Терпеть не могу литературные штампы, однако скажу, что серия волшебных историй про архипелаг Земноморье давно стала... своеобразной визитной карточкой Урсулы Ле Гуин (1929-2018 гг.). По популярности среди читателей всех возрастов с Земноморьем не сравнятся ни Хайнский цикл с «Левой рукой Тьмы», ни какие-нибудь «Крылатые кошки»...
Сегодня в центре внимания стартовый роман «Волшебник Земноморья», впервые опубликованный в 1968 году. На первый взгляд – обыкновенная сказка, которой самое место на полке с детскими книжками... На второй – философская притча о поисках самого себя, цели и смысла жизни...
Плюс ко всему нельзя забывать, что «Волшебники» воспитали массу «учеников», а всевозможные «Гарри Поттеры» с Хогвартсами и иже с ними – всего лишь вторичные продукты, попытки (стоит признать, порой весьма и весьма удачные) заворожить книгочеев и сварить собственное магическое зелье по рецепту Леди Урсулы. Впрочем, обо всём по порядку.
Отмечу, что не являюсь ярым фанатом творчества писательницы, а цикла про Земноморье – в особенности. На меня чары девяноста островов не возымели гипнотического эффекта, и отдавая должное мастерству и выдумке Ле Гуин, я сохранил критическое мышление. Возможно, потому что впервые столкнулся с «Волшебником» в зрелом возрасте, когда мало что способно удивить и поразить.
Так и здесь. Долго и с недоумением разглядывал карту архипелага, читал описания быта и обычаев местных жителей и никак не мог уразуметь: а в каком времени, собственно, происходит дело? Стремление провести параллель с какой-то из земных эпох – вовсе не читательская блажь. Это позволило бы понять то, что осталось за скобками, а сама писательница по той или иной причине не включила в повествование. Хотя бы уловить какие-то общие принципы построения общества, а следовательно – и мотивацию его членов-персонажей.
В «Волшебнике» же всё наперекосяк! Сначала думаешь, что попадаешь в некий аналог нашей античности: бронзовое оружие; города-государства, а лучше – острова-государства; многочисленные упоминания о высших силах и одновременно – отсутствие чёткой концепции бога и дьявола...
Затем встречаешь на страницах неких Лордов-аристократов, полагаешь, что на дворе предельно романтизированное Средневековье, и подсознательно ждёшь, когда на бой с вконец обозревшими драконами выедут рыцари Круглого стола...
А после приходишь к скучному выводу, что на дворе – XX век: во всяком случае герои ведут себя как вполне цивилизованные люди, даже жители изолированных островов не спешат привязывать одинокого путешественника к вертелу, щедро осыпая проклятьями и приправами... Напротив, в 99% случаев встречают гостя со всем радушием просвещённых горожан.
Словом, приведённые в книге исторические ориентиры противоречат друг другу, и домыслить что-то за Урсулой не получится. Остаётся лишь внимательно читать каждое слово.
В молчании — слово,
А свет — лишь во тьме;
И Жизнь после смерти
Проносится быстро,
Как ястреб, что мчится
По сини небесной,
Пустынной, бескрайней…
(Создание Эа, «Волшебник Земноморья», Урсула Ле Гуин).
Главный герой произведения – юный волшебник с острова Гонт – Гед по прозвищу Ястреб. Паренёк с рождения наделён чудовищной магической силой. Даже в мире, где колдуна можно встреть чаще, чем бродячую собаку, он выделяется и сверкает талантом. Впрочем, чтобы стать бриллиантом, алмазу необходима огранка, и Гед отправляется в школу магов на острове Рок.
Быть может, Джоан Роулинг всё придумала сама или идея Школы чародейства и волшебства Хогвартса пришла к ней во сне – утверждать не берусь. Но выглядит всё так, словно «мама Поттера» банально «подрезала» плоды интеллектуального труда Леди Урсулы. Учителя различных наук, факультеты, экзамены... Даже ручные зверьки-помощники юных магов – обо всём этом так или иначе упоминалось в «Волшебнике Земноморья», Роулинг лишь расширила и углубила.
Но насколько хороши и притягательны у Роулинг были второстепенные персонажи, настолько никчёмен и бледен оказался сам Гарри Поттер – не чета юному Геду из Земноморья, в котором бурлит жизнь, который ведёт себя, как настоящий неразумный подросток в период созревания... Гед – персонаж, которого понимаешь и которому сочувствуешь.
Одна из отличительных и важнейших особенностей «Волшебника Земноморья» – описание механизмов возникновения и действия магии. Писательница старой школы пыталась если не подвести под чары и колдовство твёрдую научную основу, то хотя бы вывести общие для них законы. Так, всё живое и неживое в Земноморье имеет своё подлинное Имя. Узнаешь Имя воды – сможешь повернуть реку вспять, разгадаешь Имя ткацкого станка – перевыполнишь пятилетний план за три года.
«Он понимал, что в этой пыльной и, казалось бы, бессмысленной куче слов, которые требуется запомнить, скрываются подлинные имена всех людей, предметов и мест на земле, то самое могущество Истинной Речи, которого он так жаждал; и знания эти лежали, подобно кладу, на самом дне сухого колодца. Магия — это и есть точное знание подлинного имени предмета». («Волшебник Земноморья», Урсула Ле Гуин).
Волшебники у Ле Гуин – отнюдь не всесильны. Напротив, чем больше они впитывают знаний и постигают Имён, тем отчётливее понимают, что любое неосторожно действие может качнуть чашу великого Равновесия – ещё одного закона Земноморья. Если на одном острове прольётся дождь, то на другом – непременно будет засуха...
Двух этих строгих и логичных концепций – Имён и Равновесия – вполне достаточно для формирования магической стороны вопроса, не находите? Даже жаль, что писательница собственноручно рушит их, вплетая в роман «жуткие тайны» и отвлечённые рассуждения. Сугубо на мой взгляд, хорошую книгу только портят набившие оскомину фразы типа «свет видно лишь во тьме» и прочая доморощенная философия, словно взятая из мемов с Конфуцием и Стэтхэмом.
В общем, в книге сказано много, но не сказано – ещё больше. В этом вся Леди Урсула.
В завершение следует отметить, что, несмотря на популярность, экранизаций у цикла не так много. Можно вспомнить лишь телефильм 2024 года «Легенды Земноморья» (этакую смесь «Волшебника» с «Гробницами Атуана», да аниме 2006 года «Сказания Земноморья». Писательница от этих картин оказалась не в восторге: она видела свой мир совсем другим. Каким? Похоже, теперь мы этого никогда не узнаем.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#волшебник земноморья
#лучшие книги
#урсула ле гуин
#магия и волшебство
#острова
#драконы
#море
#школа магии
#гарри поттер