода, что находился в одноименном поселке Ракколаниоки, сейчас это поселок Кравцово под Выборгом, Ленинградская область. К большому сожалению, сегодня от завода даже развалин не осталось...
Друзья! Мы прерываем нашу прогулку по очень интересному и познавательному музею, единственному музею истории архитектурной художественной керамики. Продолжение во второй части.
До новых встреч, подписывайтесь на канал, не пропустите следующие публикации! Здоровья вам и вашим родным, знакомым!