Жаль, что у меня не получится передать словами воодушевление и восторг, которые я испытал, обнаружив этот архив первоклассной конструкторской документации. Это как найти пещеру Али-Бабы, библиотеку Ивана Грозного ну или, на худой конец, потерянные яйца Фаберже. Даже пытаться не буду... Напишу коротко: группа энтузиастов отсканировала чертежи деревянных судов Соломбальской судоверфи и сделала их доступными для всех!
Соломбальская верфь
Ненавистников истории прошу сразу перепрыгнуть в конец статьи, там будут ссылки. Ну а я пока попытаюсь разобраться, о какой же верфи идёт речь - в этом вопросе всё так запутано, что понимание пришло только на третий день исследований.
В устье Северной Двины, в 30-40 километрах от её впадения в Белое море, расположен город Архангельск. Сперва на месте будущего города был возведен Михаило-Архангельский монастырь, который впервые упоминается в летописи 1419 года. В 1584 году рядом с монастырем была основан острог и поселение Холмогоры. Через несколько лет рядом с Холмогорами возник город: Ново-Холмогоры. В 1596 году он впервые был назван Архангельским городом по названию монастыря.
Город сразу же стал мощным центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов в государственную казну. Англичане и голландцы освоили морской путь до Архангельска, совершали регулярные рейсы и тоже имели немалую прибыль.
В дельте Северной Двины расположены десятки островов, один из них - Соломбала (ударение на второе О). С саамского языка название переводится как "болотный остров" (это один из вариантов происхождения названия).
По личному повелению Петра I в 1693 году на острове была основана верфь. 18 сентября 1693 года (в первый же свой визит на верфь) Петр заложил 24-х пушечный корабль «Св. Апостол Павел», а 20 мая 1694 году участвовал в его спуске на воду.
Многие годы Белое море было для России единственным безопасным торговым путём в Западную Европу. В связи с этим росла и важность Соломбальской верфи. Флот, построенный на верфи, сыграл громадную роль в победах России на Балтике, а затем на Средиземном и Чёрном морях. За 150 лет существования верфи было построено более 500 торговых судов и кораблей.
В середине XIX века в парусном судостроении разразился кризис. Переход к стальным паровым судам требовал переоборудования верфей, создания новых металлургических и машиностроительных производств. Архангельск, не имевший надежной транспортной связи с промышленными регионами России, утратил свою роль судостроительного центра. И в 1862 году, высочайшим повелением Государя, Соломбальская верфь и Архангельский военный порт были упразднены.
Решение оказалось поспешным, и в 1887 году на месте верфи были построены судоремонтные мастерские, а затем и Государственный судоремонтный завод. Во время первой мировой войны завод приобрел особую важность и стал крупнейшим судоремонтным предприятием на Севере. В советское время завод получил имя «Красная кузница».
Под этим именем завод продолжает работать и в наши дни. Занимается не только ремонтом, но и судостроением. В 2020 году был получен заказ на строительство 4-х пассажирских теплоходов проекта РЕГК.126.
Вроде бы всё понятно и предприятие-разработчик чертежей установлено? А вот и нет - это ложный след! Упомянутый завод не занимался деревянным судостроением. А верфь, которую я разыскиваю, строила в годы Великой Отечественной войны великолепные рыбацкие парусно-моторные суда - ЁЛЫ (да-да, пишется через Ё). Получается, что Соломбальская верфь нашла своё продолжение не только в «Красной кузнице»?
Поморский эллинг
Итак, точно известно, что профессиональное деревянное судостроение не исчезло в Архангельске после 1862 года. Да и как такое возможно, если эта деятельность была градообразующей в течение почти двух веков? Никак!
Идея (или насущная потребность) возрождения строительства и ремонта деревянных поморских судов возникла в Архангельске к 1890 году. В 1907 году городскими властями было выделено место для новой верфи. Из государственной казны были выделены средства, и всего за два года (с 1909 по 1910) по проекту инженера П. Г. Минейко было построено новое предприятие. В 1911 году состоялось торжественное открытие "Поморского эллинга". Предприятие имело: столярные, слесарные, кузнечные мастерские; три слипа; водный бассейн (ковш); площадку для постановки поднятых судов; водолазный аппарат (!!!).
Шли годы, изменялся государственный строй России, вмести с ним преобразовывался и "Поморский эллинг":
- РИ-СССР, Архангельск, ГП «Поморский эллинг», до 1922
- СССР, Архангельск, ГП «Архангельская верфь Главрыбы СССР», 1922 — 1939
- СССР, Архангельск, ГП «Архангельская верфь Главрыбсудостроя НКРП СССР», 1939 — 1964
- СССР, Архангельск, ГП «Соломбальская судоверфь», 1964 — 1992
- РФ, Архангельск, ГП «Соломбальская судоверфь», 1992 — 1993
- Россия, Архангельск, ОАО «Соломбальская судоверфь», с 24.12.1993
- Организация ликвидирована, 24.05.2017
Заветные слова в штампе чертежа ниже - "Главрыбосудострой НКРП СССР" сошлись (почти, но не побуквенно) со списком юридических лиц выше. Значит, организация-разработчик идентифицирована верно! Ура!
Но радость омрачает то, что Соломбальская судоверфь в очередной раз ликвидирована...
Спасение архива
Новые собственники, как это часто случается, расчистили бы помещения и сожгли весь "хлам". Однако, дело пошло иначе: вместо хлама был обнаружен архив конструкторского бюро Соломбальской судоверфи, который является уникальным по количеству и качеству информации о деревянном судостроении. Чертежи, начиная с середины 40-х годов прошлого века, сохранены в образцовом состоянии (воображение рисует сухую старушку-архивариуса с цепким взглядом: у такой помнёшь исходник - пожалеешь).
Чертежи имеют историческую, судостроительную и краеведческую ценность. Архив насчитывает тысячи чертежей и других технических документов на выпускавшуюся предприятием продукцию — деревянные суда: зверобойные шхуны, промысловые боты, яхты, катера, спасательные шлюпки, карбасы и прочие. Нынешний владелец архива Сергей Николаевич Николаев дал согласие на оцифровку и размещением данных архива в открытом бесплатном доступе.
По инициативе АНО (автономная некоммерческая организация) "ТОВАРИЩЕСТВО ПОМОРСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ" был запущен проект "Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи". Проект был удостоен Президентского гранта и получил финансирование (надо сказать, что довольно скромное - на деньги гранта были приобретены сканер формата А0 и компьютер).
Работа была организована в сотрудничестве с Северным Арктическим Федеральным Университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) и жителями Архангельска: молодежью, взрослыми и пенсионерами, которые выступили добровольными участниками проекта.
Ссылки
Архив доступен на сайте библиотеки САФУ, которая имеет адрес library.narfu.ru. Почему САФУ обозван NARFU? - это чтобы никто не догадался и не нашёл уникальные чертежи поморских судов. А если серьезно, то это международное название университета: Northern (Arctic) Federal University (NArFU).
Прокрутите главную страничку библиотеки и внизу слева найдёте кнопку "Цифровой архив Соломбальской судоверфи".
Для поиска в архиве достаточно знать название проекта или хотя-бы указать временной интервал.
Окунувшись в чертежи верфи, я залип на несколько дней. Там есть всё: дельные вещи, печки, столы, мачты, паруса, якоря, шпангоуты, расчеты остойчивости, теоретические чертежи, таблицы плазовых ординат. Чертежи и расчёты выполнены на высоком профессиональном уровне, это я утверждаю как инженер-конструктор. Невероятная красота...
Копия архива с простым интерфейсом (без всяких там поисков), размещена здесь.
Послесловие (из личного)
Мои прадед, дед и бабушка по отцовской линии работали на Маймаксанской судоверфи и жили в посёлке 21-лесозавода. Это всего в 6 километрах от Поморского эллинга. Прадед Африкан Платонович был плотником, столяром и строил деревянные лодки, по большей части, корабельные шлюпки (погиб в 1941). Дед Борис Африканович, вернувшись с войны, уже имел дело со стальными судами. Перебравшись по состоянию здоровья в более мягкий климат, дед вспоминал Белое море, Северную Двину, Маймаксу и идущие по ним суда...
Ну а я, в силу некоторых житейских обстоятельств, совершенно ничего не знал об этом, пока не вступил аж в пятый десяток лет. Мне оставалось только удивляться, откуда берется эта необъяснимая любовь к лодкам? Помню, когда мне было 4 года, мама сделала парусный кораблик из куска пенопласта, веточки и обрывка бумаги. Это был просто мусор, валявшийся возле большой лужи. Одна минута, тяп-ляп и кораблик готов. А для меня это было потрясение, вспышка, обретение смысла, дежавю. С того мгновения я влюбился до гроба.
Знаете, что внезапно пришло в голову? Что с момента создания общедоступного цифрового архива, душа Архангельска - деревянное судостроение, вошло в вечность и уже не может погибнуть.
Спасибо за внимание! Любите лодки? - присоединяйтесь!
Следующая статья: Делаю деревянную мачту - испытания