Найти тему
Я люблю лодки!

Чертежи поморских судов в свободном доступе!

Оглавление

Жаль, что у меня не получится передать словами воодушевление и восторг, которые я испытал, обнаружив этот архив первоклассной конструкторской документации. Это как найти пещеру Али-Бабы, библиотеку Ивана Грозного ну или, на худой конец, потерянные яйца Фаберже. Даже пытаться не буду... Напишу коротко: группа энтузиастов отсканировала чертежи деревянных судов Соломбальской судоверфи и сделала их доступными для всех!

Соломбальская верфь

Ненавистников истории прошу сразу перепрыгнуть в конец статьи, там будут ссылки. Ну а я пока попытаюсь разобраться, о какой же верфи идёт речь - в этом вопросе всё так запутано, что понимание пришло только на третий день исследований.

В устье Северной Двины, в 30-40 километрах от её впадения в Белое море, расположен город Архангельск. Сперва на месте будущего города был возведен Михаило-Архангельский монастырь, который впервые упоминается в летописи 1419 года. В 1584 году рядом с монастырем была основан острог и поселение Холмогоры. Через несколько лет рядом с Холмогорами возник город: Ново-Холмогоры. В 1596 году он впервые был назван Архангельским городом по названию монастыря.

Архангельский порт, на заднем плане - церковь Михаила Архангела (левее) и городской собор (правее)
Архангельский порт, на заднем плане - церковь Михаила Архангела (левее) и городской собор (правее)

Город сразу же стал мощным центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов в государственную казну. Англичане и голландцы освоили морской путь до Архангельска, совершали регулярные рейсы и тоже имели немалую прибыль.

Путешествие англичанина Ричарда Ченслера в 1553 году. Добравшись по суше до Москвы (в 1554), он заключил с Иваном Грозным торговый договор между Англией и Россией
Путешествие англичанина Ричарда Ченслера в 1553 году. Добравшись по суше до Москвы (в 1554), он заключил с Иваном Грозным торговый договор между Англией и Россией

В дельте Северной Двины расположены десятки островов, один из них - Соломбала (ударение на второе О). С саамского языка название переводится как "болотный остров" (это один из вариантов происхождения названия).

Дельта Северной Двины. Соломбала - не только остров, но и исторический район Архангельска
Дельта Северной Двины. Соломбала - не только остров, но и исторический район Архангельска

По личному повелению Петра I в 1693 году на острове была основана верфь. 18 сентября 1693 года (в первый же свой визит на верфь) Петр заложил 24-х пушечный корабль «Св. Апостол Павел», а 20 мая 1694 году участвовал в его спуске на воду.

Памятник Петру Великому, установленный в Архангельске в 1911 году
Памятник Петру Великому, установленный в Архангельске в 1911 году

Многие годы Белое море было для России единственным безопасным торговым путём в Западную Европу. В связи с этим росла и важность Соломбальской верфи. Флот, построенный на верфи, сыграл громадную роль в победах России на Балтике, а затем на Средиземном и Чёрном морях. За 150 лет существования верфи было построено более 500 торговых судов и кораблей.

Соломбальская верфь
Соломбальская верфь

В середине XIX века в парусном судостроении разразился кризис. Переход к стальным паровым судам требовал переоборудования верфей, создания новых металлургических и машиностроительных производств. Архангельск, не имевший надежной транспортной связи с промышленными регионами России, утратил свою роль судостроительного центра. И в 1862 году, высочайшим повелением Государя, Соломбальская верфь и Архангельский военный порт были упразднены.

Один из первых пароходов в порту Архангельска
Один из первых пароходов в порту Архангельска

Решение оказалось поспешным, и в 1887 году на месте верфи были построены судоремонтные мастерские, а затем и Государственный судоремонтный завод. Во время первой мировой войны завод приобрел особую важность и стал крупнейшим судоремонтным предприятием на Севере. В советское время завод получил имя «Красная кузница».

Плавучий док завода "Красная кузница"
Плавучий док завода "Красная кузница"

Под этим именем завод продолжает работать и в наши дни. Занимается не только ремонтом, но и судостроением. В 2020 году был получен заказ на строительство 4-х пассажирских теплоходов проекта РЕГК.126.

Вроде бы всё понятно и предприятие-разработчик чертежей установлено? А вот и нет - это ложный след! Упомянутый завод не занимался деревянным судостроением. А верфь, которую я разыскиваю, строила в годы Великой Отечественной войны великолепные рыбацкие парусно-моторные суда - ЁЛЫ (да-да, пишется через Ё). Получается, что Соломбальская верфь нашла своё продолжение не только в «Красной кузнице»?

Поморский эллинг

Итак, точно известно, что профессиональное деревянное судостроение не исчезло в Архангельске после 1862 года. Да и как такое возможно, если эта деятельность была градообразующей в течение почти двух веков? Никак!

Идея (или насущная потребность) возрождения строительства и ремонта деревянных поморских судов возникла в Архангельске к 1890 году. В 1907 году городскими властями было выделено место для новой верфи. Из государственной казны были выделены средства, и всего за два года (с 1909 по 1910) по проекту инженера П. Г. Минейко было построено новое предприятие. В 1911 году состоялось торжественное открытие "Поморского эллинга". Предприятие имело: столярные, слесарные, кузнечные мастерские; три слипа; водный бассейн (ковш); площадку для постановки поднятых судов; водолазный аппарат (!!!).

Территория "Поморского эллинга" в 2024 году
Территория "Поморского эллинга" в 2024 году

Шли годы, изменялся государственный строй России, вмести с ним преобразовывался и "Поморский эллинг":

  • РИ-СССР, Архангельск, ГП «Поморский эллинг», до 1922
  • СССР, Архангельск, ГП «Архангельская верфь Главрыбы СССР», 1922 — 1939
  • СССР, Архангельск, ГП «Архангельская верфь Главрыбсудостроя НКРП СССР», 1939 — 1964
  • СССР, Архангельск, ГП «Соломбальская судоверфь», 1964 — 1992
  • РФ, Архангельск, ГП «Соломбальская судоверфь», 1992 — 1993
  • Россия, Архангельск, ОАО «Соломбальская судоверфь», с 24.12.1993
  • Организация ликвидирована, 24.05.2017

Заветные слова в штампе чертежа ниже - "Главрыбосудострой НКРП СССР" сошлись (почти, но не побуквенно) со списком юридических лиц выше. Значит, организация-разработчик идентифицирована верно! Ура!

Эскизный проект моторно-парусной ЁЛЫ. Общий вид. Мне особенно понравилось именно это судно
Эскизный проект моторно-парусной ЁЛЫ. Общий вид. Мне особенно понравилось именно это судно

Но радость омрачает то, что Соломбальская судоверфь в очередной раз ликвидирована...

Спасение архива

Новые собственники, как это часто случается, расчистили бы помещения и сожгли весь "хлам". Однако, дело пошло иначе: вместо хлама был обнаружен архив конструкторского бюро Соломбальской судоверфи, который является уникальным по количеству и качеству информации о деревянном судостроении. Чертежи, начиная с середины 40-х годов прошлого века, сохранены в образцовом состоянии (воображение рисует сухую старушку-архивариуса с цепким взглядом: у такой помнёшь исходник - пожалеешь).

Чертежи имеют историческую, судостроительную и краеведческую ценность. Архив насчитывает тысячи чертежей и других технических документов на выпускавшуюся предприятием продукцию — деревянные суда: зверобойные шхуны, промысловые боты, яхты, катера, спасательные шлюпки, карбасы и прочие. Нынешний владелец архива Сергей Николаевич Николаев дал согласие на оцифровку и размещением данных архива в открытом бесплатном доступе.

Общий вид парусности со спецификацией и номерами чертежей деталей - всё это можно найти в архиве (разрешение документа уменьшено, в цифровом архиве оно значительно выше)
Общий вид парусности со спецификацией и номерами чертежей деталей - всё это можно найти в архиве (разрешение документа уменьшено, в цифровом архиве оно значительно выше)

По инициативе АНО (автономная некоммерческая организация) "ТОВАРИЩЕСТВО ПОМОРСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ" был запущен проект "Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи". Проект был удостоен Президентского гранта и получил финансирование (надо сказать, что довольно скромное - на деньги гранта были приобретены сканер формата А0 и компьютер).

Работа была организована в сотрудничестве с Северным Арктическим Федеральным Университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) и жителями Архангельска: молодежью, взрослыми и пенсионерами, которые выступили добровольными участниками проекта.

Научная библиотека САФУ хранит Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи
Научная библиотека САФУ хранит Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи

Ссылки

Архив доступен на сайте библиотеки САФУ, которая имеет адрес library.narfu.ru. Почему САФУ обозван NARFU? - это чтобы никто не догадался и не нашёл уникальные чертежи поморских судов. А если серьезно, то это международное название университета: Northern (Arctic) Federal University (NArFU).

Прокрутите главную страничку библиотеки и внизу слева найдёте кнопку "Цифровой архив Соломбальской судоверфи".

Главная страница библиотеки САФУ
Главная страница библиотеки САФУ

Для поиска в архиве достаточно знать название проекта или хотя-бы указать временной интервал.

Поиск в архиве по тексту ЁЛА
Поиск в архиве по тексту ЁЛА

Окунувшись в чертежи верфи, я залип на несколько дней. Там есть всё: дельные вещи, печки, столы, мачты, паруса, якоря, шпангоуты, расчеты остойчивости, теоретические чертежи, таблицы плазовых ординат. Чертежи и расчёты выполнены на высоком профессиональном уровне, это я утверждаю как инженер-конструктор. Невероятная красота...

Копия архива с простым интерфейсом (без всяких там поисков), размещена здесь.

Послесловие (из личного)

Мои прадед, дед и бабушка по отцовской линии работали на Маймаксанской судоверфи и жили в посёлке 21-лесозавода. Это всего в 6 километрах от Поморского эллинга. Прадед Африкан Платонович был плотником, столяром и строил деревянные лодки, по большей части, корабельные шлюпки (погиб в 1941). Дед Борис Африканович, вернувшись с войны, уже имел дело со стальными судами. Перебравшись по состоянию здоровья в более мягкий климат, дед вспоминал Белое море, Северную Двину, Маймаксу и идущие по ним суда...

Ну а я, в силу некоторых житейских обстоятельств, совершенно ничего не знал об этом, пока не вступил аж в пятый десяток лет. Мне оставалось только удивляться, откуда берется эта необъяснимая любовь к лодкам? Помню, когда мне было 4 года, мама сделала парусный кораблик из куска пенопласта, веточки и обрывка бумаги. Это был просто мусор, валявшийся возле большой лужи. Одна минута, тяп-ляп и кораблик готов. А для меня это было потрясение, вспышка, обретение смысла, дежавю. С того мгновения я влюбился до гроба.

Архангельский яхт-клуб вышел на воду. Хотел бы увидеть это собственными глазами
Архангельский яхт-клуб вышел на воду. Хотел бы увидеть это собственными глазами

Знаете, что внезапно пришло в голову? Что с момента создания общедоступного цифрового архива, душа Архангельска - деревянное судостроение, вошло в вечность и уже не может погибнуть.

Спасибо за внимание! Любите лодки? - присоединяйтесь!

Следующая статья: Делаю деревянную мачту - испытания