Какая ассоциация возникает у вас при упоминания Запорожья? Лично у меня только одна - "Запорожец". Это был мой первый автомобиль. 1974 года выпуска, морковного цвета. ЗАЗ-968. Под горку можно было разогнаться до 110 км/ч. Но каждые 10 тыс. км мы на нем снимали двигатель. То сцепление нужно было поменять, то шестеренку срезало, то еще что-то.
Вторая ассоциация - это картина И.Е. Репина, на которой запорожцы писали письмо турецкому султану.
Ну и далее - это ДнепрГЭС, комбинат "Запорожсталь" из "Весны на Заречной улице".
Еще в 1873 году тогда еще в Александровск пришла железная дорога со станции Лозовая. Миллионником в советские годы город так и не стал. Но отметку 900 тыс. жителей уверенно перевалил. А вот поездов с начальной / конечной станцией в этом городе было не так и много. Как обычно начинаем с 1961 года, когда поезда от запорожского вокзала уходили на:
- Киев - № 55/56 - время в пути 16:40;
- Москву - № 61/62 - время в пути 17:17. Шел поезд через Лозовую и далее уходил на Харьков. Вообще, что было достаточно интересным во все годы существования СССР. Поезда по территории Украинской СССР, которые шли только по территории республики, были достаточно медленными. А вот поезда в Москву - наоборот. Вот, например, расстояние до Киева по прямой более чем в два раза меньше, чем до Москвы, а время в пути практически одинаковое. Причем там и крюк на пути в Киев через Апостолово был у поезда относительно небольшой.
В 1969 году эта пара поездов в Киев и Москву сохраняется. Номера у них теперь стали №111/112 и №105/106 соответственно. Время в пути у каждого сократилось на час примерно. Кстати, как-то я забывал в последних публикациях указывать вагоны беспересадочного сообщения. Вот из Запорожья их было два и оба в курортную местность: Сочи и Кисловодск. Перецепляли на Ясиноватой.
В 1980 году номера поездов снова оказываются в пределах первой сотни. До Киева теперь ходил № 71/72, а время в пути удалось снизить до 13 часов 40 минут. В Москву № 95/96 и здесь время в пути до Курского вокзала составляло 15 часов 45 минут. Странно, но вагонов беспересадочного сообщения нет.
В 1989 году в расписании кроме поездов на Киев и Москву, время следования которых остается почти без изменений, находится еще и поезд в направлении западной Украины - Запорожье - Львов. И у него время в пути аж 26 часов 47 минут. Для тысячи километров через Христиновку и Жмеринку это ну как-то реально долго. Между Иркутском и Читой более 1000 км. И вот когда время в пути у поезда превышало 20 часов, то я всегда говорил, что он медленный. А тут почти 27 часов. Но зато снова появился вагон беспересадочного сообщения в Адлер.
В справочнике 1995 года из поездов в направлении России указывается лишь московский. Время в пути у него теперь более 20 часов. Впрочем к "мегаскоростям" 90-х годов мы уже привыкнуть должны были. А тут еще паспортный контроль добавился и т.п. Поезд № 95/96 сохранится и в 2004 году, а вот в 2009 его уже не было. Понятно, что явно были внутренние поезда по Украине, однако в российском справочнике информация по ним не приводилась.
Слабовато как-то для 900-тысячного города, если честно. Может быть опять куда-то внутрь таблиц упрятала нечто 600-й нумерации. Поискал и там. Обнаружил только пару поездов Бердянск-Запорожье. И всё, больше ничего нет. Может быть воспоминания о запорожских поездах будут у моих читателей. Пока же до встречи на следующих публикациях!