Найти тему

Какие поезда имели начальной / конечной станцией Зестафони

Я уж думал, что после публикации про Запорожье устремлюсь куда-нибудь в район Знаменки - крупной узловой станции, откуда ходил одно время поезд до Москвы. Но тут совершенно неожиданно обнаружил поезд, который имел начальной / конечной станцией грузинский Зестафони. Так что правильного ответа на вопрос, какой город / станция будет следующим - не было ) Ну да не страшно.

Я по этим местам проезжал на поезде один единственный раз. Но на ответвление на Сачхере не заглядывал. А оказалось, что Зестафони вполне можно считать узловой станцией, поскольку кроме того, что через город проходит линия Самтредиа - Тбилиси, немного восточнее центра города после станции Шорапани начинается ветка по достаточно красивому ущелью вдоль речки Квирила. Когда в долине реки открыли Чиатурское месторождение марганцевых руд, сюда и решили проложить железную дорогу. А заодно еще и мега интересную зону организовали. Количество подъемников, канатных дорог и т.п. (правда, многие заброшены) здесь бьет все рекорды. Вот, например, взгляните на эту карту:

Район г. Чиатура. Яндекс.Карты
Район г. Чиатура. Яндекс.Карты

Да там же просто всё сплошь в линиях канатных дорог! Все районы города соединены с центральной частью Но там мы еще окажемся.

Пока же предлагаю в 06:07 виртуально оказаться в рассветных лучах на вокзале Зестафони образца 1969 года, сесть на поезд № 339 и отправиться в небольшую поездку в Сачхере.

Зестафони. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Зестафони. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Зестафони, кстати, один из центров грузинского виноделия. Там даже вот такой памятник есть:

Зестафони. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Зестафони. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем, около станции Шорапани, где река Квирила делает замысловатую петлю, ветка на Сачхере отходит от основной, уходящей на Тбилиси. У развилки вот такой памятник:

Памятник у развилки железных дорог. ФОто Google Earth
Памятник у развилки железных дорог. ФОто Google Earth

И практически сразу же после развилки будет первый мост через Квирилу, а буквально через километр уже второй. Так до местечка Мартотубани железная дорога и будет идти вдоль правого берега реки. А перед третьим мостом через Квирилу попадется еще и небольшой тоннель. В 1969 году путь до Мартотубани занимал 27 минут.

Долина становится совсем узкой. Река петляет. В некоторых местах террасы совсем нет, а потому приходится снова прорубать тоннель. Вот, например, еще один на карте (черная линия с точками - это железная дорога, которая пропадает в тоннеле, а затем снова появляется). Жалко, что фотографий этих мест нет.

Район Мартотубани. Google.Earth
Район Мартотубани. Google.Earth

Потом еще несколько небольших тоннелей практически на каждом изгибе реки, очередной мост через Квирилу, и еще через 17 минут поезд делал остановку на станции Беглеви. Вот одно из редких фото этих мест:

Мост возле станции Беглеви. Фото Google.Earth
Мост возле станции Беглеви. Фото Google.Earth

По мостам и тоннелям я там уже реально сбился со счета. Там просто: мост - тоннель - мост - тоннель - мост.

Вот, например, участок:

Ж/д вдоль реки Квирила. Google.Earth
Ж/д вдоль реки Квирила. Google.Earth

Затем снова небольшая станция Салиети и уже после нее главный центр притяжения в этом районе - Чиатура. Вот классический вид этого города (явно с одной из канатных дорог):

Чиатура. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чиатура. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и знаменитые канатные дороги:

Чиатура. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чиатура. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Какое-то жуткое впечатление производит город. Он как будто заброшенный.

Чиатура, Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чиатура, Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В сети эти кабинки называют не иначе как Пепелацы. Привет создателям фильма "Кин-дза-дза". Вроде бы проводили там в последние годы какую-то реконструкцию этой системы. Но каких-то принципиально новых фото в сети нет.

Чиатура. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чиатура. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, здесь очень приличный набор высоты от Зестафони. Например, в начальной точке нашего маршрута уровень реки примерно 170 метров над уровнем море. А в районе Чиатуры уже 360 метров.. То есть в среднем примерно каждый километр набор высоты 5 метров,

Отсюда родом Арчил Гомиашвили - один из исполнителей роли Остапа Бендера. Руду же вроде как до сих пор добывают. Поезде же здесь оказывался в 07:34. ну а затем оставался уже последний участок до Сахчере, куда он прибывал в 08:12. Итого 2 часа 05 минут на участок в 49 км. Назад чуть быстрее - за 1 час 52 минуты.

Кстати, Сачхере и Чиатура были связаны не только железной дорогой. Здесь был единственный в Грузии междугородный троллейбусный маршрут (да их и в стране то немного было). Типа Крымского троллейбуса, но в укороченном варианте. В общем, я бы сказал это какое-то туристическое место могло бы быть для любителей промышленного туризма. Но на фотографиях там троллейбусы... как бы это помягче сказать... помягче не скажешь - убитые:

Чиатура. Троллейбус. Фото из открытых источников Яндекс картинки
Чиатура. Троллейбус. Фото из открытых источников Яндекс картинки

Причем там не какая-то единичная фотография такая. Там они все такие. В общем, закрыли вроде как эту линию.

Интересно, что там в сезон назначили еще и поезд № 289/290 сообщением Сахчере - Батуми. Подозреваю, что на Черном море вполне мог быть какой-нибудь ведомственный санаторий для горняков.

В 1974 году поезд Зестафони - Сачхере сохраняется. Причем там были еще поезда с Сухуми и Батуми.

А вот в 1980 году и позднее станция Зестафони перестала быть конечной для поездов дальнего следования (их продлили до Кутаиси). Да и самих поездов стало меньше - их заменили электрички. Этот участок жк электрифицирован, а расстояния то в общем небольшие. Вот такая история оказалась!

Спасибо, что читаете!