В Тверской области состоялся запуск импортозамещающего производства паяных теплообменников для авиастроения, промышленных предприятий и нужд ЖКХ. На первом этапе ежегодная мощность завода составит 3 тыс. изделий. Финансовую поддержку АО «ХС-Науке» оказал ФРП.
Ушли и недосчитались
В начале мая текущего года в The Wall Street Journal опубликовали статью, в которой говорилось о трудностях американского Boeing. Оказывается, что после санкций 2022 года у крупнейшего авиаперевозчика мира обнаружился дефицит теплообменников для систем кондиционирования воздуха в самолетах. Дело в том, что до СВО важнейшую деталь изготавливали недалеко от Твери на совместном предприятии АО «ХС-Наука» и RTX Collins Aerospace (дочка RTX), основанном в 1994 году.
В марте 2022 производство перенесли в США и Великобританию. Тем временем АО «ХС-Наука» переориентировалась на техобслуживание оставшихся в стране Boeing и Airbus. Передислокация производства не спасла авиаперевозчика от дефицита комплектующих. А вот отечественная компания преодолела кризис, встала на рельсы импортозамещения и расширила ассортимент выпускаемой продукции.
Для разных назначений
В марте 2023 года «Российский фонд технологического развития» выделил АО «ХС-Наука» льготный заем на выпуск паяных пластинчатых теплообменников для промышленного применения и пластинчато-ребристых – авиационного назначения. В итоге заявлено, что увеличатся поставки матриц теплообменников для:
- Ту-204/214, Ил-96, Бе-200;
- ПД-14, ПД-8, ПД-35;
- Ми-8, Ми-28, Ка-52, Ка-65.
Помимо этого, в пресс-службе завода рассказали, что выпускать будут не только теплообменники для авианужд, но и паяные пластичные теплообменники для различных промышленных отраслей, модульных котельных и центров обработки данных. Продукция будет применима в системах кондиционирования, при установке теплых полов и т. д. Известно, что до этого момента данные изделия импортировались из Китая и Германии.
Далеко идущие планы
Первые теплообменники уже прошли тестовые испытания и достойно продемонстрировали свою эффективность. Отвод, охлаждение и нагрев показали 100% результат. Разработчики также заявили, что по качеству отечественные изделия не будут уступать импортным и порадуют заказчиков приемлемой стоимостью.
Сейчас на первом этапе производства будут выпускать 3 тыс. теплообменников в год. Затем данный показатель увеличат до 10 тыс. в год. Выход на полную мощность полностью покроет нужды отечественного рынка, что гарантирует отказ от импорта. В дальнейшем «ХС-Наука» планирует участвовать в строительстве отечественных авиалайнеров и выйти на рынок Индии, КНР и других стран Азии.