«Это совершенно необыкновенная, чарующая вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее» — Томас Манн рекомендует «Скучную историю» Чехова
- Около пятисот рассказов написано им, но если уж приводить примеры и хвалить, то непременно следует назвать "Скучную историю", рассказ, которым я дорожу у Чехова больше всего.
Это совершенно необыкновенная, чарующая вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее, — такая она печальная и странная. Эта история, именующая себя "скучной", а на самом деле потрясающая, удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию старости, тем, что она вложена в уста старика молодым человеком, которому не было еще и тридцати лет. Ее герой, ученый с мировым именем и генеральским чином, "его превосходительство", в своих излияниях то и дело величает себя: "мое превосходительство", желая сказать этим: "подумаешь, важность какая!" Ибо, хотя он и стоит куда как высоко на иерархической лестнице, он не утратил способности к критике и самокритике, не оскудел духовно настолько, чтобы не видеть всю смехотворность своей славы и того почтения, которое ему оказывают, и не отчаяться в глубинах своей души, обнаружив, что в его жизни, при всех его заслугах, не было духовного центра, "общей идеи", что по существу он прожил бессмысленную жизнь, жизнь пропащего человека…
Чехов доверяет читателю, пусть тот сам восполнит отсутствующие в рассказе скрытые, "субъективные", то есть касающиеся авторского отношения к описываемому, элементы, сам догадается о том, какую моральную позицию занимает автор. Творчество Чехова очень полюбилось мне. Его ироническое отношение к славе, его сомнение в ценности и смысле своего труда, неверие в свое величие уже сами по себе полны тихого, скромного величия.
"Недовольство собой, — говорил он, — основа всякого подлинного таланта". Здесь скромность все же оборачивается самоутверждением. Это означает — будь доволен своим недовольством; тем самым ты докажешь, что ты выше самодовольных и, быть может, даже велик.
Чехов умел создавать живых, неповторимых персонажей, которые поражают своей искренностью и человечностью.
- Он умел раскрывать внутренний мир своих героев, их сомнения, страхи, надежды и желания. В его произведениях нет четкого деления на героев и злодеев, в каждом персонаже есть свои светлые и темные стороны, которые делают их живыми и реальными.
Изучение творчества Чехова позволяет литературоведам и студентам погрузиться в мир глубоких человеческих чувств и эмоций, размышлять над вечными вопросами жизни и смерти, любви и одиночества. Его произведения наполнены глубоким смыслом и философией, которые оставляют неизгладимый след в сердцах читателей.
- Одной из ключевых тем, затрагиваемых в произведениях Чехова, является тема философии, утверждающей принцип внимательного восприятия мира, без лишних мыслей и эмоций. В произведениях писателя можно увидеть поиск гармонии и понимания внутреннего мира героев, их стремление к самопознанию и осознанию своего места во вселенной.
Чехов умел как никто другой раскрывать тонкие психологические портреты своих персонажей, погружаясь в их внутренний мир и размышления. Его произведения заставляют задуматься над смыслом жизни, над мимолетностью счастья и бессмысленностью бытия.
Для литературоведов и студентов изучение творчества Чехова - это возможность погрузиться в уникальный мир его произведений, исследовать глубины человеческой души и понять смысл жизни. Работы великого писателя становятся источником вдохновения и непреходящим источником мудрости для всех, кто стремится к духовному развитию и самопознанию.
"Скучная история" была завершена в сентябре 1889 года и вошла в сборник Чехова "Хмурые люди" (1890).
Еще в процессе работы над текстом автор в письме к писателю и критику Алексею Плещееву признался: "Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно для меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость". Позже, когда Плещеев прочтет готовую повесть, он искренне напишет Чехову: "У вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь". "Скучная история" получила много разнообразных откликов в печати. Одни критики называли ее "беллетристически-патологическим этюдом", попыткой писателя-медика проследить за умиранием старческой души, другие же считали повесть "лучшим и значительнейшим из всего, что до сих пор написал господин Чехов". У читателей повесть имела огромный успех.
По собственному признанию Николая Степановича, смысл его жизни — в деятельности: "Меня интересует только наука… это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека".
Поглощенный наукой, он не обращал внимания на то, что происходит в душах самых близких ему людей и тех, кому он действительно нужен. Рассуждая о своих семейных отношениях, он отмечает: "Я не пророк, но заранее знаю, о чем будет речь. Каждое утро одно и то же". В своих размышлениях ученый делит свою жизнь на счастливую "в то время" и горестную "теперь". Для героя душа человека — потемки: "Познай самого себя — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом", — делает вывод ученый. Он стал равнодушен ко всему, и когда близкий человек — воспитанница Катя — в финале повести просит у него совета, спрашивает, как ей жить дальше, он искренне отвечает: "Я не знаю". Этот неопределенный, расплывчатый ответ — следствие уныния и равнодушия, которое герой впустил в свое сердце. Именно равнодушие, по Чехову, — причина губительной скуки и бед.