Найти в Дзене

Советские самолеты-памятники времен Второй Мировой войны

В этой статье попробую собрать все памятники советским самолетам времен Второй Мировой войны, которые можно посмотреть в Петербурге и его окрестностях. Пишите в комментариях, если знаете, где еще стоят крылатые герои. ПЕ-2 – советский пикирующий бомбардировщик, самый массовый бомбардировщик советского производства. Это была современная машина для того времени, с отличными лётными характеристиками, оборудованием и автоматикой. Самолет поступил на вооружение ВВС РККА в начале 1941 года. Самолет-памятник стоит на территории музея "Дом авиаторов" в городе Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 40. Это не отреставрированный самолет, а полноразмерный макет, но в нем присутствуют детали от настоящей машины, найденные поисковиками. В часы работы музея доступ к самолету свободный. Самолеты Ил-4 (до 1942 года ДБ-3Ф) начали поступать в войска с марта 1940 года. На этих самолетах ВВС Балтийского флота 8 августа 1941 года осуществили бомбардировку Берлина, ставшей первой для логова нацистов с начала Вто
Оглавление

В этой статье попробую собрать все памятники советским самолетам времен Второй Мировой войны, которые можно посмотреть в Петербурге и его окрестностях. Пишите в комментариях, если знаете, где еще стоят крылатые герои.

Бомбардировщик ПЕ-2

ПЕ-2 – советский пикирующий бомбардировщик, самый массовый бомбардировщик советского производства. Это была современная машина для того времени, с отличными лётными характеристиками, оборудованием и автоматикой. Самолет поступил на вооружение ВВС РККА в начале 1941 года.

Бомбардировщик ПЕ-2
Бомбардировщик ПЕ-2

Самолет-памятник стоит на территории музея "Дом авиаторов" в городе Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 40. Это не отреставрированный самолет, а полноразмерный макет, но в нем присутствуют детали от настоящей машины, найденные поисковиками.

В часы работы музея доступ к самолету свободный.

Дальний бомбардировщик Ил-4

Самолеты Ил-4 (до 1942 года ДБ-3Ф) начали поступать в войска с марта 1940 года. На этих самолетах ВВС Балтийского флота 8 августа 1941 года осуществили бомбардировку Берлина, ставшей первой для логова нацистов с начала Второй Мировой войны.

Самолет-памятник установлен во Всеволожске в парке Воинской Славы, в 10 минутах ходьбы от музея "Дом авиаторов". Это частично макет – восстановленный самолет с некоторыми современными деталями.

Доступ к самолету свободный.

Военно-транспортный самолет Ли-2

Самолет Ли-2 сделан на базе пассажирского самолета Douglas DC-3, является советской военной версией Дугласа. Для отражения воздушных атак на самолеты устанавливали турель для крепления пулемётов или малокалиберных автоматических пушек. Эти самолеты доставляли грузы в блокадный Ленинград.

Ли-2 стоит на территории музея ЦВММ в поселке Ладожское Озеро. Самолет настоящий, заводской № 84681, но построен уже после войны. Отслужив своё в мирное время (в Архангельске) он был передан музею в 1973 году.

Самолет огорожен от посетителей музея, но в составе организованной группы можно познакомиться с ним поближе.

Истребитель И-16

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге хранится истребитель И-16 Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Серийное производство самолетов, получивших прозвище «Ишак» (истребитель шестнадцатый), началось в 1935 году, а в 1936 самолеты получили боевое крещение в гражданской войне в Испании.

Истребитель И-16
Истребитель И-16

Очень дешевый в производстве самолет, буквально склеенный из дерева и обшитый фанерой. Самый многочисленный советский истребитель, произведено более 10 000 штук. Поставлялся в Испанию и Китай.

До 1942 был основным истребителем ВВС РККА. К началу войны машина морально устарела, ей не хватало скорости. Только опытные лётчики, за счет отличной маневренности И-16, могли противостоять новейшим немецким самолетам.

В музее представлен оригинальный самолет, восстановленный после вынужденной посадки. Экспонируется с 1948 года.

Штурмовик ИЛ-2

Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук. Серийно выпускался с февраля 1941 года в одноместном (лётчик) и двухместном (лётчик и воздушный стрелок) вариантах. Ил-2 был защищен броней, советские летчики назвали его «летающим танком», а пилоты люфтваффе – «бетонным самолётом».

Штурмовик Ил-2
Штурмовик Ил-2

Памятник с ИЛ-2 установлен на улице Мира в поселке Лебяжье Ломоносовского района (16 км от КАД). На постаменте настоящая боевая машина, пропавшая в 1943-м и найденная с останками членов экипажа в 1978-м на дне озера у деревни Костуя под Любанью. Двух пилотов, младшего лейтенанта В.Н. Шишковца и младшего сержанта В.Ф. Данилова, торжественно захоронили 22 августа 1979 года на мемориале «Берёзовая Аллея» в городе Любани.

Штурмовик был восстановлен силами Ломоносовского военного авиационно-технического училища. В 90-х самолет хотели отправить на металлолом, его отстояли ветераны. В 2003 году стальному ветерану нашли достойное место.