Найти в Дзене

Первый в России и самый красивый вокзал в Санкт-Петербурге: история и современность

Оглавление

Старейший вокзал не только северной столицы, но и всей России – Витебский вокзал является одним из пяти железнодорожных узлов Санкт-Петербурга и одним из четырех, обслуживающих поезда дальнего следования.

Здание Витебского вокзала
Здание Витебского вокзала

Первая железная дорога в России

30 октября (11 ноября) 1837 г. в Санкт-Петербурге состоялось открытие первой в России пассажирской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом – летней императорской резиденции.

Её сооружением руководил австрийский инженер профессор Венского политехнического института Франц Герстнер. А в разгар строительства на трассе работало около 1,8 тыс. рабочих.

Памятник Францу Герстнеру на Витебском вокзале
Памятник Францу Герстнеру на Витебском вокзале

На торжественное открытие Царскосельской железной дороги собралось множество народа. Ф. Герстнер поднялся на паровоз и в 12 ч 30 мин состав из 8 вагонов отошёл от перрона. Через 35 мин поезд прибыл в Царское Село. На обратном пути Герстнер, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, развил фантастическую по тем временам скорость, преодолев весь путь от Царского Села до Петербурга за 27 мин. Средняя скорость составила 51 км/ч, временами она превышала 60 км/ч. «Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Шестьдесят вёрст в час, страшно подумать... Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несёт все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837

История первой железнодорожной станции

Петербургскую станцию решено было строить у Загородного проспекта между казармами лейб-гвардии Семёновского полка и полковой Введенской церковью, находившейся недалеко от Введенского канала.

Сооружение временного деревянного станционного здания началось 9 августа 1837 г. и было завершено в конце сентября.

Железная дорога имела ошеломительный успех и уже спустя десять лет, в 1848 г., в связи с увеличением пассажиропотока было принято решение о строительстве нового здания.

Каменный двухэтажный вокзал в стиле неоренессанс был возведен рядом со старым зданием в 1849-1851 гг, который через несколько лет также оказался недостаточно вместительным и достраивался в 1876-1882 гг.

Неоренесса́нс – один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XIXвека. Ориентировался на художественные формы итальянского, французского и немецкого Возрождения.
Отличительные черты – тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как полуциркульные арки, карнизы, пилястры.

История железнодорожного вокзала

Современное здание Витебского (ранее Царскосельского, затем Детскосельского) вокзала в Санкт-Петербурге в стиле модерн был возведено в 1904г. по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского.

Модерн – стиль в искусстве, зародившийся в конце XIX века. Он отличался плавными линиями, природными мотивами и приглушенной цветовой гаммой.

Официальное открытие здания состоялось одновременно с вводом в эксплуатацию железной дороги Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

С 1904 года здание Витебского вокзала кардинально не перестраивалось.

Царскосельский вокзал
Царскосельский вокзал

Технологичные новшества

По тем временам вокзал стал не только передовым сооружением в области новейшей архитектуры, но и был буквально напичкан техническими новшествами: пассажирские лифты, багажная подъёмная машина, рельсовое полотно, расположенное на втором этаже, электрическое освещение.

Багажная подъемная машина
Багажная подъемная машина

Внутренней отделкой здания занимался гражданский инженер С. И. Минаш. Стены вестибюля Витебского вокзала украшены орнаментами, лепниной. Отдельно стоит отметить и металлические укрытия перронов выполнены по проекту инженера В. С. Персона – именно благодаря им Витебский вокзал у меня они ассоциируются с игрой Сибирь.

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Практически все части вокзала: лестничные спуски и пролёты, балконы, фонари украшены художественной ковкой. На башне с часами изображены рельефы сов. А один из залов украшен картинами, посвящёнными истории Царскосельской железной дороги.

Оригинальная плитка на Витебском вокзале
Оригинальная плитка на Витебском вокзале

Вокзал в кино

Благодаря своей архитектуре и великолепному интерьеру здание вокзала имеет высокую популярность среди кинорежиссеров. На нем были сняты сотни фильмов. Самые популярные и узнаваемые из них: серии про Шерлока Холмса, «Анна Каренина», «Гибель империи».

Общее количество съемочных групп, работавших на территории Витебского вокзала, насчитывает более 150.

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Архитектурные особенности

В отличие от других вокзалов Петербурга, перед Витебским нет большой привокзальной площади, центральный фасад выходит прямо на Загородный проспект. Также вокзал является единственным в городе, перроны которого располагаются на уровне второго этажа. Обусловлено это особенностями конструкции железнодорожных развязок – насыпь вблизи Обводного канала, на которую укладывали пути, пришлось поднять почти на 5 метров.

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Залы Витебского вокзала

Здание железнодорожного вокзала было четко разделено по классам. В нем предусмотрено три входа:

  • со стороны Винокурцевского проезда – для дачных пассажиров;
  • вход для пассажиров третьего класса под башней – через него можно было сразу попасть на лестницу, которая ведет на второй этаж;
  • вход для пассажиров первого и второго класса в главном ризалите.

Члены императорской семьи пользовались собственным павильоном с отдельным подъездом.

Мраморная лестница Витебского вокзала
Мраморная лестница Витебского вокзала

Между вестибюлями первого, второго и третьего класса находились багажное и кассовое отделение. На первом этаже находились технические помещения, кладовые, почта.

С вестибюля первого и второго класса можно было попасть в красивый зал ожидания – Картинным зал.

Картинный зал Витебского вокзала расположен на втором этаже здания, а его общая площадь составляет почти 315 квадратных метров. Исторически он служил залом ожидания пассажиров первого класса.

Потолок отделан кессонами с живописным растительным и геометрическим орнаментом, выполненном в стиле модерн. Зал освещают пять бронзовых литых люстр работы начала XX века и 10 бра, выполненных из кованого железа с латунью. Установлены две 9-тиметровые дубовые скамьи, два напольных зеркала, две скамьи с зеркалами. На южной стене картинного зала можно увидеть 5 панно работы начала XX века.

Благодаря своей планировке и великолепной акустике Картинный зал Витебского вокзала идеально подходит для проведения камерных концертов. Именно здесь уже несколько лет подряд с сентября по май каждое второе и четвертое воскресенье месяца в 14:00 проводятся самые настоящие хоровые концерты. Попасть на концер могут все желающие абсолютно бесплатно.

Рядом с картинным залом в полуциркуле расположен ресторан.

Дверь ресторана
Дверь ресторана

А через помещения, где находилась уборная и служебная лестница можно было попасть в Парадную комнату, которая создавалась для очень важных посетителей вокзала.

Зал ожидания третьего класса
Зал ожидания третьего класса

Основные направления

На 2024 год железнодорожный вокзал имеет 5 платформ и 8 путей. А само здание является памятником архитектуры.

К самым популярным направлениям Витебского вокзала можно отнести можно отнести:

  • Санкт-Петербург – Москва
  • Санкт-Петербург – Выборг
  • Санкт-Петербург – Сосновый Бор
  • Санкт-Петербург – Гатчина
  • Санкт-Петербург – Луга

Если еще не бывали на этом вокзале – обязательно загляните. Внутреннее и внешнее убранство производят потрясающее впечатление.

Платформа Витебского вокзала
Платформа Витебского вокзала

Небольшой бонус: экскурсия по вокзалу

Желающие познакомиться с историей вокзала, могут подойти к окну №15, взять в прокат плеер и наушники или пройти регистрацию на сайте проекта «Вокзалы России». Услуга платная.

Аудиогид по Витебскому вокзалу позволит погрузиться в атмосферу XIX века и узнать о строительстве первой железной дороги, подняться по легендарной мраморной лестнице и вернуться в день отправления первого пассажирского паровоза в России.

Рассказ длится 20 минут и сопровождается навигационными подсказками, которые помогут сориентироваться на вокзале – идеально для тех, кто хочет скоротать время в ожидании поезда.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал, жмите палец вверх, рассказывайте о своих любимых достопримечательностях в комментариях!