Антисемитизм выходит сегодня на первые полосы газет западных стран. Премьер-министр Израиля называет антисемитскими обвинения в том, что Израиль совершает геноцид в Газе, и даже призывы к прекращению огня. В то же время военные действия Израиля провоцируют действительно антисемитские нападения на синагоги, еврейские школы и даже на отдельных евреев. Поэтому важно понять, что такое антисемитизм и чем он отличается от антисионизма.
Хотя преследования и убийства евреев в Европе длились более тысячи лет, понятие «антисемитизм» возникло лишь во второй половине XIX века. Оно означает ненависть к евреям не как к приверженцам иудаизма, а как к расе. Расовая классификация играла тогда важную роль в обосновании колониализма. Считалось законным и даже научным утверждать «расовую неполноценность» евреев, африканцев, азиатов и многих других народов. Этот обыкновенный расизм стал оправданием массовых убийств миллионов людей в Бельгийском Конго на рубеже XX века, а также двух актов геноцида, которые совершила Германия: в Юго-Западной Африке (сегодня Намибия) в 1904–1908 гг., а затем, спустя чуть более тридцати лет, в Европе, уничтожив миллионы евреев, славян, цыган и других «недочеловеков». Таким образом, антисемитизм – это одна из форм расизма.
В отличие от русского, во многих европейских языках нет столь существенной разницы между евреями и иудеями, то есть между людьми еврейского происхождения и последователями иудейской религии. Веками евреев обычно считали конфессией, что иногда позволяло им избегать преследований путём обращения в христианство. Но когда их объявили расой, этот выход исчез, что привело к уничтожению евреев в Европе в 1941–1945 годах.
Антисионизм – это оппозиция политическому движению, возникшему в Европе в конце XIX века. Основатель сионизма Теодор Герцль (1860–1904) в поисках коллективного решения «еврейского вопроса» выдвинул в книге Der Judenstaat идею создания государства для евреев. Сионизм возник в период расцвета этнического национализма и утверждения права народов на самоопределение (Германия, Италия, Сербия и так далее). Согласно данной доктрине, евреи никогда не смогут стать частью народа, в среде которого они живут (французы, англичане и другие). Поэтому единственный выход – собственное государство.
Сионистское движение, привлекая лишь небольшую часть евреев Европы и США, действовало от имени всех евреев. Для освоения Палестины оно организовало ряд учреждений, например, Еврейский колониальный трест (1899) и Еврейскую ассоциацию колонизации Палестины (1924). Под британским мандатом сионисты создавали отдельную собственную экономику, отдельные общественные структуры, вытесняя на обочину местное население и даже стараясь вообще от него избавиться. Тем самым они вызывали и вызывают сопротивление, которое возникло бы точно так же, если бы палестинцев колонизировали и третировали французы или китайцы. Поэтому сопротивление Израилю и его идеологии – сионизму – по своей природе политическое.
Сионисты открыто выступили против традиционного (раввинистического) иудаизма, который развивается по всему миру на протяжении двух тысяч лет. Хотя иудейские молитвы многократно упоминают возвращение на Святую землю, всякие попытки практически воплотить это в жизнь еврейская традиция пресекает. Сионизм вызывает среди евреев как религиозное, так и политическое сопротивление. Правоверные евреи в чёрных шляпах маршируют на демонстрациях в защиту палестинцев рядом с левыми активистами из американской организации Jewish Voice for Peace («Еврейский голос за мир») или канадской Independent Jewish Voices («Голоса независимых евреев»), которые агитируют за мир и равноправие в Израиле/Палестине. Достаточно вспомнить, как в ноябре прошлого года евреи скандировали «Свободу палестинцам!» у подножия статуи Свободы в Нью-Йорке.
Сионизм, как и любой другой национализм, приводит к расколу в группе, от имени которой он действует. Евреи, выступающие против сионизма, – столь же нормальное явление, как отрицающие идею политической независимости шотландцы или каталонцы. Многие евреи приветствовали создание государства Израиль в 1948 г., другие это осуждали.
<>
Сегодня поляризацию среди евреев как в Израиле, так и в остальном мире обостряет беспрецедентная трагедия палестинцев.
<>
«Мы говорим Израиль – подразумеваем евреев». Отождествление иудаизма с сионизмом, евреев с Израилем и его политикой в отношении палестинцев нередко возбуждает антисемитизм. Этому активно способствует и Израиль, официально провозглашая себя «государством еврейского народа», хотя половина евреев мира там не живёт, и всё больше молодых евреев не хотят иметь с ним ничего общего. Смешение этих понятий используют и произраильские силы в разных странах для дискредитации критики Израиля, навешивая на неё ярлык антисемитизма.
Выражая солидарность с Израилем именно как евреи, многие усугубляют это смешение понятий и невольно вызывают антисемитскую реакцию. Они принимают политический выбор – поддержку государства в Западной Азии – за непременную черту еврейства и даже иудаизма (см. недавно вышедший фильм «Израилизм»). Именно поэтому не следует проводить, по сути, расистское отождествление всех евреев с сионистами, тем более что подавляющее большинство сионистов сегодня – христиане.
Премьер-министр Израиля знает об этом лучше других. Когда в 1980-х гг. Нетаньяху представлял Израиль в ООН, именно он наладил мощную систему поддержки своей страны, которая мобилизует сегодня по всему миру миллионы христиан. По разным оценкам, христиан-сионистов в мире в десятки раз больше, чем вообще евреев, да и возник христианский сионизм за несколько столетий до Герцля. И наконец, веру в то, что современное государство Израиль – дар божий евреям, разделяет куда бóльшая часть христиан-сионистов, чем евреев.
Видеть в каждом еврее сиониста или израильтянина – неверно. А когда Израиль проводит очередную военную акцию против палестинцев, такое смешение понятий ещё и опасно.
Автор: Яков М. Рабкин, заслуженный профессор истории Монреальского университета, автор нескольких книг, в том числе «Еврей против еврея» и «Израиль: война и мiр».
Оригинальный французский вариант: La Presse.