Продолжаем ходить по свету, знакомясь с разными русалками.
Встречи с русалками в Стране восходящего солнца описывались с древнейших времен. Подробное описание русалок впервые появилось в 1254 году. Сообщали, что в провинции Исэ рыбакам в сети попали три большие и очень странные рыбы. У них были человеческие головы с обезьяньими ртами, полными мелких и острых как иглы зубов. Всех трех русалок рыбаки убили, а одну даже съели. Мясо, кстати, оказалось очень вкусным. В других письменных источниках 13-15 веков описаны более 10 случаев встреч людей с нингё. Почти все авторы утверждают, что русалки появлялись, в основном, в неспокойные для страны времена. Это были периоды войн, эпидемий и междоусобиц. Все видящие нингё говорят, что у них светло-рыжие волосы и на голове гребень как у петуха.
Не все авторы верили в сверхъестественность этих существ. Уже тогда были скептики, объяснявшие существование нингё как реальных обитателей морей, ссылаясь на опыт голландцев, которые якобы постоянно ловят русалок и используют части их тел как лекарство против многих ядов.
В древности в Китае русалку называли «Цзяожэнь», то есть «человек водного племени», облик которого – голова человека и тело рыбы с длинными четырьмя ногами. В «Шань хай цзин» встречается также следующее описание: «Царство людей Ди находится к западу от дерева Цзянь. У его людей человеческие лица, туловища рыб и нет ног».
В эпохи Вэй, Цзинь, Северных и Южных Династий появились описания русалочьего (водного) племени людей-акул. Гань Бао в «Записках о поисках духов» IV век н. э. писал: «За пределами Южного моря обитают люди-акулы. В воде они живут как рыбы, но не оставляют прядения и ткачества. Глаза их, когда они плачут, могут ронять жемчуг».
В эпоху Сун образ русалки стал более подробным. В энциклопедическом сборнике «Обширные записи годов Тайпин» (Х век) написано: «Морская русалка обитает в Восточно-китайском море, есть большие длиной пять-шесть чи, по форме как человек; глаза, рот и нос, руки и ноги, голова как у красавиц, почти все похоже на женщину. И у них тело без чешуи, белая и гладкая кожа, но есть мягкая и тонкая шерсть, два цуня длиной.
Эти водные персонажи могли быть мужчинами и женщинами. У образа русалки в Китае есть много вариантов, потому что в китайских мифах и легендах рыба, змея и дракон связаны с водной стихией, и эти три образа могут трансформироваться друг в друга. Множество известных в Китае историй о змее и драконе могут в определенной степени считаться историями о русалке. Эти девушки-драконы и девушки-змеи не только обладают характерными особенностями поведения русалки, но и имеют сходную особенность внешности – они красивы.
В китайских мифах и легендах образ русалки часто связан с колдовством. Русалочье племя (девушка-дракон или девушка-змея) способно жить как в воде, так и на земле с людьми. Под водой они принимают облик рыбы или девушки с рыбьим хвостом, но на суше превращаются в человека. У русалок соблазнительный голос, красивые волосы, красивые лица и белая кожа.
В китайской традиции русалочье племя воспринимаются как проявления реальной природы или как необычные животные, которые совершенствовали и закаляли себя, чтобы иметь возможность превратиться в человека, приобрести человеческое тело.
Корейская мифология уходи корнями в китайские или японские, тем не менее, как и у любого народа, у корейцев присутствует свой колорит и особенности. Одной из таких особенностей и является Ино. Это настолько необычный персонаж, что кроме как в корейской, ни в какой другой мифологии подобного не встретишь. Внешне от человека у нее только голова и верхняя часть тела. При этом рук у Ино нет, есть плавники. Ноги тоже есть, но их много, а именно 7-8 штук. В дополнение ко всему, у нее еще имеется длинный конский хвост.
Слезы у Ино не обычные, а жемчужные, в прямом смысле слова. Русалка эта плачет жемчугом.
Интересно, что складывается представление: красивые русалки добрые, а страшные – как повезет.
Ещё о русалках: