Найти тему
Navygaming Channel

Ограждение рубки подводного ракетоносца К-137 "Ленинец" проекта 667А и др., Россия/81// Памятник, проект

Время не остановить, прошлое забывается, и только от желания и возможностей людей зависит как и в какой форме сохранить память о прошлом. В настоящее время и в нашей стране, и в других странах имеется много примеров, когда о сохранении того или иного экспоната-образца техники задумываются до того, как эта "боевая машина" превратится в ржавый остов. Иногда удается сохранить полностью корабль (что довольно не дешёвое дело), иногда его часть. Иногда случается и так, что даже заблаговременные мероприятия и планы не удается реализовать причем в минимальных объемах.
Возможный вариант ограждения рубки и подъемно-мачтовых устройств первого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-137 "Ленинец" (не установлен)
Возможный вариант ограждения рубки и подъемно-мачтовых устройств первого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-137 "Ленинец" (не установлен)

81. Памятный объект: Ограждение рубки подводного ракетоносца К-137 "Ленинец" проекта 667А, Россия (проект)

Статус: проект памятника

Место расположения: Россия, г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, Шкиперский проток (предполагалось)

Открыт: не реализовано.

Атомный ракетоносец К-137 в период испытаний
Атомный ракетоносец К-137 в период испытаний

Атомный подводный ракетоносец К-137 яв­лялся головным кораблем в серии ракетных ПЛ второго поколения проекта 667А, которые су­щественно отличались от атомных ракетных ПЛ первого поколения проекта 658, прежде всего увеличенным боекомплектом баллистических ракет. По классификации, введенной Главным штабом ВМФ СССР, такие многоракетные атом­ные ПЛ, начиная с К-137, стали называться ракетными подводными крейсерами стратеги­ческого назначения. В отечественном флоте проект получил шифр "Навага", по иностранной классификации - "Янки".

Подводный ракетоносец был заложен в ноябре 1964 года, спущен на воду в сентябре 1966 года, сдан флоту - 5 ноября 1967 года. 27 ноября (по другим данным - с 11 декабря) 1967 года К-137 вошла в состав 31 дивизии подводных лодок 12-й эскадры подводных лодок Северного флота, место базирования - бухта Ягельная губы Сайды (г.Гаджиево). Первым командиром К-137 был капитан 1 ранга В.Л.Березовский.

К-245 проекта 667А (ТОФ)
К-245 проекта 667А (ТОФ)

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-137, как и головные атомные подводные лодки второго поколения, имеющие другое назначение, был принят в состав ВМФ в преддверии 50-летия Октябрьской революции. 24 ноября 1969 года РПКСН был переведен во вновь организованную 19-ю дивизию ракетных ПЛ 3-й Флотилии подводных лодок СФ с прежним местом базирования.

Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 7800/10100 т, длина наибольшая - 128 м, ширина наибольшая - 11,7 м, осадка средняя - 7,9 м; глубина погружения - 400 м; автономность - 60 суток; экипаж - 114 человек.

В 1970 году за успешное несение боевой служ­бы РПКСН К-137 был объявлен «отличным ко­раблем» и ему в честь 100-летия со дня рожде­ния В.И.Ленина 11 апреля было присвоено наименование «Ленинец». Ракетоносец посещали первые лица партийно­го, государственного и военного руководства СССР.

К-137, схема внешнего вида на момент ввода в строй
К-137, схема внешнего вида на момент ввода в строй

С 24 октября 1972 года по 28 января 1976 года (по другим данным - 13 декабря 1982 года - 17 июля 1985 года) ракетоносец К-137 нахо­дился в среднем ремонте, который проводился на Машиностроительном предприятии (МП) «Звездочка» в Северодвинске. Во втором среднем ремонте ракетоносец был в период с 06 января 1984 года по 18 сентября 1985 года. При этом его мо­дернизировали по проекту 667АУ. Навигационный комплекс остался прежним, ограждение рубки также осталось без изменения.

Находясь в составе флота за всю службу выполнил 20 походов на боевую службу, неоднократно выполнял стрельбы баллистическими ракетами. Бывали и происшествия на борту, но все х удавалось локализовать, не допуская гибели личного состава.

Для справки: энергетическая установка - атомная, паротурбинная, два реактора ВМ-2-4, ПТУ - ГТЗА-635, мощность 2х20000 л.с., два дизель-генератора - 2х460 л.с., аккумуляторная батарея: 2х112 элементов, гребные электродвигатели - 2х225 л.с. Скорость хода наибольшая надводная/подводная: 16,5/27 узлов.

В июне 1992 года, вероятно с политическими и экономическими процессами которые захлеснули страну, название "Ленинец" было ликвидировано. К-137 была переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку с баллистическими ракетами, в конце 1992 года ракетоносец К-137 вернулся в 31-ю дивизию атом­ных ракетных ПЛ (в связи с расформированием 19 дивизии), а через год (в декабре 1993 года) перешел в Северо­двинск, где и закончил службу.

АПЛ проекта 667А (рисунок)
АПЛ проекта 667А (рисунок)

03 апреля 1994 года ввиду достижения предельного срока службы он был исключен из боевого состава флота (Приказ № 06) и передан ОРВИ для утилизации на МП «Звездочка», где был вырезаны ракетные отсеки, а сама лодка встала в порту в ожидании утилизации.

Учитывая важность создания для обороно­способности нашей страны серии РПКСН про­екта 667А, которые в 1970-х годах составляли основу морских стратегических ядерных сил (МСЯС) СССР, в последние годы было
принято решение об установке памятника первому отечественному ракетному подводному крейсеру стратегического назначения К-137.

Для справки (проектное): вооружение - комплекс Д-5, 16 РСМ-25, вид старта - подводный; 4-533-мм и 2-400-мм ТА, запас торпед - 16-533-мм и 4-400-мм.

Памятник в виде ограждения рубки подводного ракетоносца было намечено установить в Санкт-Пе­тербурге, где он должен был находиться на террито­рии создаваемого мемориального музейного ком­плекса, посвященного морякам-подводникам и кораблестроителям (закладной камень установ­лен рядом с музеем и памятником ПЛ "Народо­волец"). Но на данный момент данный проект так и не реализован, ((

"Закладной камень" планируемого памятника К-137
"Закладной камень" планируемого памятника К-137

Проект 667А разработан ЦКБ-18 под руко­водством главного конструктора С.Н.Ковалева. РПКСН проекта 667А - подводные ракетонос­цы второго поколения вооружены 16 баллисти­ческими ракетами комплекса Д-5. Компактные, приспособленные к лодочным условиям размещения, хранения и пуска ракеты РСМ-25 и ра­циональные конструктивно-компоновочные ре­шения, принятые в проекте 667А, позволили создать атомные многоракетные подводные лодки на уровне американских ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон» и в дальнейшем построить целое «семейство» отечест­венных подводных ракетоносцев проектов 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ.

Для справки: По данным наших читателей: водоизмещении подводное 11500, 400 м - предельная глубина погружения, 320 - рабочая, по торпедному боезапасу: 16- 53-см и 4 40-см. Обычный боекомплект - 8 шт. СЭТ-65, 6 53-65К на стеллажей, 2 53-65К с ЯБП в 3 и 4 ТА, 4 МГ-44 (сипл), 2 в ТА, 2 на стеллажах. "Ленинец" не был модернизирован до 667АУ, только частичная модернизация отдельных систем. На момент расформирования 19 ДиПЛ было только 3 667АУ - К228, К444, К241. К219 тоже была 667АУ. Остальные были 667А с частичными модернизациями.

Строительство серии РПКСН проекта 667А в составе 34 кораблей было развернуто на двух судостроительных заводах в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре. Часть ракетоносцев в ходе строительства и во время ремонтов создавалась по проекту 667АУ с ракетами, имеющи­ми увеличенную дальность стрельбы, с более совершенным навигационным комплексом и улучшенными средствами защиты. В последующем часть раке­тоносцев была переоборудована в ракетно-торпедные ПЛ, ПЛ-носители крылатых ракет и ПЛ специального назначения.

К-219, возможно самая известная подводная лодка проекта 667А
К-219, возможно самая известная подводная лодка проекта 667А

В архитектурно-конструктивном плане РПКСН проекта 667А - двухкорпусные подводные лодки с прочным корпусом, разделенным плоскими поперечными переборками на 10 отсеков.

Ракетные шахты расположены в двух отсе­ках, в два ряда симметрично диаметральной плоскости ПЛ. Они установлены на вваренные в прочный корпус комингсы, которые обеспе­чивают прочность корпуса в районе вырезов и облегчают монтаж и замену шахт.

Памятник в г.Красавино
Памятник в г.Красавино

Двухвальная АЭУ ракетоносцев имела эше­лонное расположение паротурбинных установок, находящихся в двух отсеках прочного корпу­са. В каждом отсеке размещается один ГТЗА и один АТГ. Паропроизводящая установка с двумя ядерными реакторами размещена в одном отсеке, но каждый реактор расположен в отдельной выгородке. Принятая в проекте компоновка обеспечивала АЭУ повышенную живучесть и была реализована на последующих модификациях семейства ракетоносцев проекта 667.

В целом ракетоносцы проекта 667А (667АУ) были удачными кораблями. Находясь в составе флота до 1998 года, они осуществляли боевое пат­рулирование и совершали плавания в различ­ных районах Мирового океана (всего 620 бое­вых походов).

К счастью, память о ракетных крейсерах стратегического назначения не осталась забытой, несмотря на то, что с 2007 года так и не появился памятник на Шкиперском протоке. Или все же появился, между тем сейчас 2024 год. Зато в настоящее время на территории нашей страны есть места где чтут и помнят подвиги и мужество моряков- подводников, которые несли боевую службу не этих кораблях.

Ограждение рубки К-430 во Владивостоке
Ограждение рубки К-430 во Владивостоке

В 2006 году во Владивостоке открыт мемориальный комплекс "Памяти подводников всех поколений", в основе комплекса - ограждение рубки РПКСН К-430 проекта 667А (достроена как 667АУ). Эта подводная лодка стала последней в серии советских стратегических ракетоносцев проекта 667А «Навага», была вооружена 16 баллистическими ядерными ракетами Р-27 с моноблочной боеголовкой и дальностью стрельбы до 2400 километров. Есть данные, что в сборке этого памятника "участвовали" конструкции и еще одной "янки" - К-399.

Ограждение рубки К-434 в Большом камне
Ограждение рубки К-434 в Большом камне

Ещё один РПКСН типа «Навагу» (проект 667А) К-434 - увековечили в Большом камне Приморского края, она стала одной из первых атомных подводных лодок-ракетоносцев проекта 667А на Тихоокеанском флоте.

По данным открытых источников, рубки (ограждение рубки) от подводных лодок проекта 667А и их модификаций также можно встретить и в других городах России. Например, в Казани на мемориале в Парке Победы увековечена АПЛ К-403 «Казань». Правда здесь надо уточнить - в данном случае можно увидеть ограждение рубки не "типового" РПКСН проекта 667А, а лодки последовательно модернизированной по проекта 667АК, а затем - по проекту 09780.

Ограждение рубки К-403 "Казань" в Казани
Ограждение рубки К-403 "Казань" в Казани

Наиболее значимым можно считать Мемориал в г.Красивино Вологодской области. Здесь у школы № 15, где раньше учился Герой России матрос С.А.Преминин, погибший в реакторном отсеке ракетоносца К-219 (затонул в результате аварии в Атлантике 6 ноября 1986 года), установлено ограждение рубки подводной лодки К-423. Эта подводная лодка в своё время была переоборудована из из «стратега» проекта 667А и вооружённой крылатыми ракетами C-10 «Гранат») - проект 667АТ "Груша".

Памятник в Красавино
Памятник в Красавино

В посёлке Колтуши Ленинградской области как мемориал «Защитникам Отечества» сохранена часть рубки КС-411 (с 1998 года - «Оренбург»), бывшая РПКСН проекта 667А, а затем модернизированная по проекту 09774 (носитель сверхмалых ПЛ).

Мемориал с КС-411
Мемориал с КС-411

Ранее (в 2007 году) встречалась информация, что подобный мемориал в виде ограждения рубки РПКСН проекта 667А (АУ) может появиться в Северодвинске, в Приморском парке города. Правда более поздние данные свидетельствовали, что в этом конкретном случае речь шла о рубке АПЛ К-222 (проект 661 "Анчар") самой быстрой подводной лодки в мире. Как известно, интерес к К-222 основывается на том, что при её строительстве впервые в мировом подводном кораблестроении использовался титан. За дороговизну постройки экспериментальную и уникальную АПЛ прозвали «Золотой рыбкой».

Рубка К-228 ждет решения своей судьбы
Рубка К-228 ждет решения своей судьбы

К-222 исключили из состава флота еще в 1989 году и в 2010 году её утилизировали в Северодвинске, однако согласно информации с интернет -источников, ограждение рубки сохранили на центре судоремонта «Звёздочка» для «возможной установки в качестве мемориала северодвинским корабелам». Правда это не проект 667А.

Что касается Санкт-Петербурга - то будем надеяться, что решение будет реализовано. Как я понимаю, это памятник должен быть поставлен не далеко от Д-2 "Народоволец" и места стоянки фрегата "Штандарт". Если кто из читателей живет не далеко - будем признательны за информацию о том, в каком состоянии дела - может и закладного камня уже нет?

Я к сожалению "не местный", (.

Если у кого-то есть дополнение по памятникам на основе РПКСН проекта 667А - прошу высказывать свое мнение в комментариях. Да, я знаю про мемориал в Фокино, но там проект другой.