Попытка объединить ранее враждующие страны одной антивоенной историей любви, конечно, похвальна. Но насколько она уместна, особенно для пострадавшей стороны, каждый, наверное, решит для себя сам, посмотрев итальянскую картину "Подсолнухи" (1970).
Продюсером "Подсолнухов" выступил муж Софи Лорен Карло Понти. И конечно же, взял на главную роль в фильме свою жену. Партнером Лорен стал Марчелло Мастроянни, кстати, в копилке у актеров аж 14 совместных работ. Режиссером фильма был назначен Витторио Де Сика.
1941 г. Джованна (Софи Лорен) знакомится с солдатом Антонио (Марчелло Мастроянни). У молодых людей возникают чувства друг к другу и они решают пожениться еще и ради того, чтобы получить для Антонио отсрочку от военной службы. Но в итоге солдата все же забирают воевать на Восточный фронт. После окончание войны приходит известие, что Антонио пропал без вести и Джованна едет в СССР на его поиски.
30 января 1967 г. СССР и Италия подписали специальное соглашение о совместном кинопроизводстве, которое послужило основанием для выпуска целого ряда картин. В рамках этого соглашения Советский Союз помогал итальянским кинематографистам в съемках. В фильме приняли участие советские актеры, в том числе и Людмила Савельева, которая поразила Де Сика своей игрой в "Войне и мире".
Софи Лорен сообщили, что съемки будут проходить в Сибири. Испугавшись лютых морозов, актриса прихватила с собой на съемки несколько шуб. На самом деле снимали в деревнях Полтавской и Тверской областей, а также в Москве. В Тверской области актриса жила в санатории для высокопоставленных чиновников. Апартаменты ей понравились, но высокие клиенты санатория не давали Лорен отдохнуть после съемок - каждый из их норовил пообщаться с актрисой в неформальной обстановке. Из Советского Союза Лорен увезла несколько больших сумок с дорогими сувенирами и еще одну шубу. В одном из эпизодов "Подсолнухов" снялся маленький сын Понти и Лорен.
Для съемок Москвы был выбран район Тропарево-Никулино, в котором с конца 60-х годов активно возводились новостройки. Несколько раз в фильме мелькала церковь Архангела Михаила, которую позже можно будет увидеть в "Иронии судьбы.."
Карло Понти несколько раз приезжал в Москву с незавершенным фильмом и показывал его советским чиновникам. Продюсер просил устроить премьеру картины в Советском Союзе в Международный женский день, так как в "Подсолнухах" показаны судьбы двух женщин - итальянской и русской. Как раз в это время в Италии неофашистские организации подняли вопрос о возвращении на родину якобы до сих пор находящихся в СССР итальянских военнопленных и также потребовали вернуть останки погибших на советской земле итальянцев. А в "Подсолнухах" как раз была сцена, в которой Джованну в Союзе приводят на огромное кладбище, где захоронены итальянские солдаты. СССР ранее заявлял, что никаких итальянцев на территории страны нет, поэтому советский посол в Италии Рыжов потребовал изъять сцену с кладбищем из фильма. На что Понти ответил, что картина уже сделана на единой пленке и убрать сцену не представляется возможным. Итальянцы хотели пойти на компромисс - фильм был снабжен титрами, которые сообщали, что все события в ленте вымышленные, а Понти дал письменные гарантии послу, что все члены съемочной группы подтвердят, что никаких кладбищ итальянских солдат в СССР нет. Но Рыжов был непреклонен и запретил советской делегации посещать премьеру фильма. Ситуацию обострила и итальянская организация МОЧИ, которая пообещала, что в случае невозвращения итальянских военнопленных домой, в разных странах мира будут убиты более 20 советских дипломатов. В общем, премьера "Подсолнухов" в СССР не состоялась.
"Подсолнухи" презентовали в Риме 13 марта 1970 года. Среди итальянцев картина имела успех, а Софи Лорен была награждена аналогом Оскара итальянской премией "Давид ди Донателло".
В СССР фильм все же был показан год спустя, но особой известности не получил и я, кажется, понимаю почему. Великая Отечественная война закончилась всего 25 лет назад, у большинства граждан в памяти еще были свежи все ее ужасы. А тут "Подсолнухи" предлагают почувствовать любовной драме человека, пришедшего на нашу землю и скорее всего убивавшего советских людей. Даже я, знающая о войне только по фильмам и книгам, не смогла проникнуться этой историей, что уже говорить о советских людях.
Мне могут возразить, что сочувствовать нужно не Антонио, а Джованне. Возможно не будь в этой истории замешана советская девушка, я бы сочувствовала героине Софи Лорен. Но тут, извини, я на стороне наших)) Да и сравнивая двух актрис, сделала вывод, что Людмила Савельева мне все-таки милее.
Личность Антонио тоже вызывает большие вопросы. Ладно он не сообщил Джованне, что остался жив, кто она ему - 12-дневная жена? Но матери то родной почему не написал? Что там было у него с Машей и в каком состоянии он при этом находился я не знаю, поэтому не могу осуждать Антонио за сделанный выбор. Но потом по отношению к Маше и своей дочери он вел себя как последний подлец. И не достоин Антонио ни той же Маши, которая жизнь ему спасла, ни Джованны, которая отправилась на его поиски в чужую страну.
Сложно также судить о достоверности того, что происходило в фильме. Мог ли итальянец настолько вольготно чувствовать себя в Союзе после войны. Как итальянка сумела найти его в огромной стране, совершенно не владея языком. И множество других вопросов, которые наводят на мысль о фантастичности этой истории.
Итальянцы, конечно, забавный в свой экспрессивности народ. Вот пришла Джованна выяснить, что случилось с ее мужем. Ей говорят, что он пропал без вести. Но она еще минут 5 экранного времени эмоционально требовала ответить ей, жив Антонио или нет. Или милуются Антонии и Джованна, и тот случайно проглатывает ее сережку и она застревает в его горле. Джованна оправляет его к морю, запить застрявшее водой. Я думаю, серьезно, он сейчас станет пить морскую воду. Тот подходит, пробует и заявляет, что она соленая. Боже, да неужели ты раньше этого не знал, живя в Италии.
Советовать или не советовать фильм я не берусь. Актеры играют хорошо, снято на уровне. Думала, что покажут очередную клюкву про СССР, ничего подобного - все сделано с уважением к стране и народу. И я обычно сопереживаю любящим парам, которые по нем или иным причинам не могут быть вместе. Но "Подсолнухи" не зацепили совершенно.