Образ русалок формировался у европейцев благодаря мифам древней Греции. Их писали моряки, так много видавшие и так мало знающие, но любящие всё объяснять на том уровне знаний общества, который уже был. Природа меняется, исчезают виды и целые экосистемы, погода приносит то засухи, то морозы. Всему этому можно было противопоставить только особый консерватизм в мышлении, где виноватыми становятся грешники, потому что постоянно ссорятся и воюют, наверху справедливые боги, которые, тоже между собой ссорятся и грызутся. Но что положено Юпитеру, не положено быку. Значит, не стоит ничего выдумывать, помимо того, что уже выдумано. Вот населили моря странные существа: тритоны, ундины, сирены, нереиды. У всех был хвост, у некоторых крылья. Были ещё нимфы, но они жили на земле.
Если сирены – кровожадные нимфоманки, которые своим пением усыпляли моряков, насиловали спящих, а затем топили, то их родственницы нереиды – существа относительно безобидные и нежные. О них в своей монументальной «Естественной истории» писал древнеримский летописец Плиний Старший, который утверждал, что морские жители – вовсе не мифы и легенды Древнего Рима, а реальность. «У нереид только тело шероховатое и чешуйчатое, облик же они имеют еще человеческий. Умирая, нереида издавала печальные стоны, и жившие поблизости слышали эти стоны в течение длительного времени. Я имею весьма надежных свидетелей из числа конников, утверждавших, что они видели в океане вблизи Гадеса морского человека, всем телом абсолютно похожего на людей; по ночам он подымался на корабли, причем та сторона, на которой он находился, тотчас же опускалась, а если он оставался на ней дольше, то даже погружалась в воду».
Понятно, что плиниевская «Естественная история» была собранием фейков, но это совершенно не умаляет ее влияния на многочисленных научных мужей. Именно поэтому опираясь на его книгу шведский картограф Олаф Магнус в XVI веке предостерегал моряков ловить русалок в сети: «Если не отпустишь их тотчас, поднимется буря и такой стон, что покажется, будто небо рухнуло»
Христианская церковь также постаралась вынести свой вердикт по поводу русалок: хвостатые девицы с распущенными волосами губят души почтенных мужей, которым очень нравятся их тугие тела. Но были и другие мнения. В XVI веке в сети рыбаков в Балтийском море попал целый морской епископ – натурально рыба с человеческой головой в рясе. Похожую русалку примерно в то же время встретили голландские моряки: их епископ выпрыгнул на палубу прямо из моря, выкурил с моряками трубку и, попрощавшись на идеальном голландском, отправился восвояси, вильнув хвостом и тряхнув рясой. Все сочли это особым благословением небес.
Итак, европейские русалки имеют изменчивый как море характер, они приобрели известную меланхоличность, не растеряв, однако, своей смертоносной силы. Вспомните Лорелею, она несмотря на сказочную красоту, изловчилась бросать на камни целые корабли с моряками одной силой голоса.
Опять мы видим описание, связанное с тем, что кто-то где-то видел, и в целом страх перед непознаваемым.
У скифов часто встречается описание прекрасных женщин в воде с двумя змеиными хвостами вместо ног Некоторые скифы считали, что они были богинями рек и встречались с героями в человеческом облике рожали великих героев.
Заметили, что страха нет, только доблесть и интерес? Отсюда и боги, или русалки, становятся похожими на людей.
В этом отношении особый интерес представляют русалки лесо-степей у славян. Ведь их мнение о них формировалось ещё до влияния Византии и значит до христианства. Славянских племён было очень много, однако русалки встречались практически у всех племен, поэтому не удивительно, что образ русалок, может слегка отличаться у разных народов, но в целом, можно выделить несколько типов.
У северных славян нынешней России представляли русалок в виде юных девушек. Они были невероятно красивыми, но волосы их больше отливали в зелёный цвет. Ни у кого из них не было хвоста. Жили они в лугах или лесо-степях, и вдоль рек и озер и в случае опасности превращались в птиц, с человеческими головами. Помните у Пушкина русалки на ветвях сидят?
Чем западнее были славянские племена, тем сильнее у них проявлялся полиморфизм среди русалок. Помимо красавиц с озорным и даже веселым характером там появились и другие русалки: страшные старые женщины, косматые, с огромными ногтями и большой висящей грудью.
Особенностью русалок считалось то, что они обладали невероятно красивыми и заманчивыми голосами, которыми они пели замечательные песни, чем и привлекали путников. На западе у красивых русалок характер часто был тот ещё. Они заманивали путников в болота или воды, чтобы защекотать их до смерти, либо чтобы просто утопить.
Значит общий полиморфизм, касался не только возраста – старые и молодые, но и тех, кто жил в воде и тех, кто жил только на суше.
Лоскотухи – щекотухи. В большинстве легенд считается, что все русалки могли защекотать человека до смерти, особенно в воде.
Шутихи – это русалки Малороссии, веселые и озорные.
Купалки и водяницы – прозвища всех, без исключения, водных русалок. Лешачихи – прозвище лесных русалок.
Шутовки – всегда живут в воде, их видят на берегу, где они расчёсывают свои длинные волос. Если гребень отнять, то челочек получает возможность дышать под водой.
Болотница (Омутница) – это русалки, живущие на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок — с черными перепонками. По некоторым поверьям, болотницы могут иногда насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди и разрушительный град, а также похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.
Бродницы – красавицы с длинными волосами, охранительницы бродов. Они живут вместе с бобрами в тихих заводях, подправляют и стерегут броды, мощенные из хвороста. Перед вражьим наступлением бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или омут.
Блудички – в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков, иногда появляются в виде детей или полужаб-полудетей. Иногда блудички помогают людям найти дорогу через трясину, но могут и наоборот завести в топь человека, который побеспокоил их громким криком. Блудичками становятся души людей, которых специально утопил Водяной, для того, чтобы они сторожили пруд, озеро или болото.
Водяница – утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы.
Зазовка – русалки Белоруссии. Когда она показывалась какому-либо человеку, тот, несмотря на предостережения, как завороженный, шел за ней. Редко какой мужчина возвращался от зазовки, некоторые погибали от её ненасытной любви. Те, которые все же возвращались к своим женам и возлюбленным, через некоторое время опять уходили назад в лес, чтобы больше уже никогда оттуда не вернуться. На зиму зазовка настоящими лебедями отлетала в теплые края.
Лобоста – измененное слово «албаста», по-видимому, заимствовано из тюркских языков. В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает
Нави – южнославянские, украинско-карпатские и украинские русалки – мифологические персонажи. Они появляются чаще всего на троицкой неделе или в Петров пост; танцуют и вытаптывают траву; приглашают к себе на игрище овчара, который играет для них на сопелке; они обитают в воде и могут затащить туда человека, решившего в это время купаться; насылают засуху, вихри.
Вилы (Сербия) – крылатые красавицы, духи озер и колодцев. Они носят длинные волшебные платья. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Разгневавшись, способны убить взглядом. Вилы обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное. Если же вилам, когда они танцуют, как и русалкам, удается затащить в свой хоровод юношу – зачаруют. По верованию словаков, вилы – души невест, умерших во время помолвки.
Славяне – мирный народ. Даже с нечистой силой они старались мирно решить все вопросы. Например, в Русальную неделю было принято украшать березки и водить вокруг них хороводы, чтобы русалки вдоль нарезвились. Нередко на березках делали качели, а по окончании – все это убирали, чтобы нечистая сила убралась восвояси.
Иногда бывают и неприятности. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальей болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании – человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец «хоро» – типа хоровода, только ритм всё время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».
Заметили, никто никого не ловил сетью, ничего не просили, а танцевали, чтобы излечиться.
Видимо моё предположение верно, если и существуют русалки, то отношения с ними определяются отношениями с природой.
Остается обсудить вопрос. Есть ли они на самом деле? Не знаю, но если они так похожи на людей, то русалки давно уже живут рядом с нами, и, кто знает, может знаменитые пловчихи и пловцы, это и есть потомки этих русалок.
Предыдущие статьи русалочьего цикла: