На днях я шла по улице, впереди меня - семья: папа, мама, между ними дочка лет четырёх.
А по дороге проложены ливнёвки.
Девочка, когда шла, не увидела ливневку, споткнулась и упала.
Даже не заплакала, уж не знаю: то ли терпеливая, то ли растерялась, то ли боялась за слезы от мамы получить.
Мама, которая шла немного впереди семьи и как будто куда-то спешила, тут же обрушилась на дочь:"Ты почему под ноги не смотришь? Смотри под ноги".
Правда, быстро успокоилась. Не вошла в раю.
На что я обратила внимание во время этой ситуации?
- Мама сама шла, не смотря под ноги. Благо, её шаг позволяет спокойно перешагнуть ливневку. А ребёнку маленькому нужно сосредоточиться.
- Девочка вполне разумная и способна извлекать опыт. Следующую ливневку она перешагнула. Но это никто из родителей не заметил и не отметил.
- Ребёнок упал, нуждается изначально в сочувствии, а ему ещё добавляют сверху тумаков. И дети могут делать вывод:"Если я упал, так мне и надо", "Если я упал, то сам виноват", "Если я упал, то меня никогда не поддержат, не пожалеют, а поругают. Надо молчать".
- Существует зона ближайшего развития, где ребёнок учится с помощью родителей. И вначале родителям нужно рассказать, что такое "ливневки", для чего они делаются и что их важно замечать и перешагивать, а не требовать от ребёнка знаний, которых у него нет.
- Никто не может быть идеальным и всë предусмотреть. Взрослые тоже спотыкаются, падают, чего-то не замечают. И требовать от ребёнка никогда не падать и всегда смотреть под ноги всё равно, что требовать никогда не ошибаться и поступать идеально. То есть, мы лишаем человека права на ошибку.
- Как часто мы, родители, сливаем своё раздражение на детей. Возможно, в спокойном состоянии, в хорошем расположении духа мама бы отнеслась к этой ситуации совсем по-другому, но здесь подвернувшаяся возможность могла дать маме зелёный свет на слив эмоций.
- Папа совсем никак не отреагировал, как будто или его там не было, или дочки с женой не было, или всей ситуации. В общем, разбирайтесь девчонки сами, я не при делах.
Таким образом, важно:
- обсуждать с детьми правила поведения, взаимоотношения с окружающим миром, новый опыт, анализировать ошибки. Обучать новому опыту;
- жалеть ребёнка и выражать ему свою любовь;
- относить свои эмоции по назначению, стараться не сливать на детей. Если не получилось, ввести в семье традицию извиняться;
- учить ребёнка своим примером, а не разглагольствованиями;
- роль папы в семье очень важна, не надо отстраняться. Он может пожалеть дочку, смягчить ситуацию шуткой. Не стОит при дочке критиковать маму, это можно обсудить позже;
- хвалить ребёнка за то, что у него получилось.
- учитывать возраст ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.
Будьте здоровы!
P. S. Картинки сгенерированы ИИ Шедеврум.
©Танкова Оксана
Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation ,
на очную консультацию по телефону +7 (988) 576-88-85
Перепечатка статей в инет-пространстве обязательно! разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.
Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru