Глава 4.
С утра светило солнце, небо было чистым, как выстиранное прилежной хозяйкой. В этот день учеников, в том числе и моего любимого Ваську, отправляли на весенние каникулы. Автобусы подходили к столовой, ребята рассаживались в них. Я высматривала предмет своего обожания издали. Он махнул мне рукой и заскочил в автобус.последним. Наверное, курил напоследок где-то Колонна тронулась. Учеников на восьми автобусах повезли в Мелекесс (сейчас Димитровград), где их ожидали заблаговременно оповещенные родители. Такова была традиция в этой школе. Дорога до Мулловки, находящейся на полпути, была накануне вечером расчищена. В каждом автобусе с детьми ехал воспитатель, а папа на школьном УАЗике возглавлял колонну. С утра, как я говорила, была превосходная погода. Но, уже, когда дети усаживались в автобусы, медленно порхая в воздухе, пошел крупными хлопьями снег. Не успели они въехать в березовый лесок, как снег повалил сильнее, поднялся ветер. Кончился лес. Выехали в поле. О, ужас! Дорогу занесло, будто ее никогда не чистили. Автобусы остановились. В двух шагах ничего не было видно. Невозможно было открыть дверцу автобуса, снег засыпался внутрь. Колонну сопровождали два бульдозера, но они были бессильны против разбушевавшейся стихии. Один из них повез директорский УАЗик волоком в село Ерыклинск. С почты по телефону папа сообщил районному начальству о создавшейся критической ситуации и попросил выслать технику для спасения детей. Потом также волоком трактор притащил УАЗик к колонне автобусов.
А пурга все свирепеет. Снег валит стеной. Малыши плачут, просятся в туалет. В автобусах на дороге 318 детей!
Через два часа по стороны Мулловки к автобусам, наконец-то, пробились несколько бульдозеров и пять мощных машин, прозванных "колунами" за их неуклюжий вид, ЗИЛы 157. Одни бульдозеры расчищали дорогу, другие вместе с "колунами" на тросах тащили автобусы. На сосновском подъёме тросы начали рваться. Тогда начальник автотранспортного предприятия, возглавлявший спасение детей, скомандовал вытаскивать автобусы двойной тягой. Спереди автобус за трос тянет "колун", а сзади бульдозер ножом толкает так, что от фонарей осколки летят в разные стороны. Только в час ночи колонна добралась до Мулловки, где детей ждали перепуганные родители. Сам папа с шофером ночевали в пожарке Ерыклинска. Утром им дали вездеход, который волоком потащил УАЗик назад в Никольское.
Итак, в дороге все обошлось. Но в интернате оставались дети из ближайших сел, 22 человека. За ними приезжали на лошадях родители. Пока папа спасал детей, его заместитель, развеселая дама, устроила в школьной столовой застолье. В это время четыре воспитанницы из второго, четвертого, пятого и седьмого классов отправились домой пешком через Куйбышевское водохранилище в села Сускан и Берля. Потом говорили, что это было самым обычным явлением: и дети, и взрослые запросто ходили через водохранилище по зимнику, дороге на льду.
Одна воспитательница разрешила детям идти, другая видела, как они перелезли через забор и отправились в сторону "моря". Так в Никольском называют Волгу, разлившуюся на двадцать пять километров в ширину.
Обнаружили пропажу детей только 17 марта, когда за ними приехали недождавшиеся родственники. Все старшеклассники из первой школы и взрослые мужики на лыжах искали пропавших девочек на льду водохранилища. Нашли их недалеко от острова Борок, засыпанных снегом, на небольшом расстоянии друг от друга. Судя по положению тел, старшая девочка Надя, моя ровесница, перетаскивала, как кошка котят, замерзающих подружек, боролась до самого конца. Лицо ее было искажено страшным напряжением.
Когда на двух рыбацких плетюхах привезли тела девочек, собравшийся народ плакал. Плакали учителя и воспитатели. В их адрес раздавались упрёки и угрозы.
Не плакал только директор школы, мой папа. Он стоял окаменевший. За время поисков он поседел. Мы с сестрой ничего этого не видели, были в школе, шли уроки. Обо всем рассказывали родители и один интересный парень-десятиклассник, участвовавший в поисках девочек.
Было долгое разбирательство. Воспитательницу, которая отпустила детей и заместителя директора судили. Кажется, первой дали реальный срок, а вторая отделалась условным и увольнением с работы. Папе тоже многое пришлось пережить, но то, что его не было в это время в интернате и обязанности директора исполняла его заместитель спасло его от наказания. С тех пор школьников на каникулы не развозили. Родители сами приезжали за детьми и под расписку забирали их. Те ученики, за которыми никто не приехал, оставались на каникулы в интернате. Пока шли следствия и суды, закончился наш первый учебный год в Никольском на Черемшане, принесший много горя.