Время не остановить, прошлое забывается, и только от желания и возможностей людей зависит как и в какой форме сохранить память о прошлом. В настоящее время и в нашей стране, и в других странах имеется много примеров, когда о сохранении того или иного экспоната-образца техники задумываются до того, как эта "боевая машина" превратится в ржавый остов. Иногда удается сохранить полностью корабль (что довольно не дешёвое дело), иногда его часть. Иногда случается и так, что даже заблаговременные мероприятия и планы не удается реализовать причем в минимальных объемах.
81. Памятный объект: Ограждение рубки подводного ракетоносца К-137 "Ленинец" проекта 667А, Россия (проект)
Статус: проект памятника
Место расположения: Россия, г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, Шкиперский проток (предполагалось)
Открыт: не реализовано.
Атомный подводный ракетоносец К-137 являлся головным кораблем в серии ракетных ПЛ второго поколения проекта 667А, которые существенно отличались от атомных ракетных ПЛ первого поколения проекта 658, прежде всего увеличенным боекомплектом баллистических ракет. По классификации, введенной Главным штабом ВМФ СССР, такие многоракетные атомные ПЛ, начиная с К-137, стали называться ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. В отечественном флоте проект получил шифр "Навага", по иностранной классификации - "Янки".
Подводный ракетоносец был заложен в ноябре 1964 года, спущен на воду в сентябре 1966 года, сдан флоту - 5 ноября 1967 года. 27 ноября (по другим данным - с 11 декабря) 1967 года К-137 вошла в состав 31 дивизии подводных лодок 12-й эскадры подводных лодок Северного флота, место базирования - бухта Ягельная губы Сайды (г.Гаджиево). Первым командиром К-137 был капитан 1 ранга В.Л.Березовский.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-137, как и головные атомные подводные лодки второго поколения, имеющие другое назначение, был принят в состав ВМФ в преддверии 50-летия Октябрьской революции. 24 ноября 1969 года РПКСН был переведен во вновь организованную 19-ю дивизию ракетных ПЛ 3-й Флотилии подводных лодок СФ с прежним местом базирования.
Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 7800/10100 т, длина наибольшая - 128 м, ширина наибольшая - 11,7 м, осадка средняя - 7,9 м; глубина погружения - 400 м; автономность - 60 суток; экипаж - 114 человек.
В 1970 году за успешное несение боевой службы РПКСН К-137 был объявлен «отличным кораблем» и ему в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина 11 апреля было присвоено наименование «Ленинец». Ракетоносец посещали первые лица партийного, государственного и военного руководства СССР.
С 24 октября 1972 года по 28 января 1976 года (по другим данным - 13 декабря 1982 года - 17 июля 1985 года) ракетоносец К-137 находился в среднем ремонте, который проводился на Машиностроительном предприятии (МП) «Звездочка» в Северодвинске. Во втором среднем ремонте ракетоносец был в период с 06 января 1984 года по 18 сентября 1985 года. При этом его модернизировали по проекту 667АУ. Навигационный комплекс остался прежним, ограждение рубки также осталось без изменения.
Находясь в составе флота за всю службу выполнил 20 походов на боевую службу, неоднократно выполнял стрельбы баллистическими ракетами. Бывали и происшествия на борту, но все х удавалось локализовать, не допуская гибели личного состава.
Для справки: энергетическая установка - атомная, паротурбинная, два реактора ВМ-2-4, ПТУ - ГТЗА-635, мощность 2х20000 л.с., два дизель-генератора - 2х460 л.с., аккумуляторная батарея: 2х112 элементов, гребные электродвигатели - 2х225 л.с. Скорость хода наибольшая надводная/подводная: 16,5/27 узлов.
В июне 1992 года, вероятно с политическими и экономическими процессами которые захлеснули страну, название "Ленинец" было ликвидировано. К-137 была переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку с баллистическими ракетами, в конце 1992 года ракетоносец К-137 вернулся в 31-ю дивизию атомных ракетных ПЛ (в связи с расформированием 19 дивизии), а через год (в декабре 1993 года) перешел в Северодвинск, где и закончил службу.
03 апреля 1994 года ввиду достижения предельного срока службы он был исключен из боевого состава флота (Приказ № 06) и передан ОРВИ для утилизации на МП «Звездочка», где был вырезаны ракетные отсеки, а сама лодка встала в порту в ожидании утилизации.
Учитывая важность создания для обороноспособности нашей страны серии РПКСН проекта 667А, которые в 1970-х годах составляли основу морских стратегических ядерных сил (МСЯС) СССР, в последние годы было
принято решение об установке памятника первому отечественному ракетному подводному крейсеру стратегического назначения К-137.
Для справки (проектное): вооружение - комплекс Д-5, 16 РСМ-25, вид старта - подводный; 4-533-мм и 2-400-мм ТА, запас торпед - 16-533-мм и 4-400-мм.
Памятник в виде ограждения рубки подводного ракетоносца было намечено установить в Санкт-Петербурге, где он должен был находиться на территории создаваемого мемориального музейного комплекса, посвященного морякам-подводникам и кораблестроителям (закладной камень установлен рядом с музеем и памятником ПЛ "Народоволец"). Но на данный момент данный проект так и не реализован, ((
Проект 667А разработан ЦКБ-18 под руководством главного конструктора С.Н.Ковалева. РПКСН проекта 667А - подводные ракетоносцы второго поколения вооружены 16 баллистическими ракетами комплекса Д-5. Компактные, приспособленные к лодочным условиям размещения, хранения и пуска ракеты РСМ-25 и рациональные конструктивно-компоновочные решения, принятые в проекте 667А, позволили создать атомные многоракетные подводные лодки на уровне американских ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон» и в дальнейшем построить целое «семейство» отечественных подводных ракетоносцев проектов 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ.
Для справки: По данным наших читателей: водоизмещении подводное 11500, 400 м - предельная глубина погружения, 320 - рабочая, по торпедному боезапасу: 16- 53-см и 4 40-см. Обычный боекомплект - 8 шт. СЭТ-65, 6 53-65К на стеллажей, 2 53-65К с ЯБП в 3 и 4 ТА, 4 МГ-44 (сипл), 2 в ТА, 2 на стеллажах. "Ленинец" не был модернизирован до 667АУ, только частичная модернизация отдельных систем. На момент расформирования 19 ДиПЛ было только 3 667АУ - К228, К444, К241. К219 тоже была 667АУ. Остальные были 667А с частичными модернизациями.
Строительство серии РПКСН проекта 667А в составе 34 кораблей было развернуто на двух судостроительных заводах в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре. Часть ракетоносцев в ходе строительства и во время ремонтов создавалась по проекту 667АУ с ракетами, имеющими увеличенную дальность стрельбы, с более совершенным навигационным комплексом и улучшенными средствами защиты. В последующем часть ракетоносцев была переоборудована в ракетно-торпедные ПЛ, ПЛ-носители крылатых ракет и ПЛ специального назначения.
В архитектурно-конструктивном плане РПКСН проекта 667А - двухкорпусные подводные лодки с прочным корпусом, разделенным плоскими поперечными переборками на 10 отсеков.
Ракетные шахты расположены в двух отсеках, в два ряда симметрично диаметральной плоскости ПЛ. Они установлены на вваренные в прочный корпус комингсы, которые обеспечивают прочность корпуса в районе вырезов и облегчают монтаж и замену шахт.
Двухвальная АЭУ ракетоносцев имела эшелонное расположение паротурбинных установок, находящихся в двух отсеках прочного корпуса. В каждом отсеке размещается один ГТЗА и один АТГ. Паропроизводящая установка с двумя ядерными реакторами размещена в одном отсеке, но каждый реактор расположен в отдельной выгородке. Принятая в проекте компоновка обеспечивала АЭУ повышенную живучесть и была реализована на последующих модификациях семейства ракетоносцев проекта 667.
В целом ракетоносцы проекта 667А (667АУ) были удачными кораблями. Находясь в составе флота до 1998 года, они осуществляли боевое патрулирование и совершали плавания в различных районах Мирового океана (всего 620 боевых походов).
К счастью, память о ракетных крейсерах стратегического назначения не осталась забытой, несмотря на то, что с 2007 года так и не появился памятник на Шкиперском протоке. Или все же появился, между тем сейчас 2024 год. Зато в настоящее время на территории нашей страны есть места где чтут и помнят подвиги и мужество моряков- подводников, которые несли боевую службу не этих кораблях.
В 2006 году во Владивостоке открыт мемориальный комплекс "Памяти подводников всех поколений", в основе комплекса - ограждение рубки РПКСН К-430 проекта 667А (достроена как 667АУ). Эта подводная лодка стала последней в серии советских стратегических ракетоносцев проекта 667А «Навага», была вооружена 16 баллистическими ядерными ракетами Р-27 с моноблочной боеголовкой и дальностью стрельбы до 2400 километров. Есть данные, что в сборке этого памятника "участвовали" конструкции и еще одной "янки" - К-399.
Ещё один РПКСН типа «Навагу» (проект 667А) К-434 - увековечили в Большом камне Приморского края, она стала одной из первых атомных подводных лодок-ракетоносцев проекта 667А на Тихоокеанском флоте.
По данным открытых источников, рубки (ограждение рубки) от подводных лодок проекта 667А и их модификаций также можно встретить и в других городах России. Например, в Казани на мемориале в Парке Победы увековечена АПЛ К-403 «Казань». Правда здесь надо уточнить - в данном случае можно увидеть ограждение рубки не "типового" РПКСН проекта 667А, а лодки последовательно модернизированной по проекта 667АК, а затем - по проекту 09780.
Наиболее значимым можно считать Мемориал в г.Красивино Вологодской области. Здесь у школы № 15, где раньше учился Герой России матрос С.А.Преминин, погибший в реакторном отсеке ракетоносца К-219 (затонул в результате аварии в Атлантике 6 ноября 1986 года), установлено ограждение рубки подводной лодки К-423. Эта подводная лодка в своё время была переоборудована из из «стратега» проекта 667А и вооружённой крылатыми ракетами C-10 «Гранат») - проект 667АТ "Груша".
В посёлке Колтуши Ленинградской области как мемориал «Защитникам Отечества» сохранена часть рубки КС-411 (с 1998 года - «Оренбург»), бывшая РПКСН проекта 667А, а затем модернизированная по проекту 09774 (носитель сверхмалых ПЛ).
Ранее (в 2007 году) встречалась информация, что подобный мемориал в виде ограждения рубки РПКСН проекта 667А (АУ) может появиться в Северодвинске, в Приморском парке города. Правда более поздние данные свидетельствовали, что в этом конкретном случае речь шла о рубке АПЛ К-222 (проект 661 "Анчар") самой быстрой подводной лодки в мире. Как известно, интерес к К-222 основывается на том, что при её строительстве впервые в мировом подводном кораблестроении использовался титан. За дороговизну постройки экспериментальную и уникальную АПЛ прозвали «Золотой рыбкой».
К-222 исключили из состава флота еще в 1989 году и в 2010 году её утилизировали в Северодвинске, однако согласно информации с интернет -источников, ограждение рубки сохранили на центре судоремонта «Звёздочка» для «возможной установки в качестве мемориала северодвинским корабелам». Правда это не проект 667А.
Что касается Санкт-Петербурга - то будем надеяться, что решение будет реализовано. Как я понимаю, это памятник должен быть поставлен не далеко от Д-2 "Народоволец" и места стоянки фрегата "Штандарт". Если кто из читателей живет не далеко - будем признательны за информацию о том, в каком состоянии дела - может и закладного камня уже нет?
Я к сожалению "не местный", (.
Если у кого-то есть дополнение по памятникам на основе РПКСН проекта 667А - прошу высказывать свое мнение в комментариях. Да, я знаю про мемориал в Фокино, но там проект другой.