Найти тему
Строительный мир

Убыточный проект: Финляндия намерена «перешить» русскую колею

В соседней Финляндии задумались над реализацией масштабного проекта по переводу железнодорожной колеи на европейский стандарт в 1435 мм. Об этом сообщает издание Yle, ссылаясь на главу Минтранса Лулу Ранне. По словам последней, в ближайшее время специалисты проведут предварительные исследования для оценки сроков и стоимости работ.

Воплощать эту задумку планируют в несколько этапов. Чиновница отметила, что данный шаг крайне необходим для страны и окажет на нее исключительно положительное влияние, повысив безопасность перевозок. Хотя еще два года назад с таким мнением большинство экспертов категорически не соглашалось.

© Ninara / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Сеть железных дорог Финляндии — это свыше 6 тыс. км, из которых около половины электрифицированы на переменном токе с напряжением 25 кВ)
© Ninara / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Сеть железных дорог Финляндии — это свыше 6 тыс. км, из которых около половины электрифицированы на переменном токе с напряжением 25 кВ)

Сегодня железнодорожная сеть Суоми с колеей 1524 мм насчитывает порядка 6 тыс. км. Первый объект на территории страны появился в 1862-м — тогда протянули линию от Хельсинки до Хямеэнллинна. Решение о ее строительстве приняли за пять лет до того. Учитывая, что с 1809 года Великое княжество Финляндское являлось автономным административно-территориальным образованием в составе Российской империи, приоритет отдали 5-футовой колее.

Стоит отметить, что для стальной магистрали между Петербургом, Царским Селом и Павловском, открытой в 1837-м, выбрали колею в 1829 мм. Но при сооружении в следующем десятилетии Николаевской железной дороги (Петербург – Москва) предпочли иные параметры — 1524 мм. Хотя в Европе тогда развивалась сеть с колеей 1435 мм. В частности, таковой была и построенная Россией Варшаво-Венская железная дорога.

© public domain (Фрагмент карты Путей сообщения Российской империи за 1916 г.)
© public domain (Фрагмент карты Путей сообщения Российской империи за 1916 г.)

При разработке проекта линии между Москвой и Санкт-Петербургом высказывались самые разные мнения, однако в итоге победила 5-футовая колея. Согласно некоторым источникам, одной из причин такого выбора стало нежелание царя Николая I иметь общую колею с западными странами, дабы «какой враг из Европы войной на нас пойдет, то... не проехал [бы] по нашим железным дорогам». С тех пор на территории империи «железку» строили по данному образцу. Со временем за колеей 1524 мм закрепились наименования «русская» и «царская». С 1970-х в течение двух десятилетий железные дороги в Советском Союзе были переведены на колею 1520 мм.

Что касается Финляндии, то при Российской империи шло активное развитие ее железнодорожной сети. В дальнейшем, благодаря одинаковой колее поезда северного государства беспрепятственно пересекали границу с СССР. До недавнего времени пассажирские и грузовые составы активно курсировали между Россией и Финляндией. Кроме того, разрабатывались новые проекты, призванные упростить и нарастить перевозки между странами.

© Methem/Monoklon / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Колея 1524 и 1435 мм соответственно на границе Финляндии и Швеции, 2008 г.)
© Methem/Monoklon / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Колея 1524 и 1435 мм соответственно на границе Финляндии и Швеции, 2008 г.)

Но с 2022-го ситуация изменилась. Примечательно, что уже тогда Европейская комиссия предложила Хельсинки перейти на «стандартную» колею. Но власти Суоми заявили, что это невыгодно для их страны с финансовой точки зрения, так как расходы существенно превзойдут извлекаемую пользу. Но теперь в правительстве пересмотрели свою позицию и, несмотря на высокую стоимость проекта (миллиарды евро), готовы в ближайшее время приступить к его поэтапной реализации.