Культовая история о бесстрашном археологе уходит корнями в 1973 год. Идея пришла в голову тогда ещё начинающего режиссёра Джорджа Лукаса, который немедленно поделился ей с другом и сценаристом Филиппом Кауфманом. Вместе они сделали первые наброски пустынных путешествий Индианы Смита, придумали Ковчег, Скрижали и прочие важные для развития действия магические атрибуты. Однако работа застопорилась: Кауфман ушёл писать фильм для Клинта Иствуда, а Лукас переключил всю мощь собственной фантазии на жизнь далёкой-далёкой галактики. Пути друзей разошлись, сюжет лёг на полку.
Производство «Звёздных войн» было изматывающим. Сдав фильм в кинотеатры, режиссёр решил отдохнуть от премьерной голливудской суеты на Гавайях. Пока Лукас гулял по побережью, космическая сага била рекорды по сборам первых прокатных дней. Журналисты не знали, где искать триумфатора, зато это знал Стивен Спилберг, потому что у них была дружеская традиция — отдыхать после сдачи фильмов вместе (Спилберг прилетел на курорт после премьеры «Близких контактов третьей степени»). В отпуске они болтали ни о чём и о творческих планах.
Стивен признался, что хочет подступиться — уже во второй раз — к Бондиане. На это Джордж ответил, что у него есть герой круче агента 007, и рассказал об Индиане Смите. Спилберг был в восторге и загорелся идеей снять такое кино, но первым делом предложил исправить фамилию Смит на Джонс. Лукас не возражал.
«Индиана Джонс — неидеальный герой. Думаю, благодаря его недостаткам зрителям кажется, что, проявив чуть больше старания и смелости, они могли бы стать такими, как он. Он не Терминатор. Он не настолько далёк от аудитории кинотеатров, чтобы люди не могли связать с ним свои мечты и устремления. Он даже не Джеймс Бонд. Бонд тоже не супергерой, но у него образ более непроницаемый», — уверен Спилберг.
Вернувшись на материк, Спилберг созвонился со сценаристом Лоуренсом Кэзданом, который охотно включился в проект. Встретившись, Лукас, Спилберг и Кэздан три дня беспрерывно разрабатывали сюжетные ходы, придумывали образы героев, добавляли юмор. Всё попало на диктофон и в тетрадь Кэздана, далее он продолжил работу в одиночку и в итоге представил талмуд на 120 страниц (который впоследствии был сокращён).
Лукас взял на себя продюсерские функции и начал носиться со сценарием по студиям. На съёмки он заложил 20 млн долларов, но кинобоссы не верили, что размашистый сюжет с экзотическими локациями и сложными спецэффектами обойдётся в столь скромную сумму. Перспективы столкнуться с перерасходами не побоялись только в Paramount, к тому же, к ним пришёл не кто-нибудь, а автор золотоносных «Звёздных войн». Производство стартовало в 1980 году.
Оставался ещё один ключевой момент — выбор актёра на главную роль. Претендентами значились Джефф Бриджес, Курт Расселл, Дэнис Куэйд, Ник Нолти, Крис Кристофферсон и Том Селлек, которого уже было утвердили, но телеканал CBS увёл артиста, сделав под него сериал «Частный детектив Магнум». В итоге Лукас и Спилберг позвали проверенного Харрисона Форда. Они и до проб остальных кандидатов знали, что он справится с ролью, просто Лукас не хотел снимать Форда «в каждом своём фильме, как Скорсезе снимает Де Ниро».
«Когда я брался за «Индиану Джонса», сомневался, можно ли поставить доктора наук в центр безумного приключения? Благодаря таланту Харрисона Форда это оказалось не только возможным, но и привлекательным. Но мой дружок Джордж Лукас из студийного плотника Форда сделал мегазвезду, так что мне нужно было лишь подхватить цветущий талант и уложить его в сценарий «Индианы», — говорит Спилберг.
Так зарождалась одна из ярчайших кинофраншиз в истории. Фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» собрал в прокате 381 млн долларов — Paramount вытянул счастливый билет.
Фото: кадры из фильма, соцсети