Название этой статьи, так похожее на заголовок приключенческого романа или фильма, выбрано не случайно.
Дело в том, что подмосковный город Долгопрудный, расположенный в 20 км от центра Москвы по Савёловскому направлению железной дороги (МЦД-1), обязан своим появлением именно дирижаблям.
В 1930-е годы, когда СССР и другие страны были невероятно увлечены и, можно сказать, были даже одержимы в широком смысле этого слова всевозможными идеями, связанными с авиацией и полётами, развитием по всем векторам авиационной техники и открытием ранее практически не известных территорий с помощью полётов всех типов, на территории нынешнего города Долгопрудный было построено предприятие по производству дирижаблей.
Территориально оно располагалось рядом с нынешней жд-платформой Савёловского направления (и МЦД-1) "Долгопрудная".
Сегодня станция капитально отремонтирована к открытию МЦД-1 в 2019 году.
Предприятие назвали "Дирижаблестрой" (сегодня это Долгопрудненское научно-производственное предприятие) и по сути оно представляло из себя небольшой городок. В него входили не только цеха по производству дирижаблей и эллинги для их хранения, но и газовый завод для получения водорода, всевозможные бытовые здания и дома для рабочих.
Скорее всего из-за секретности, этот посёлок первоначальные несколько лет своего существования никак не назывался. Только в 1935 году он получил статус рабочего посёлка и название Дирижаблестрой.
Однако уже в 1937 году, опять же из-за секретности, был переименован в посёлок Долгопрудный по местечку Долгие пруды и по названию пруда в соседнем селе Виноградово, что на Долгих прудах. Кстати, там располагается очень интересная и красивая церковь! (ссылка на статью про неё в конце этой).
Городом Долгопрудный станет только в 1957 году.
Сегодня о былой славе Долгопрудного как о месте производства одного из самых романтических и одного из самых не долго используемых видов транспорта - дирижаблей - напоминают в городе несколько объектов.
Первый из них "парит" над головами всех, кто приезжает в Долгопрудный по железной дороге на электричке. Будете выходить в город из вестибюля станции - посмотрите вверх.
Дирижабль установили в 2019 году при открытии движения по МЦД-1.
Очень классная идея! Даже у тех, кто не знает о прошлом Долгопрудного ничего, при виде дирижабля скорее появится желание что-нибудь почитать о городе. Хотя бы узнать, почему он висит именно тут, а не в Лобне или в Дмитрове:)
Интересно, а не подсвечивается ли дирижабль в тёмное время суток? Тогда он бы, яркий, очень красиво и даже философски смотрелся бы на фоне тёмного фона. Казалось бы, что дирижабль летит по ночному небу.
Днём такого эффекта, к сожалению, не возникает да и сам дирижабль не так заметен.
Если же выйти на Долгопрудной и пройти минут 5-7 по старой части города, вы окажетесь на улице Дирижабельной.
Она не может похвастаться наличием множества ярких достопримечательностей, но её название - важная, а может быть и даже основная, часть истории Долгопрудного.
Идём дальше - и снова дирижабли. На этот раз они украшают забор, который без цвета наводил бы тоску и вызывал бы депрессию.
И наконец - главный, на мой взгляд, "дирижабельный" объект в Долгопрудном. Это памятник дирижаблю, установленный на проспекте Ракетостроителей в микрорайоне Долгопрудного Центральный.
Сегодня эти места застроены многоэтажными новостройками, однако в 1930-е год тут располагалось лётное поле, с которого дирижабли поднимались в воздух.
Проложенный среди новостроек бульвар носит имя знаменитого итальянского дирижаблестроителя Умберто Нобиле (1885-1978). О нём можно почитать на установленном у памятника инфостенде.
После катастрофы дирижабля "Италия" в 1928 году Нобиле запретили работать в Италии. Одно время, с 1932 по 1936 года, он работал в посёлке Дирижаблестрой - нынешнем Долгопрудном.
То есть, с именем Умберто Нобиле этот город связан не просто косвенно, а наиболее что прямо.
Памятник дирижаблю установили осенью 2019 года. Было бы здорово увидеть в Долгопрудном когда-нибудь и памятник Умберто Нобиле.
Да, дирижабли были быстро вытеснены самолётами, были медлительны и к тому же не являлись безопасным транспортом из-за большого количества газа.
Однако тому порыву невероятного рвения и мощнейшего желания преодолеть притяжение Земли, покорить воздушную стихию и заставить её помогать человеку, тем мечтам отправиться в ранее серые и даже белые уголки планеты, совершенно не доступные ранее, а также стремительному развитию науки и техники для воплощения всех этих идей, энтузиазму, гениальности исследователей и неутомимости учёных 1930-х годов можно только позавидовать.
Об этом я и думал, возвращаясь из Долгопрудного в Москву.
********
Вдобавок к вышесказанному, в Долгопрудном ещё есть и объёмное граффити с дирижаблем и Кремлёвской стеной:
*********
Другие публикации про Долгопрудный:
В городе несколько интересных памятников. Поручику Ржевскому, Золушке, заблудившемуся ямщику:
Можно посетить и усадьбы:
Котово-Спасское - родовое гнездо Юсуповых до покупки знаменитого Архангельского:
Мысово, напоминающее средневековую крепость:
Владимирская церковь в Виноградово:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!