Найти тему
Sunny Blues

Революция низких частот: британская новая волна и пост-панк существенно изменили подход к игре на бас-гитаре

Оглавление

Басисты-новаторы из NEW ORDER, JAPAN, THE POLICE, да и многих других групп навсегда изменили то, как на этом инструменте играют в рок-группах.

Если основание сдвигается, то это напрямую влияет и на верхнюю часть. Это факт не только для физики, но и для музыки, особенно английской конца 70-х и начала 80-х, когда идеи, созданные новаторами бас-гитары 60-х, стали постепенно внедряться в пост-панк и новую волну.

Элвис Костелло и Джо Джексон

Британский панк только-только выплеснул свои первые релизы THE CLASH, SEX PISTOLS, DAMNED и других, как уже появились отступники, которые начали решать, куда теперь идти дальше. В конце 1977 года в воздухе все еще звучали отголоски White Riot и God Save the Queen, а Элвис Костелло уже собрал THE ATTRACTIONS для записи. Свой первый альбом он записал годом ранее при поддержке калифорнийской группы CLOVER, которые вскоре станут HUEY LEWIS & THE NEWS. Они были, конечно же, корневыми рокерами, поскольку популярность панка в США не шла ни в какое сравнение с Англией.

Но для «модели года» он задумал нечто более экстравагантное, набрав в
свою банду безответственных британцев. В числе этих музыкантов был и Брюс Томас, басист, чей послужной список восходил к началу десятилетия и включал в себя работу с фолк-исполнителями Бриджет Сент-Джоном и Элом Стюартом, фолк-рок группой
SUTHERLAND BROTHERS & QUIVER и проггером Питером Барденсом.

Томас также усвоил идеи, которые во времена свингующего Лондона привнесли такие музыканты, как Пол Маккартни. Маккартни был одним из первых, кто позволил своему басу безнаказанно бродить по верхнему регистру, создавая революционные, мелодичные партии, и приводя в трепет соло-гитаристов, которые начинали беспокоиться о своих гонорарах.

Плотные риффы Томаса поспособствовали таким знаковым вещам, как Pump It Up

и (I Don’t Want to Go To) Chelsea.

Как написал тогда Чарльз Шаар Мюррей из New Musical Express: «Брюс Томас… играет на бас-гитаре, колеблясь между ритм-секцией и основной мелодией или даже занимает обе территории одновременно».

А в 1979 году Томас замкнул круг, сыграв бас в песне Rockestra Theme на пластинке Back to the Egg группы Пола Маккартни WINGS.

Джо Джексона часто вспоминали одновременно с Костелло и Грэмом Паркером как одного из наиболее активных молодых музыкантов британской новой волны, а в сравнении с его правой рукой Грэмом Мэби вышеупомянутый Брюс Томас воспринимается, как тихоня.

Мощный бас Джека Брюса из CREAM и почти что спортивная игра легендарного басиста Motown Records Джеймса Джеймерсона - вот ключи к чрезмерно высокочастотному, врезающемуся в уши басу Мэби и его мелодическому доминированию на Look Sharp - дебютном альбоме Джо Джексона 1979 года.

Гиперактивная, лидирующая линия Мэби в Got the Time,

его слегка лихорадочные, сумасшедшие риффы в заглавном треке

и Is She Really Going Out with Him не просто управляют мелодиями песен, они определяют их.

В журнале NME 1979 года журналист Чарльз Шаар Мюррей отметил: «Грэм Мэйби покачивается и кружит вправо-влево по сцене, выколачивая риффы и заполнения, которые подкрепляют, а чаще и ведут за собой резкую ритм-гитару Гэри Сэнфорда».

THE STRANGLERS и Питер Хук

А тем временем THE STRANGLERS начали заниматься нарушением всех панк-правил, которые только совсем недавно были придуманы, заимствовав органную психоделию у THE DOORS и соединив её с духом своего первого альбома Rattus Norvegicus 77-го года.

Группа вертелась под совершенно хаотичные клавишные Дэйва Гринфилда в песне (Get a) Grip (On Yourself) и

ныряла в восьмиминутную панк-прог-сюиту Down in the Sewer.

Но продвигал их вперед Жан-Жак Бёрнел, перегруженные линии которого напоминали басовую работу Джона Энтвистла из THE WHO.

Бёрнел, в свою очередь, оказал немалое влияние на Питера Хука, басиста пост-панк-группы JOY DIVISION и их спин-оффа NEW ORDER.

Хук перенял у Бёрнела манеру вешать бас на сцене почти на уровне коленей, а для студии у него всегда были в запасе очень громкие, грязные фразы, и на альбоме Unknown Pleasures 1979 года он, не задумываясь,

устанавливал новые стандарты для легионов современников и последующих поколений.

К дебютному альбому NEW ORDER 1981 года, который назывался Movement, он сделал свои партии еще более высокими и мелодичными, так что порой его инструмент неотличим от гитары Бернарда Самнера.

Регги

Джон Уордл, более известный в миру как Джа Уоббл, был басистом, который стоял у самых истоков рождения пост-панка. Когда Джон Лайдон отложил в сторону THE SEX PISTOLS, а заодно и весь панк, чтобы исследовать новые территории с группой PUBLIC IMAGE LTD, он во многом построил новое звучание на потрясающей бас-гитаре Уоббла. В их первом релизе 1978 года - такие треки, как Theme

или Fodderstompf, вращаются вокруг раскачивающих, пропитанных регги басовых партий, которые напоминают нам об увлечении Уоббла басовыми партиями Астона «Family Man» Барретта на пластинках Боба Марли. И Уоббл проложил путь к будущим бесчисленным интеграциям панка и регги.

Примерно в то же время другой басист, также известный под ником, начал применять синкопированные басовые регги-партии в панк-композициях первого альбома
THE POLICE Outlandos d’Amour.

А в таких вещах, как Roxanne

или I Can't Stand Losing You,

бас Стинга уже переходил от ямайских куплетов к рок-припевам с плавностью, которая, несомненно, имела прямое отношение к его джазовому прошлому. В конечном итоге это один из краеугольных камней THE POLICE - одной из самых популярных групп на планете. Их коктейль из регги и рока впоследствии оказал влияние на множество других групп как 80-х, так и 90-х.

Фанк

К началу 80-х группы по обе стороны Атлантики привнесли в пост-панк также и фанковые фишки, и одной из первых была THE POP GROUP из Бристоля. Их басист-основатель Саймон Андервуд придал какое-то дикое фанковое звучание дебютному синглу группы 1979 года She Is Beyond Good and Evil.

Вместе с более цивилизованными GANG OF FOUR они заложили основу для бесчисленного множества фанкеров новой волны.


Одну из популярнейших групп 80-х основал басист, который в качестве строительного материала использовал панк-фанк в смеси с диско, глэмом и ритм-энд-блюзом. Фотогеничная физиономия Джона Тейлора из Бирмингема запросто могла бы сделать из него кинозвезду того десятилетия, но именно его энергичные танцевальные ритмы помогли
DURAN DURAN подняться на вершины популярности.

Они были главными архитекторами движения «Новая романтика» начала 80-х, благодаря которому в музыкальном лексиконе появился новый термин «танцевальный рок».

Хиты Planet Earth,

Careless Memories

и Girls on Film

с бормочущими, качающими басовыми партиями Тейлора отлично сочетались с метрономным стуком барабанщика Роджера Тейлора, образуя танцевальную составляющую уравнения успеха.


Благодаря свежести звучания и невероятной популярности,
DURAN DURAN вдохновили немало последователей. Наиболее тесно связаны с ними были KAJAGOOGOO, дебют которых в 1983 году продюсировал клавишник DURAN Роудс. Смешное название частенько затмевает их музыкальные возможности. Басист и лидер группы Ник Беггс адаптировал смесь фанк-поп-рока Джона Тейлора для своих нужд, особенно в хит-блокбастере Too Shy.

Он же привнес джаз-фанковые нотки безладового баса в клубные ритмы. Ник даже играл на Chapman Stick - 10-струнном инструменте, популяризированном легендой прогрессивного баса Тони Левином.

Мик Карн и безладовый бас

Мик Карн из JAPAN использовал скользящие, плавные звуки этого инструмента, создавая совершенно новый музыкальный язык. Лондонская группа, возглавляемая будущим героем арт-рока Дэвидом Сильвианом, начала свою музыкальную деятельность, смешав глэм и панк, но к альбому Quiet Life 1979 года они повернули совсем в другом направлении. И DURAN DURAN, и остальная часть команды «Новой романтики» в немалой степени заимствовали у «японцев» их синтез немецкой электронщины, азиатской тонкости и плавных грувов, где Карн выступил как нововолновый последователь Жако Пасториуса, выжимая из безладового куска дерева невообразимый мир волшебных звуков.

Фанковая энергетика британских бас-героев того периода добралась до слушателей, и ничто в мире уже не было прежним. Басисты всех жанров стали свидетелями появления нового мира возможностей, засучили рукава и в полной мере воспользовались перспективами свежего музыкального меню.

Басисты пост-панка и «новой волны» стали именно той ступенью, которая была необходима року, чтобы выбраться из ямы непопулярности, в которую он в какой-то момент угодил.

Читать также: