Настоящая тема частично схожа с предпродажной подготовкой недвижимости, или так называемым хоумстейджингом. Однако имеются принципиальные различия. Что такое хоумстейджинг, его плюсы и минусы читаем здесь.
Для просмотров и продажи квартиры нет необходимости делать серьёзный ремонт, - это экономически нецелесообразно. Такие затраты не окупаются. Достаточно провести косметические правки в классическом варианте для основной массы потенциальных покупателей. Косметика важна, ведь визуализация – основной сигнал на принятие решения.
Помимо «убитых» квартир неликвидом являются объекты недвижимости с очень дорогим ремонтом. В первом случае всё ясно, а вот второй вариант помимо того, что он просто дорог, несёт под собой сильный отпечаток личности продавца — а это мешает покупателю представить, что это именно его будущий дом. Очень дорогие ремонты в основном делаются «под себя», поэтому будущий покупатель вряд ли это оценит.
Лучшим спросом пользуются квартиры с недавним, аккуратно выполненным ремонтом в нейтральных, светлых, природных тонах — в такое жилье можно въезжать в неизменном виде и что-то немного переделать «под себя». Это классический, беспроигрышный вариант.
Если будущий покупатель легко под себя переклеит обои, то вот плесень, грибок, или трещина в стене могут его остановить на пути к сделке.
Факторы внимания:
- целостность стен, отсутствие явных дефектов, трещин;
- состояние вентиляции;
- следы заливов, наличие грибка или плесени;
- состояние и возраст коммуникаций (проводка, канализационные трубы, счётчики света и воды, радиаторы отопления);
- окна (щели, перекосы, наличие сквозняков и промерзаний);
- санузлы (состояние плитки, водопроводных и канализационных труб, отсутствие протечек, работающие полотенцесушители, отсутствие неприятных запахов, которые говорят о неисправностях; свободный доступ к коммуникациям);
- полы: скрипы, целостность и тому подобное.
Главное в подготовке недвижимости к просмотрам и в целом к продаже - это создать ощущение чистоты, уюта и стерильности. У человека должно возникнуть ощущение, что в помещении никто не живет, но за ним ухаживают.
Поэтому в квартире не должно быть ничего сломанного и очевидно старого, в том числе личных вещей и аксессуаров, фотографий, календарей, магнитиков с холодильника и тому подобного.
Но слишком пустая квартира будет создавать ощущение нежилого пространства. Добавьте в интерьер абстрактные картины, вазы, подсвечники, статуэтки. Не оставляйте пустыми открытые стеллажи и полки. Аксессуары должны быть разными по масштабу и не слишком мелкими, чтобы не добавлять интерьеру визуальный шум. Если под стиль ремонта подходит какой-то декор, или аксессуар, то его лучше оставить – это добавит помещению уют, а интерьер сделает более живым. Тут главное не переборщить.
Создайте приятную атмосферу
Стоит отдать предпочтение светлым тонам. Аккуратно заправленная белым бельем кровать усилит ощущение чистоты, а нагроможденные по цвету и материалу шторы лучше заменить более лаконичным вариантом.
Можно добавить покрывало и декоративные подушки, которые подчеркнут цветовое решение интерьера, а диванную группу можно разнообразить декоративным пледом и подушками. Также стоит добавить подходящий к цветовой гамме ковер, - он романтизирует пространство и сделает его более уютным. Плюсом будет приятного запаха ароматизатор. Легкий запах цветов, свежих булочек или кофе оставляют более неизгладимый след.
Санузел
Свежесть здесь особо необходима. Нужно заменить очевидно старую и ржавую сантехнику, неэстетичную плитку. При покупке новой плитки для стен выбирайте нейтральные фактуры и цвета — не всем нравятся яркие стены.
Уберите все предметы личной гигиены, косметику и шампуни. Можно оставить только новые пузырьки в стильной упаковке. Пара белых махровых полотенец окажутся в тему.
На просмотре не должно быть «лишних» людей, детей и домашних животных.
Итог:
Даже недорогой косметический ремонт может способствовать продаже недвижимости примерно на 5% выше, чем без ремонта. В любом случае нужно понимать механизм ценообразования. Об этом я писал тут.
Но если квартира расположена в обычном панельном доме, то дорогой ремонт себя не оправдает. Тем более если вы решите его сделать перед продажей. Квартирой заинтересуются, но сравнив цены на рынке, выберут то жилье, у которого цена соответствует сегменту.
Дорогой ремонт может быть востребован только в жилье бизнес-класса, но никак не в стандартных панельных домах.