После обеда
Сегодня я специально пришел пораньше, чтобы проверить, как проходит время ДК и его игровая площадка. Действительно ли очередным ДК – а сегодня это Таня – предлагается лагерникам новая игра на вытащенное в первый день слово.
«Мусор»
И попадаю на игру «Мусор». Все участники идут по кругу, в центре выбранный из коробочки «мусорщик» с закрытыми глазами и вытянутой рукой. Когда круг останавливается, он не открывая глаз, должен назвать любую цифру от 1-го до 10-ти, и после этого открывает глаза. Начиная с того, на кого указывает рука «мусорщика» идет отсчет названного числа, и, наконец, определяется кто-то из участников игры в качестве протагониста.
Теперь задача «мусорщика» назвать какое-то отрицательное качество у протагониста, а задача последнего защитить его. Если «мусорщик» более убедителен, но он и побеждает, а названное им качество «выбрасывается» в ведро, стоящее неподалеку.
Это все, что я понял, наблюдая игру, и даже по ходу подсказывая Тане возможные варианты дальнейшего развития.
Первым «мусорщиком» стала Света, а ее выбор пал на Марину. «Худая!» - неожиданно определила ее отрицательное качество Света, чем вызвала справедливое недоумение у многих участников. «А ты?» - спросил ее Ваня. Действительно, Света тоже не отличается округлыми формами. Но Марина все-таки пробует защититься: мол, она ест мало.
Следующий выбор пал на Диму младшего. Его назвали «стеснительным». Дима даже не стал защищаться, и, видимо, его это качество было отправлено в «мусор». Тут, правда, немного непродуманно. Как определить победу? Можно было бы голосованием всех участников – было бы объективнее, а так сама Таня пытается как-то выступить в роли арбитра.
А вот и сама Таня выпадает из коробочки в роли «мусорщика», а протагонистом становится Мурат. «Впечатлительный» - такое его отрицательное качество определяет Таня. Мурат энергично защищается.
Я предлагаю развить игру, когда «мусорщик» сам себе определяет протагониста, но не говорит, кто это. Просто называет отрицательное качество кого-то в кругу, а все остальные должные отгадать этого человека. Пробуем пару кругов, и я понимаю, что в этом варианте не обязательно называть отрицательные качества, можно для баланса – отрицательное и положительное. Но умные мысли как всегда приходят поздновато…
А в целом, неплохая «психотренинговая» игра родилась вот прямо «здесь» и «сейчас». Так что удачно я так попал сегодня на «Игровую площадку».
Палуба общения
Рассаживаемся на палубу. Перед чтением домашних заданий дай-ка, думаю, проведу небольшую концентрирующую внимание разминку.
«Минута»
Тут все просто. Я засекаю время и даю старт. Каждый должен, отсчитывая про себя секунды, определить, когда закончится минута и встать при этом для наглядности. Точнее всех встает Лена. Молодец, все в порядке с внутренним хронометром!
Чтение домашнего задания
Итак, «Ужасы моего детства». С ужасами детдомовского детства мы сегодня сталкивались и пытались их «прожить». А что же в реальном багаже наших детушек?
Удивительно то, что практически все ребята отнеслись к заданию серьезно, без той значительной доли юмора, которая проявилась в заданиях о младенчестве. Что это значит? Видимо то, что это более жизненно-важный и «референтный» опыт, который еще не пережит окончательно и поэтому таит еще в себе психологические опасности.
В списке ужасов следующие вещи и явления: огонь, родственники (в основном жестокие братья и наказывающие родители), вода, темнота, одиночество, гроза, пылесос, уколы. Все страхи можно разделить на два типа: мистические и реальные, то есть связанные с реальными событиями.
Вот примеры «мистических» страхов у Вани и Светы:
«Самым большим страхом моего детства был Бабай. Бабай – это большой черный черт, которого я представлял темной ночью в глубокой темноте. Из-за него я ни мог никогда хорошенько выспаться. Я всегда спал, спрятав голову под одеяло. Мне было очень тяжело дышать, но я не мог высунуть голову, потому что я боялся». Ваня.
«У меня было 2 ужаса детства. Кровать – то, что я иду по ней, и никого на ней нет, а эта кровать длинная, и я не могу ее пройти, и мне это страшно. Светильник – то, что я сплю, и во сне этот светильник вылазит из-под кровати и хочет меня убить. Я просыпаюсь во сне и пытаюсь от него убежать и кричать, но меня никто не слышит.
Для некоторых эти ужасы будут вообще не страшны и очень смешны, но для меня эти сны были с 2 годиков до 8 лет. Они были очень страшные, потому что они мне снились каждую ночь». Света.
Да, интересно, что по этому поводу сказал бы специалист по детским фобиям? Меня особенно впечатляет бесконечная кровать. Что-то в этом есть сюрреалистическое и действительно ужасное. Свету, кстати, отгадали почти все. Она не могла удержаться от смеха, слушая свои собственные признания – верный признак, что все страхи уже позади.
И два примера «реальных» страхов – у Тани и у Люды.
«В детстве отношения с друзьями у меня складывались сложно. И в садике, и в школе, и на улице во дворе. Сверстники были отъявленными гадами. Подлыми, хитрыми, эгоистичными. Мой родной брат не умел играть со мной и доводил меня. Мы все время спорили, кто останется ночевать у бабушки и дедушки. Двоюродные братья тоже меня не радовали. Они играли с братом, а не со мной. И все меня обижали, т.к. я одна девочка в семье». Таня.
Да, Тане можно посочувствовать. Но все-таки чувствуется, что этот негативный опыт уже в прошлом, и Таня уже справилась с ним. Не то у Люды. Уже тогда, когда я читал эту работу, в кругу установилась в общем-то не очень привычная – напряженная «внимающая» тишина:
«Я очень люблю цветы. Но когда я была маленькой, у моей мамы был цветок – азалия. И если вдруг мне попадается этот цветок, а он цветущий и у него очень сильный аромат, то я не могу с собой ничего сделать. У меня закрываются глаза, мне тяжело дышать, и у меня обморок. Такое было около года назад, и я открыла для себя этот страх.
А еще я боюсь толпы и одиночества. Когда много людей, большое столпотворение, то мне кажется, что здесь я не нужна, я чувствую себя одинокой и покинутой. А когда я одна, мне кажется, что кто-то смотрит на меня и наблюдает за мной. Но я борюсь с этими страхами, и сейчас они проявляются все меньше. Но они связаны именно с гибелью мамы, т.к. я часто оставалась одна, а на похоронах присутствовало столько людей, что даже мои родные вспоминают это с ужасом. Было около 400 человек. Вот эти страхи остались у меня с тех пор». Люда.
Да, «остались» - и в этом, конечно, проблема. Вот удивительно: сама по себе Люда –веселый, активный и жизнерадостный человек, от общения с ней остается ощущение легкости. Но, видимо, эта «легкость» есть в какой-то степени компенсаторная реакция на полученную в детстве травму, реакция, позволяющая сохранить душевное равновесие. Хотя то, что Люда знает свои страхи и понимает, с чем они связаны – уже очень большой плюс, и будем надеяться на то, что она со всем этим психологическим «грузом» справится.
«Зеркало» (Я вижу тебя)»
Ввожу новое упражнение штурвальных. Суть его – проявление «отражений» человека в психологическом «зеркале» отражающих его людей.
Протагонист сидит в центре, все остальные наводят на него свое «зеркало», то есть пытаются понять, какими своими качествами «отражается» в них этот человек. Нужно обязательно сказать как о положительных, так и об отрицательных качествах. Далее вступает в ход коробочка. Четыре человека говорят о своих «отражениях», а пятого выбирает себе сам «штурвальный». Думаю, мы уже достаточно созрели для введения упражнений с углубленной степенью откровенности во внутренней интроспекции.
Первым штурвальным на это упражнение становится Даня. Ну, посмотрим, как он отражается в душах лагерников. Про себя хочу сказать, что я изменил уже к нему свое отношение. Да, он непоседлив и уже успел заработать за это пару «черных дыр», но мои опасения по поводу его «неадекватности» не подтвердились. Он легко влился в состав, стал для всех своим, и его доброта и жизнерадостность стали вливаться в коллективные отношения необходимой «крепью». Но это с моей точки зрения, а что у тех, кто видит его «изнутри»?
Первым из коробочки выпадает Мурат, и говорит, что Даня «хороший, добрый», но «играет на публику». Молодец, Мурат, и по сути точно, но главное – дал хороший пример искренности и откровенности. Но другие стали его больше «поглаживать» в психологическом плане. Марина – «веселый, добрый», Тася – что он «хороший друг и умный», даже Кирилл не нашел в нем отрицательных качеств.
Даниил просит «от себя» сказать о своем отражении у Тани. Таня: мол, о хороших качествах уже говорили, но все-таки он еще бывает «грубый».
Прошу Даниила прокомментировать свои «отражения». Он со всем согласен, кроме двух качеств – «умный» и «грубый». Не кокетничает ли он насчет «умный»? Да нет, вроде. А насчет грубости прошу всех подключиться и «отразить» по этому параметру Даниила – поднять руку тех, кто считает, что - да, он бывает грубым. Большинство голосует «за». Усвоит ли «урок»? Будем надеяться.
Следующим из коробочки выпадает Мурат. Так, как же отразится наш «благородный» старичок?
Кирилл, кстати, один из лучших его друзей – мол, хороший друг, но иногда с ним трудно общаться и бывает пассивным. Кирилл говорит с напряжением, тщательно подбирая слова. К чему бы это? Боится задеть Мурата?
Сергей – мол, хороший друг, но какой-то одинокий, будто отгораживается от людей.
Даниил – добрый и «жалостный», но «замедленный» и занудный при разговоре. Даниил тоже говорит не без напряжения, но искренно – молодец!
Таня – впечатлительный, не способный на подлость, но какой-то противоречивый…
Да, Таня и здесь проявила свою глубину и наблюдательность. Чтобы заметить противоречивые черточки в характере человека нужно иметь недюжинную проницательность.
Сам Мурат просит о себе высказаться Максима. Максим немного ошарашен. Начинает говорить и у него еще шире раскрываются и без того большие глаза под густыми длинными ресницами. Но в этих глазах – несомненная искренность:
- Ну, нет, знаете?.. Мурат он такой, он хороший… Он – да, я согласен, - не способен на подлость…. Но, знаете, он как-то… Он не верит в свои силы… Я, знаете, увидел… Помните, когда мы играли в детский дом? Он тогда говорил, что его никто не выберет…
Вот куда хватил! Максим начинает мне все больше нравиться. И ведь как быстро растет!
Пробую чуть развить упражнение и предлагаю желающим высказаться, что Мурату можно попробовать в себе изменить, а что лучше не трогать.
Сразу несколько человек подхватывают тезис Даниила о занудстве, и Мурат с этим согласен. Да, только как это сделать, если то, что другими воспринимается как занудство для Мурата – естественная манера поведения? Мою мысль косвенным образом подтверждают высказывания о том, что ему не надо в себе менять: медлительность и впечатлительность. Но ведь это и есть немаловажные составляющие его «занудства».
Мурата, конечно, несмотря на все его «соглашательство», задевают разговоры о его «занудстве». Это ж ведь не первый раз. И в прошлой смене об этом был разговор. Спрашиваю у него о полезности всего услышанного. Мурат соглашается с таким «преодолевающе-мужественным» выражением на лице, что я понимаю, что ему еще предстоит «смиряться» со всем услышанным. Ладно, Мурат, знаю, ты справишься.
Я уже, было, хотел заканчивать палубу, но народ «рвется в бой», просит еще одного человека. Пошло упражнение. Это хорошо.
Из коробочки выпадает первочок Света. Света пока себя практически не проявила, и я не уверен в ее способности к адекватному перенесению этого упражнения. Спрашиваю ее, может, ей лучше услышать о себе только хорошие качества. Нет, хочет и хорошее, и плохое. Ладно, пусть попробует, хотя я уже пару раз ошибался, идя на поводу переоценивающих свои силы протагонистов. Но в Свете я все-таки уверен больше.
Марина, одноклассница, кстати, - скромная, веселая, но зажатая.
Настя – скромная, тихая, добрая.
Лена, еще одна одноклассница – добрая, но скрытная.
Максим (да, что ж такое – коробочка выбирает почти всех одноклассников!) – неактивная, стеснительная, зажатая.
Максим не нашел ни одного положительного качества. Он, как я успел это заметить, относится к Свете с каким-то предубеждением. Но в целом картина верная. Примерно так и я вижу Свету.
Она сама просит высказаться Кирилла. Тот не добавляет ничего нового – скромная, добрая, но «сжатая».
Предлагаю Свете прокомментировать все услышанное. Она говорит, что со всем согласна, что она с первого класса «такая». Но все вдруг дружно начинают ей говорить о том, что надо быть более активной и не бояться проявить себя, показывать свое творчество. Максим задает «провокационный» вопрос: где ей лучше, в классе или в лагере. Света – в лагере, ей здесь легче общаться. Неожиданно Кирилл выступает в «защиту» Светы, говоря о том, что ей не надо слишком раскрепощаться, а то она станет развязной. Я не мог удержаться от улыбки, когда он сказал о том, что Света называет его на «вы» и как это его поразило. И, мол, он не прочь бы себе иметь жену, обладающими такими качествами…. Это еще больше подлило масла в огонь дискуссии, но пора уже заканчивать палубу, тем более что дежурные уже принесли полдник.
Прошу написать засветки.
«Я надеюсь, что мы помогли Свете, но как бы ей не стало хуже. Хорошая девочка, жаль, что пропадет. Мурат не исправился с прошлого года, он не преодолел свои недостатки. Я надеюсь, что кто-то что-то вынес из моих слов». Кирилл.
Вот так. А с чего пропадет Света?
«Мне стало грустно в конце палубы насчет Светы. Мне кажется, ей было больно. Ну, а других впечатлений нет». Таня.
«Мы затронули мою любимую тему – «скромность». Я считаю, что Свете нужно помочь, и она будет еще лучше!!! К ней станут тянуться люди!!! Вот!!!» Ксюша.
«Мне кажется, что все Светины качества назвали. И еще мне кажется, что ее это не смущает». Дима (младший).
Да, дискуссия вокруг Светы оказалась самой эмоционально насыщенной частью палубы. А что сама Света?
«Я думала, что у меня вообще не будет хороших качеств. А получилось, что у меня ни одного плохого качества». Света.
Да, ты моя хорошая! Ты все восприняла с положительной стороны – и молодец. Это как раз тот случай, когда заниженные ожидания могут сыграть положительную роль на контрастном фоне подкрепляющих положительных высказываний.
Но что-то мы сконцентрировались на Свете. У нас были и другие протагонисты – Мурат, Даниил.
«Палуба была хорошей. Все было прекрасно. Мне понравилось, даже я люблю, когда называют мои плохие качества – слабую сторону, появляется возможность исправить, улучшить себя». Мурат.
Ну, в тебе, Мурат, я не сомневался. И хотя эмоционально все было не так приятно, как ты это описал, но важно то, что ты умеешь работать на сознании необходимости и долга, что и помогает тебе справляться с естественными не очень приятными эмоциями. Не многие способны на этот способ «рационализации» негативных эмоций.
«Мне очень понравилась палуба, потому что мне рассказали мои достатки и недостатки. И теперь я начну исправляться». Даниил.
Хочется в это верить, но полной уверенности у меня в этом нет. Но важен уже сам по себе вывод и поставленная цель. Значит, упражнение решает возложенные на него педагогические задачи. Кстати, это подтверждают и засветки других ребят, особенно первочков, которые написали, что тоже хотели бы поучаствовать в этом упражнении и узнать о своих «отражениях».
Огонек
Народ доедает йогурт с булочкой, и я ставлю на центр бочонок со свечой и спичками. Тася зажигает огонек, разувшись – традиция каждый раз зажигать огонек по-новому неизменна.
Напоминаю о целях дня: ощутить себя ребенком, возродить творческие способности и проверить работу в команде. При этом я напоминаю о краткости, как «сестре таланта». Умение высказаться эмоционально, красиво, по существу, но сжато – большое искусство.
В традицию этой смены вошло высказывание стоя. Сегодня я еще ввожу лимит времени – одна минута, чтобы подстегнуть ораторские способности. Конечно, далеко не все говорят как Демосфены, но я каждый огонек пытаюсь внести что-то новое, не мирясь с превращением его или в нудную тягомотину с отчетами о проделанной работе, или в простое зубоскальство, прерываемое заказываемыми песнями.
Сегодня кое-что в этом плане удалось. Даже Мурату удалось достаточно краткое выступление. Многие говорят о том, что открыли в себе многое. Особо выделяется палуба, где удалось помочь нескольким человекам взглянуть на самих себя.
Лучшим оратором по итоговому голосованию становится Мурат. Отлично! Может же, когда нужно, мобилизоваться.
Даю домашнее задание: «Я – животное…». Поясняю, нужно выбрать себе животное, в образе которого себя легче всего представить, и от имени этого животного рассказать о себе и своих качествах. Эта работа будет связана с предстоящей темой нового дня. И инструктирую насчет завтрашнего походного дня. Чтоб были с головными уборами и в закрытой одежде – клещи не дремлют.
Закрываем день, как всегда, орлятским кругом.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь