Найти тему

Фильм о 49-дневном дрейфе советских солдат в открытом море

7 марта 1960 года в Тихом океане американцами были подобраны четверо советских солдат, дрейфовавших на неуправляемой барже практически без еды и воды 49 дней.

Баржа Т-36 была пришвартована у одного из Курильских островов. Использовалась она для перевозки грузов с больших судов на берег. Экипаж баржи состоял из 4 человек. 16 января 1960 года на Т-36 сержант Асхат Зиганшин получил трехдневный паек. А уже 17 января баржа в результате сильного шторма была сорвана со швартовки и вынесена в открытый океан. Передатчик на Т-36 вышел из строя и экипаж не мог сообщить о своем местоположении. Поиски баржи не дали результатов и родственникам было сообщено, что экипаж погиб.

В одной из газет, найденных на барже, Зиганшин прочитал, что район океана, в который по его предположении унесло баржу, закрывался для судоходства и полетов авиации с 15 января по 15 февраля в связи с испытаниями межконтинентальных баллистических ракет. Солдаты поняли, что искать их вряд ли будут и приняли решение экономить продукты и воду. Запасы удалось растянуть на 37 дней, затем в пищу пошли кожаные ремни, кожаные части кирзовых сапог, бамбуковый веник, мыло, зубной порошок. Благодаря частым дождевым осадкам, экипаж закрывал свою потребность в воде. Помимо голода, было также и холодно. Температура держалась в районе 0-7 градусов. Солдаты сшили общий спальный мешок, в котором спали вместе, согревая друг друга теплом своих тел. Изможденный экипаж начали одолевать галлюцинации.

Первые суда дрейфующие заметили в начале марта. Но попытки привлечь внимание оказались безрезультатными. 7 марта дрейфующие были обнаружены и спасены экипажем американского авианосца «Кирсардж». Изначально Зиганшин планировал попросить у американцев продукты, воду и горючее и добраться домой своими силами, но солдаты были настолько истощены и ослаблены, что об этом не могло быть и речи. Советский экипаж был доставлен в США. Спасенные солдаты произвели фурор в Америке, о них писали газеты, их показывали по телевизору. Мэр Сан-Франциско вручил спасенным символические ключи от города — до этого такие ключи получили только Галина Уланова и Никита Хрущёв. Сам же Хрущев отправил благодарности за спасение мэру Сан-Франциско и президенту США Дуайту Эйзенхауэру, командира и личный состав авианосца «Кирсардж» поблагодарил Министр обороны СССР Малиновский. 16 марта 1960 года Хрущевым в адрес спасённых была направлена приветственная телеграмма. После возвращения в СССР экипаж Т-36 был награжден орденами Красной Звезды.

В СССР спасенные солдаты также стали героями. О них слагали песни Высоцкий и Добронравов с Пахмутовой, писались поэмы, их именами назывались улицы. В 1962 году по мотивам этого происшествия был снят фильм "49 дней".

 "49 дней"
"49 дней"

Фамилии 4-х главных действующих лиц в фильме были изменены. Актеров, их сыгравших, я, к сожалению, не знаю. Если посмотреть фильмографию, то можно констатировать, что заметных ролей в кино у них особо и не было. Владимир Буяновский, замечательно сыгравший сержанта, вообще снялся всего в 3 фильмах, а в 27 лет умер от порока сердца.

 "49 дней"
"49 дней"

Фильм начинается с озвучивания писем и мемуаров, потерпевших кораблекрушение в прошлых веках и вынужденных голодать. В основном, эти люди доходили до того, что вынуждены были заниматься каннибализмом. Как мне видится, это было сделано в противопоставление советским солдатам, которые не опустились до поедания себе подобных и как бы тяжело им не было оставались людьми. В фильме был момент, когда один из солдат случайно разлил свою последнюю порцию воды, а остальные поделились с ним своими остатками. Подобное можно было видеть и в сцене, когда уже спасенным парням американцы дали попить и солдаты по привычке сделав по маленькому глотку, отдавали чашку товарищу. Скорее всего эти моменты были сняты по реальным воспоминаниям спасенных, так как в одном из интервью Зиганшин рассказывал похожую историю. Была и еще одна ситуация - в день рождение одного из солдат, другие предложили выпить ему еще одну порцию воды, на что он ответил решительным отказом. Как все было на самом деле, мы можем знать лишь со слов спасенных, но все же отрадно было бы осознавать, что в таких непростых условиях солдаты до последнего заботились и поддерживали друг друга.

Если в реальности спасенных перевели с Т-36 на крейсер, то в фильме их с помощью спасательных тросов поднимались с баржи на вертолеты. И это была очень затянутая, на мой взгляд, ненужная сцена. 4 раза очень долго и муторно обессиленными людьми ловятся спасательные тросы - на это как-то даже тяжело становится смотреть.

Меня очень интересовали родственники дрейфующих. Какой же был удар узнать, что твои близкие погибли, и какая небывалая радость ощущается, когда стало известно об их чудесном спасении. В реальности, да и в фильме это упоминается, жена одного из солдат во время его дрейфа родила ребенка. Но, к сожалению, родственников в фильме решили не показывать. А зря - это, на мой взгляд, добавило бы драматизма и трогательности этой истории.

 "49 дней"
"49 дней"

Зато показали дружбу народов - американского и советского. Наши и заморские военные, несмотря на языковой барьер, очень комфортно чувствовали себя в обществе друг друга и это в непростое время периода Холодной войны. Тогда и правда, возникло небольшое потепление в отношениях - американцы были восхищены героизмом советских солдат, а советские граждане были благодарны американцам за спасение дрейфующих.

 "49 дней"
"49 дней"

Режиссером "49 дней" был Генрих Габай, который в 70-е годы эмигрировал в Израиль. В СССР все его фильмы были запрещены к показу на телевидении. Возможно, не будь этого запрета, "49 дней" не канул бы в лету. На мой взгляд, это довольно неплохое кино с правильными посылами. Да и главную задачу свою выполняет - за героев переживаешь, им сочувствуешь и вместе с ними ждешь долгожданного спасения.