После пожара 1812 года Москва отстраивалась заново. В 1819 титулярная советница Пелагея Васильевна Кетчер приобрела на Старой Басманной погоревший участок, на котором в 1820 построила дом - деревянный сруб на каменном фундаменте, оштукатуренный, с девятью окнами по фасаду и типичной планировкой:
К дому прилегал участок с садом, флигелем, конюшней, каретным сараем и погребом - всё это не сохранилось. Не сохранился и портик с колоннами. Беда многих наших особняков: в советское время здесь были коммуналки, поэтому и от интерьеров мало что осталось.
Но эти стены помнят всё)
В 1824 дом П.В. Кетчер нанял Василий Львович Пушкин, родной дядя Александра Сергеевича, брат его отца Сергея Львовича. Человек блестяще образованный, библиофил и театрал, просвещённый путешественник, он был приятным и остроумным собеседником, верным и преданным другом, гостеприимным хозяином, человеком милым и простодушным. Поклонником прекрасных дам, щёголем и модником:
Но Василий Львович был не только светским львом. Прежде всего он был известным писателем, старостой общества "Арзамас". Его поэма "Опасный сосед", написанная в 1811, стала литературной сенсацией, считалась шедевром. Именно он был первым литературным наставником своего племянника.
В этом доме Василий Львович жил со своей невенчанной женой, московской купчихой Анной Николаевной Ворожейкиной и двумя детьми - сыном Львом и дочерью Маргаритой. Невенчанной, потому что в в 1806 он развёлся со своей женой, красавицей Капитолиной Михайловной Вышеславцевой, за что на него было наложено наказание православной церковью: запрет вступать в церковный брак.
Теперь здесь музей. Мы входим во двор и попадаем в Москву начала 19 века:
Прихожая
В небольшой прихожей над диваном, куда гости складывали верхнюю одежду, - нарядная вышивка в рамке, а слева и справа от неё - герб рода Пушкиных и их родовое древо:
В 1799, когда родился его племянник Александр, Василий Львович, тогда отставной поручик лейб-гвардии Измайловского полка, подал прошение в московское дворянское собрание, чтобы герб рода Пушкиных был внесён в "Общий гербовник дворянских родов Российской империи". Пушкины по праву гордились своим 600-летним дворянством.
Основателем рода был легендарный предок по имени Радша, живший во времена Александра Невского. Все включённые в герб эмблемы свидетельствовали о воинской славе Пушкиных.
Танцевальный зал
Здесь устраивали балы. Над диваном - портреты в золочёных рамах. Среди них - живописный портрет самого Василия Львовича (он приведён выше).
А также графический портрет его младшего брата и друга Сергея Львовича работы К.К. Гампельна (копия):
Василий Львович родился в Москве, очень её любил, его знала вся Москва, везде он был желанным гостем. В этом доме почти не сохранилось его личных вещей, но в этом зале есть вещи, которые наверняка его помнят. Это диван и два кресла из имения Апраксиных Ольгово, где он часто бывал. На стенах - бра из имения Вяземских Остафьево - он и там был дорогим гостем:
На круглом столе - шутливый рисунок художника Юрия Иванова, нашего современника, изображающий встречу двух поэтов Пушкиных 8 сентября 1826, после 10-летней разлуки:
А.С. Пушкин приехал к дяде после аудиенции у Николая I. Ему 26, он вернулся из Михайловской ссылки и уже находился в зените славы. Василий Львович постарел, был болен, но по-прежнему весел и добродушен. С тех пор Александр часто навещал своего дядюшку.
Голубая гостиная
Здесь устраивали поэтические вечера.
Гостиная очень нарядна: красивая люстра, золочёная бронза, золотая вышивка кресел - ведь здесь радушный хозяин принимал своих дорогих гостей. А это был цвет московской литературы: И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский, Д.В. Веневитинов, А.А. Дельвиг, Адам Мицкевич... Здесь, в гостиной у дяди, Пушкин читал свои стихи.
А Василий Львович развлекал гостей рассказами о Париже - там в 1803 он читал свои стихи самому Наполеону, тогда первому консулу.
Бронзовая золочёная люстра 19 века на 16 свечей - из Архангельского. И Василий Львович, и Александр Сергеевич бывали там в гостях у Николая Борисовича Юсупова, относились к нему с глубоким почтением. Для Пушкина Юсупов был не богачом и вельможей, а воспоминанием детства (маленький Пушкин гулял в саду Юсупова) и живой историей (Н.Б. руководил коронацией четырех русских царей и сидел за одним столом с самим Вольтером).
Разница в возрасте у них была такая: А.С. Пушкину - 27, Н.Б. Юсупову - 77. Они часами гуляли по великолепному парку в Архангельском. Послание Пушкина "К вельможе" - это к Н.Б. Юсупову.
На стене над письменным столом - барельефы Фёдора Толстого об освобождении Москвы и редкий рисунок А.Ф. Фрагонара - портрет Александра I:
При всём своём увлечении французской культурой Василий Львович был патриотом. Узнав об освобождении Москвы и о вступлении русских войск в Париж, он ликовал.
Столовая
В столовой Василий Львович собирал друзей на обед или ужин. Под звон бокалов здесь весело спорили и смеялись. И ели, конечно. Василий Львович был хлебосольным хозяином и гордился своим крепостным поваром Власием Львовичем.
Приглашения часто писал в стихах:
Сегодня у меня литературный ужин.
К обеду не зову, а вечером ты нужен.
......
В моём дому всё будет ладно.
Откажешь - будет мне прискорбно и досадно.
Кажется, вот-вот придут гости и сядут за накрытый стол, их ждёт гусь с яблоками на подносе...
Комната "Опасного соседа"
Здесь рассказывается о поэме Василия Львовича, которой все зачитывались, которую переписывали и заучивали наизусть. И сравнивали её с гравюрами английского художника Уильяма Хогарта, мастера сатирического бытописания.
В этой комнате сотрудники музея соорудили сцену домашнего театра (В.Л. ведь был заядлый театрал, играл в домашних спектаклях), на которой разворачивается действие поэмы. Декорация взята с гравюры Хогарта "Сцена в таверне", 1796:
Рядом воплощённая мечта Василия Львовича - переплетённая в алый бархат его поэма "Опасный сосед". И книжный шкаф с книгами писателей-арзамасцев:
На стене - портрет В.Л. Пушкина, гравюра 1822 года, которая украшала прижизненное издание его стихов:
Кабинет
Святая святых любого поэта. Здесь много книг. Василий Львович был страстным библиофилом, очень любил и ценил книги. 29 июня 1828 он писал историку Михаилу Петровичу Погодину:
Сделайте одолжение, возвратите мне мою книгу поскорее. Я вам признаюсь чистосердечно, что мне приятно услужить вам, но я не всем книги мои поверяю, они составляют единственное моё удовольствие.
В этом кабинете среди книг и портретов любимых поэтов дядя и племянник подолгу беседовали о литературе.
На камине - бронзовые часы "Библиотека" работы французского мастера Л.-С. Л. Раврио - дар Московского английского клуба, членом которого был Василий Львович:
В шкафу - 70-томное собрание сочинений Вольтера. А на бюро красного дерева - портрет Александра Пушкина и его сочинения, которыми его дядя гордился:
Твои стихи, поверь, читает
С живым восторгом дядя твой…
Фонтан, Цыганы и Евгений
Прекрасных полны вдохновений!
Они всегда передо мной.
И не для критики пустой.
Я их твержу для наслажденья.
За ширмой - кушетка (отдельной спальни в доме не было) и ещё один шкаф с книгами Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Дмитриева.
Камердинерская
Платяной шкаф, рукомой, кровать, кресло. В этой комнате жил камердинер Игнатий Хитров. Он всегда находился при хозяине, не только в Москве, но сопровождал его во всех путешествиях.
В 1811 - в Санкт-Петербург, когда Василий Львович отвозил племянника в Царскосельский лицей.
И, кстати, Игнатий тоже сочинял стихи - настолько этот дом был пропитан поэзией!
3 января 1820 Василий Львович писал Петру Андреевичу Вяземскому:
Игнатий мой совершенно с ума сошёл. Он бредит стихами и написал тебе послание, которое непременно просил меня тебе доставить.
Лестница на антресольный этаж, где располагались две комнаты - гостевая и детская.
Комната гостя
Возможно, именно в этой комнате останавливался Александр, когда гостил у дяди. А гостил он здесь часто:
Я его ласкою доволен, -
писал Василий Львович Вяземскому.
Пушкин привёз из Михайловской ссылки трагедию "Борис Годунов" и её чтения - у Веневитиновых, у Вяземского, у Соболевских - стали в Москве событием. Василий Львович радовался успеху племянника и, защищая его от нападок критики, писал:
Наказывай глупцов, не говоря ни слова,
Печатай им назло скорее "Годунова"!
На бюро - бронзовый чернильный прибор с колокольчиком и амуром, а также воспроизведение рукописи "Бориса Годунова", его беловой автограф 1825 года.
Комната воспоминаний о московском детстве А.С. Пушкина
Собранные здесь вещи - книги, игрушки - позволяют погрузиться в мир московского детства А.С. Пушкина.
Вот такой милый маленький музей, очень интересный и атмосферный. Работает каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 18:00. И его можно посещать бесплатно каждую третью пятницу месяца по предварительной регистрации на сайте.
Адрес: ул. Старая Басманная, д. 36.