Лиза поставила машину на сигнализацию, нажав на кнопку брелка. В ответ автомобиль моргнул фарами на прощание и запер двери, а Лиза двинулась в сторону подъезда, шурша пакетом с едой. Лифт никак не приезжал: на двенадцатом этаже что-то грузили и держали кабину. Подниматься на девятый этаж по лестнице не хотелось и она терпеливо ждала, пока, уставшая, сможет попасть домой. Спустя несколько минут, наконец, лифт поднял её на лестничную клетку, и выходя, она достала ключи из сумки, но, вставив ключ в замочную скважину, поняла, что дверь открыта.
Толкнув дверное полотно, прислушалась: дома кто-то был. Скрипели дверки шкафа и слышались шаги. Муж не говорил, что придёт так рано, до его возвращения оставалось не менее двух часов и Лиза, поставив пакет на пол, с опаской заглянула в спальню, откуда доносились звуки.
У распахнутого шкафа стояла свекровь и ковырялась в вещах. Увидев невестку, вздрогнула, но быстро взяла себя в руки и язвительно воскликнула:
– О, пришла, хозяюшка! Хорошо, как раз посмотришь, как надо постельное бельё складывать, а то развела бардак, смотреть противно!
– Людмила Николаевна, здравствуйте. А что вы тут делаете?
– В каком смысле - что делаю?! - свекровь приняла позу готового к броску бегемота. – Порядок навожу, вот что!
– Но это наши вещи и наш шкаф, и живём мы тут вдвоём с Сашей... - Лиза не ожидала увидеть мать мужа, но дерзить не хотела, поэтому спокойно продолжила: – Да и я вроде справляюсь, муж не жаловался, слава Богу.
– Ну, вещи-то, может, и ваши, а вот квартира - такая же моя, как и Сашенькина, а ты тут – никто! - свекровь торжествующе зыркнула глазами и поджала и без того тонкие губы.
– То есть, как - никто? Я - законная жена вашего сына, вообще-то. – Лиза покраснела от возмущения.
– И что?! Сегодня - ты, завтра - другая, кто знает, что будет дальше? А в квартире этой я с рождения жила с родителями, и если бы не жильё от завода, которое дали отцу Сашеньки, так и жила бы здесь. - женщина с грохотом захлопнула шкаф, отчего дверка задрожала и чуть не треснула. – Понакупят барахла, а ухаживать не могут, - сказала Людмила Николаевна и гордо прошла мимо невестки в кухню, где по-хозяйски оглядела все поверхности, а потом взяла тряпку и провела по крышке холодильника. Лиза поморщилась: знала, что свекровь сейчас придерётся, ведь генералить она собиралась в эти выходные. И точно - перед лицом Лизы возникла тряпка со следами пыли.
– И что это? Сколько лет тут не убирались? Хочешь, чтобы у Сашеньки аллергия началась? - она открыла кран и раздражённо принялась мыть салфетку, разбрызгивая во все стороны воду.
– Я как раз собиралась в эти выходные, так что ничего бы не случилось. - Лиза следила за матерью супруга, с нетерпением ожидая, когда же она уйдёт? Но та всё осматривала и показывала пальцы со следами пыли.
– Н-да, хозяйка из тебя, конечно... Одно слово - лентяйка! И что в тебе сын нашёл? - она с неприязнью оглядела невестку с ног до головы, а после развернулась и прошла в прихожую. Лиза с облегчением увидела, как та обувается и накидывает куртку. – Пойду к себе, чтобы не видеть весь этот хаос.
– Людмила Николаевна, вы, если можно, в следующий раз предупредите о приходе, пожалуйста. - Лиза говорила тихо и вежливо, чтобы не вызвать у вспыльчивой свекрови очередной приступ гнева.
– Что?! Чтобы я в свою квартиру с твоего разрешения приходила? Не надейся! - в такт словам рыжие кудряшки на голове женщины подпрыгивали и дрожали.
– Да, но сейчас, если не ошибаюсь, это квартира Саши, он - её единственный собственник. - Лиза стояла у стены, сложив руки на груди.
– И что? А я - его мать! - рявкнула Людмила и стукнула себя кулаком в грудь. – Мала ещё мне указывать! Знай своё место! И прикуси язык, поняла?
– Простите, я не хотела вас обидеть, но нам было бы удобней, если бы мы знали, что вы придёте...
– Когда хочу, тогда и приду! И ты мне не указ! - свекровь, наконец, толкнула дверь и вышла. – Нашлась тут - сопля, указывать вздумала!
На звук вышла соседка, тётя Валя и спросила с улыбкой:
– О, Люся, здравствуй! В гости к молодым пришла?
– Почему в гости? Это и моя квартира тоже, я здесь выросла, тебе ли не знать! - Людмила держала дверь открытой, хотя Лиза тянула полотно на себя. – Не закрывай, не закрывай, послушай, что о тебе думают соседи! - она обернулась к соседке и запричитала: – Дома грязища, в холодильнике мышь повесилась, зато туфель у неё пар десять! Вот молодёжь пошла! Вместо того, чтобы за мужем и порядком следить, они шмотки покупают!
Тётя Валя вздёрнула брови и спросила:
– О чём ты говоришь, Люся? У них всегда чисто, они не пьют, не гуляют, даже гостей не водили ни разу со дня свадьбы.
– А ты откуда знаешь? - Людмила подозрительно прищурилась.
– Заходила, и не раз, когда что-то нужно было. - соседка не лгала: просила помощи у Саши, когда надо было наладить телевизор или планшет, а затем угощала пирогами и домашним молоком.
– Ну, так, может, она перед приходом твоим убиралась? - не унималась свекровь.
– Не знаю, Люсь, может, и убиралась, только я не предупреждала ни разу. Зря ты к девочке так. Хорошая она. И Саша её любит.
– Они все хорошие сначала, а потом - куда что девается? Им спуску давать нельзя, иначе на шею сядут и ножки свесят! - мать мужа, всё-таки, отпустила дверь и позволила Лизе закрыться, на прощание кивнув соседке.
– До свидания! - крикнула она уже из-за двери.
Свекровь ещё о чём-то говорила, но девушка уже не слушала - скоро приедет муж, а у неё ещё ужин не готов, поэтому, по-быстрому скинув одежду и переодевшись в домашнее, принялась торопливо готовить.
Саша приехал, как и обещал, ближе к восьми вечера. За ужином Лиза сказала ему:
– Твоя мама приходила.
– Да? - он поднял голову от тарелки, не донеся вилку со спагетти до рта, и они так и остались висеть в воздухе перед ним. – А что не осталась?
– Ну, - замялась Лиза, – Не понравилось, как я убираюсь. Грязно, говорит.
– С чего она взяла? - муж огляделся. – Где грязно?
– Не знаю... Саш, она ведь уже тут была, когда я вернулась с работы. - Лиза помешивала ложкой чай в чашке.
– В смысле? - Саша выкатил глаза на жену.
– Ну, я пришла, а она у нас в шкафах рылась.
Он, проглотив пасту, уставился на супругу и замер.
– В шкафах? Прям рылась? А зачем?
– Да, перекладывала постельное и в моём белье копалась. Сказала, что не умею правильно хранить вещи. - Лиза смущённо уткнулась глазами в стол.
– Ого... Надо с ней поговорить. - он накрутил спагетти на вилку и задумчиво положил в рот.
– Поговори, пожалуйста. Если честно, я сначала даже испугалась, думала, воры залезли.
– Да? Попрошу её, пусть хотя бы предупреждает, что-ли... - Саша вытер рот салфеткой и поднёс к губам чашку.
– Да я уже попросила, только она сказала, что это и её квартира тоже, и она имеет полное право приходить, когда захочет.
– Как это? Бабушка мне завещала эту квартиру, а у матери своя есть. С чего она это решила? - он взял телефон и что-то написал, потом отправил сообщение. Через пару секунд раздался звонок. Он ответил: – Да, мам. - но она закричала в трубку так громко, что он отвёл телефон от уха и ждал, пока мать прокричится. – Мам, послушай... Ма-а-ам... Мам, ты пойми, мы уже взрослые люди и нам не очень приятно, что кто-то вот так, внезапно, приходит и роется в наших вещах. Что? Ты не "кто-то", согласен, не так выразился. Да, Лиза сказала. Мам, прекрати, не надо так говорить про мою жену. Нет, она не такая. Нет, я не собираюсь разводиться. Нет, мне никто не нужен, кроме неё. Нет, не пожалею. Всё, мам. Мы договорились, да? Ты сначала предупреждаешь, потом приходишь, хорошо? Надеюсь, что ты меня услышала. Пока, целую. - положив телефон на стол, сказал: – Ну, хочется надеяться, поняла.
Неделю было тихо. Следов присутствия и переложенных вещей в шкафах Лиза не наблюдала. Свекровь не звонила ей, да и у Лизы, признаться, не было особого желания разговаривать с мамой мужа. После того, что она на свадьбе учудила, Лиза и не знала, как теперь общаться со второй "мамой". Этот случай ещё несколько месяцев обсуждали знакомые, передавали из уст в уста родные, а интернет пестрил комментариями под роликом, который кто-то выложил в сеть.
А случилось вот что. Когда пришло время заказывать подвенечное платье, мать будущего мужа вызвалась поехать с будущей невесткой в салон под предлогом выбрать и себе что-нибудь красивое. Поехали втроём с мамой Лизы. Платье Лиза присмотрела заранее, осталось его только подогнать по фигуре и подшить. Людмила Николаевна высокомерно оглядела Лизу и ничего не сказала, потом долго ходила между рядами, перебирала платья, несколько раз скрывалась в примерочной, но никого туда не пускала со словами: "Сама знаю, что мне надо". Когда примерку закончили и Лиза с мамой собрались уходить, будущая свекровь махнула им рукой:
– Вы езжайте, а я ещё посмотрю.
Уже тогда бы Лизе задуматься, что бы это значило, но предугадать такой ход событий она, как и все гости, была не в состоянии.
Когда Лиза с Сашей вошли в ЗАГС, в холле их встретила свекровь с сияющей улыбкой и взглядом, полным превосходства, в точно таком же белом и пышном, до пола, наряде, как и у невесты! Разве что, фаты не было. Девушка охнула и быстро развернувшись, выскочила из здания. Саша бросился за ней, а следом за ними побежала мама Лизы. Она остановила дочь и сказала:
– Как чувствовала я! Бегом в нашу машину! - схватила рыдающую дочь за руку, чуть не силой впихнула в салон. Там, на заднем сиденье, расправленное и выглаженное, лежало второе, совсем не похожее на первое, платье. И оно было красного цвета! Даже фата была в тон, и туфли, и букет. Лиза судорожно переодевалась, а рядом ходил взволнованный Саша и с нетерпением смотрел сквозь затонированные стёкла.
Войдя в ЗАГС второй раз, Лиза не смогла унять торжествующую улыбку, а свидетельница украдкой дёрнула кулаком с возгласом "Ес!", но сам факт сцены со встречей двух "невест" попал на камеру оператора и стал очень популярен в сети. Свекровь тогда, увидев Лизу, сильно изменилась в лице и за всё торжество ни разу не глянула в сторону невесты, даже поздравлять молодых не вышла.
Так Лиза поняла, что свекрови она не по душе. Более того, стало ясно, что без боя она сына не отдаст, но идти на конфликт со старшим поколением не хотелось, поэтому при каждой встрече девушка вела себя как можно вежливей, чего не скажешь про Людмилу.
В то утро сразу после пробуждения Саша схватил Лизу за руку, когда она хотела встать с постели. Прижал к себе и начал целовать. Когда действо близилось к кульминации, а девушка громко стонала от удовольствия, щёлкнул замок на входной двери и в дверном проёме возникла свекровь. Супруги даже не успели прикрыться, как женщина заявила возмущённо:
– Совсем с ума сошли? С утра делать нечего? Ненормальные какие-то... - и продолжила стоять и бесцеремонно пялиться.
Александр прикрыл себя и жену одеялом и громко крикнул:
– Мама, уйди, пожалуйста!
– Ой, ладно, ладно! Чего я там не видела... - скрывшись в кухне, ответила мать.
После этого случая Саша ещё раз поговорил с матерью, но она твердила, как заведённая, что имеет право приходить, когда ей вздумается.
– Нет, мама, ты не можешь приходить в любое время! Сейчас здесь живём мы, и это не твоя квартира! Будь добра, хотя бы предупреждай! - он раздражённо ходил по кухне, а свекровь сидела у стола, абсолютно спокойная и уверенная в своей правоте.
– Это мой отчий дом! - вскрикнула она в ответ, когда Саша истратил все аргументы. – Я хочу и буду приходить, когда мне надо!
После её ухода Лиза сказала мужу:
– Может, на съёмную уйдём? Там она нас не достанет, хочется надеяться...
– К чертям съёмную, Лиза! Мне бабушка вклад оставила, там сейчас на первый взнос хватит и даже на ремонт. Давай свою возьмём? - он взял жену за руки и посмотрел в глаза.
– Давай, родной, на всё согласна, только чтобы больше не видеть, как в моём белье кто-то роется.
Они съехали из квартиры бабушки, пустив туда квартирантов. Но она и в новом жилье пыталась их достать. Пока Саша был дома, мать не позволяла себе грубости и упрёков, а вот если Лиза была одна, тут начиналось самое трудное - надо было выдержать словесный поток оскорблений и не ответить тем же. Людмила умудрялась кричать через дверь, чем немало удивляла немногочисленных соседей, которые также, как и супруги, только въехали в новостройку.
И однажды, когда странная женщина в очередной раз стояла у двери и громко сыпала проклятиями и требованиями немедленно открыть, Лиза вызвала наряд полиции. Женщину увели и больше она не появлялась у них на пороге.
Прошёл уже год, и свекровь ни разу не беспокоила их своим присутствием. С Лизой она принципиально не разговаривает, а с сыном общается только по очень срочным делам и крайне редко.
Всё-таки, личное пространство, уважаемое родными - жизненно важная деталь счастливого брака.