Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Манкимэн” (2024, Monkey Man): Индийское кино, в котором вместо танцев драки, вместо песен – кровь

Оглавление

Оригинальной эту историю не назвать, кто и кому только не мстил, пока существует кинематограф (“Джона Уика” и “Олдбой” при просмотре точно вспомните), но всё же фильм сам по себе поставлен очень добротно. Со всей искренностью и романтизмом, присущими талантливому и целеустремлённому творческому человеку. Джордан Пил (Jordan Peele), продюсер “Манкимэна”, сказал, что этот боевик ассоциируется у него с боевиками 80-х и 90-х, когда “фильмы были хорошими” (movies were good).

Постер к боевику “Манкимэн”
Постер к боевику “Манкимэн”

Формально это не первый режиссёрский опыт актёра Дева Пателя (Dev Patel), но именно полнометражный – да. В 2018 году он уже представил короткометражную драмеди “Домашний покупатель” (Home Shopper), в которой главная героиня находит отдушину в бездумной покупке всего подряд через телемагазин. В следующем году он и его подруга Тильда Кобэм-Херви (Tilda Cobham-Hervey) выпустили совместный проект – 15-минутный мультик “Роборовски” (Roborovski) про хомяка размером с напёрсток, который мечтает обрести семью.

Когда вышел мультфильм, Дев Патель уже работал над сценарием к своему собственному полнометражному фильму, и ещё не знал, что он впоследствии будет “долго лежать и собирать пыль”, как сказал сам Патель в интервью журналистам на SXSW.

Съёмки и без того сложные из-за ограничений в бюджете и в численном составе съёмочной группы, останавливались из-за пандемии коронавируса, из-за которого пришлось искать замену локациям, потом Netflix отказались от проекта, так как итоговый результат им не понравился, но и изначально они не знали, что получат. Дев Патель готов был отказаться от “Манкимэна”, но им заинтересовался сценарист и режиссёр Джордан Пил, основатель компании Monkeypaw Productions. Он купил права через своё производственное партнёрство с Universal Pictures. И спас ситуацию.

Сюжет

Духовный лидер индийского города Ятана Баба Шакти в сговоре с продажным шефом полиции Раной Сингхом уничтожили целую деревню, чтобы забрать эту землю для постройки завода.

Нила, одна из жительниц деревни, имела некие дела с шефом Раной Сингхом, так как он во время нападения на деревню пришёл в её дом и стал о них напоминать. И её отказ (Засунь себе эти бумаги…) спровоцировал в нём приступ агрессии, что он стал её избивать. В итоге он распорядился залить помещение бензином и поджечь. Сцену расправы над матерью наблюдал её малолетний сын, которого она успела спрятать на чердаке.

Хотя мальчик очень испугался и был в большом стрессе, что не смог спасти мать, он запомнил имя убийцы, то, что он носит кольцо-печатку со львом и символику на коробке спичек, чтобы иметь ориентир, где его искать.

С того момента мальчик стал одержим местью. Повзрослев, он нашёл способ подобраться к Ране Сингху как можно ближе, чтобы нанести ему такой же подлый удар.

Мысли и впечатления после просмотра

“Манкимэн” вдохновлён легендой о Ханумане – индуистском божестве, почитаемом за его силу, верность и мужество. Хануман – наполовину человек, наполовину обезьяна, он помогал принцу Раме спасти его жену Ситу. В конце сказки Хануман погибает после попытки достать солнце с неба, не зная, что это было на самом деле, и бог Индра сбивает его с ног и при этом ломает Хануману челюсть. Этот момент c получением травм находит отражение в двух сценах фильма – после первой драки Кида с Раной Сингхом и финальной, когда Кид получает ранение от руки Бабы Шакти, который ударил его ножом.

Хануман. В фильме есть момент, когда Кид повторяет этот жест Ханумана, открывает свою грудную клетку, в которой как бы хранится его память, история и причина его существования. Альфа дал ему яд из корня дерева, якобы посаженного Шивой, чтобы парень обрёл новые силы. "Боль уйдёт, когда перестанет тебя учить"
Хануман. В фильме есть момент, когда Кид повторяет этот жест Ханумана, открывает свою грудную клетку, в которой как бы хранится его память, история и причина его существования. Альфа дал ему яд из корня дерева, якобы посаженного Шивой, чтобы парень обрёл новые силы. "Боль уйдёт, когда перестанет тебя учить"

По сути, герой Дева Пателя Кид за фильм два раза находится лицом к лицу со смертью.

Один раз Кида оживляют, что обоснованно на сто процентов – это усиливает эмоциональный накал и придаёт ещё больше решимости главному герою, чтобы добраться до врагов и разобраться с ними. Как раз после драки с Раной Сингхом на ВИП-вечеринке в борделе Квини и ранения в бок Кид попадает в храм к Альфе и его общины. Они помогают раненому Киду и дают ему приют, сказав, что полиция здесь не будет его искать после нападения на высокопоставленное лицо, и он сможет набраться тут сил перед новым рывком.

Легенда о Ханумане задаёт тон всей истории – она заявляет о делении общества на аутсайдеров и элиту, или простых смертных и Богов. В “Манкимэне” затронуты проблемы насилия в отношении женщин, кастовая система в обществе и жестокость полиции. Эти проблемы имеют место в Индии, но также они понятны в любом другом обществе. Земные проблемы как раз представлены художественным образом в легенде и транслируются в фильм.

Герой Пателя Кид, как центральное действующее лицо истории и главный аутсайдер, становится символом свободы, стремящимся к справедливости для угнетённых, пострадавших от деяний лицемерных людей, обладающих властью, деньгами и прикрывающимися религией. Религия внутри сюжета этого боевика является как оружием, используемым в ужасающих масштабах для совершения насилия (Баба Шакти), так и просветлением (Храм Альфы).

Другими аутсайдерами являются секс-рабыни в борделе Квини Капур, жители деревни, пострадавшей от нападения по распоряжению Баба Шакти, представители общины в Храме Альфы – хиджра (Hijra).

Кид и Альфа, из сообщества хиджра
Кид и Альфа, из сообщества хиджра

Дев Патель объяснил, что он создал свой фильм, помимо основной сюжетной линии о мести, ещё и как “гимн аутсайдерам” в более широком смысле. Под этим подразумевается включение в число действующих лиц сообщества хиджры, иначе известного как “третий пол” в Индии. Випин Шарма играет в фильме роль трансгендерной женщины по имени Альфа, кто помог Киду оправиться от ранения.

Хиджры часто рождаются мужчинами, но традиционно выглядят и одеваются женственно. Многие, но не все, предпочитают пройти церемонию кастрации, удаляя свои мужские половые органы в качестве подношения индуистской богине целомудрия и плодородия Бахучаре Мате. Отличительной чертой большинства представителей хиджра является то, что они покидают дом, чтобы стать частью сообщества. Они изолирует себя от остального мира и проповедуют свою веру тайно.

Представителями элиты в сюжете являются хозяин “Храма Тигра”, Квини Капур – менеджер борделя “Короли”, шеф полиции Рана Сингх и духовный лидер Баба Шакти. Конечно, на фоне остальных Тигр, хозяин заведения, где Кид участвует в кулачных боях, такой же неудачник, как и вышеназванные люди, но на момент начала истории Тигр наживается на проигрышах Кида, потому его можно ставить примером того, кто проявляет свою силу на низком уровне. У Кида нет связей, и Тигр манипулирует с помощью средств к существованию. И он же метафорически служит первой ступенью для Кида, чтобы подниматься всё выше к тому, кому он планирует отомстить.

В “Храме Тигра” Кид познакомился с людьми, которые промышляют на улице и их навыки очень полезны для того, чтобы, как ни странно, добраться до желанного пункта назначения. А на ринге он набрал нужную физическую форму и выносливость, чтобы драться с врагами.

Дев Патель вложил в сюжет двойственность. Добро и зло переплетены так тесно, что их можно перепутать. Духовный лидер Баба Шакти служит ярким примером двойственности. Когда ему говорят, что он уничтожил 200 гектар леса, чтобы построить завод, он отвечает, что это не завод, это община; когда ему говорят, что он лишил крестьян земли, он отвечает, что земля давно была бесплодна, а семьи примкнули к его команде; когда ему говорят, что работники жалуются на жуткие условия, он отвечает, что это не работники, а его ученики. А ближайший помощник Шакти Рана Сингх, будучи шефом полиции, о котором говорят, что он ратует за порядок на улицах, на самом деле ведёт распутный образ жизни, бьёт женщин и находится на службе у дьявола.

Да и сам главный герой истории отличается немногословностью, суровым взглядом и одержимостью отомстить. Всё, что он хочет делать – это убивать. Можно ли назвать его положительным героем? Да. В образе Кида есть баланс чёрного и белого. Он остался сиротой, он был свидетелем смерти своей матери и мучал себя ощущением вины, что не смог её спасти (хотя как он мог пойти против нескольких вооружённых мужчин, будучи ребёнком), но при этом в его душе ещё осталось живое и человеческое. Доказательством тому служит повышенная чувствительность к насилию – видя то, как клиенты относятся к женщинам в борделе, он не может этого терпеть; он накормил бездомную собаку; он отплатил добром Альфе, заработав деньги, чтобы хиджра не потеряли храм. Он в прямом смысле рыцарь, потому что вышел на борьбу со злом без лишних слов. Более того, традиционно Хануман считается олицетворением добродетели. Основываясь на том, что Кид идёт против зла и помогает слабым, при этом его сценическое воплощение, это маска обезьяны, связывающая его с героем из легенды, то однозначно Кид – это положительный герой.

-5

Кид пробрался в логово “зверя” (а здесь вся история населена метафорическими животными, как в настоящей сказке или легенде, что усиливает символизм), разворошил его и добрался до самой верхушки. До Баба Шакти, кто отдал финальный приказ о разрушении деревни.

Лидер Баба Шакти имеет большую власть. Он находится в тесной связи с другим лидером, но уже из мира политики – с главой Соверенной партии, которая лидирует на выборах. Шакти выступал перед публикой, заявляя, что полностью поддерживает главу партии, что у них одинаковые взгляды и устремления. Эта сцена являет собой просто самый яркий пример лицемерия, как духовный лидер, сблизившись с представителем политической партии, откровенно прикрывается своим религиозным статусом и берёт себе право открыто лгать.

Заглядывая далеко за рамки фильма, учитывая, что Кид убил Шакти, смерть такого могущественного человека приведёт к хаосу в политической и религиозной сферах. В этом проявляется идея Дева Пателя, который объяснял, что его фильм об аутсайдерах, которые борются за свою жизнь. Финальной сценой драки между Кидом и Шакти – аутсайдером и элитой – показано, что “одна искра” нашла способ добраться до огромного полотна лицемерия, чтобы сжечь хотя бы и не дотла, но достаточно серьёзно подпалить его края, чтобы показать, но больше – предупредить, что беспредел не может продолжаться бесконечно. Обязательно кто-то попытается его на время приостановить.

Можно придираться к финалу, поскольку он читается двояко. Главный герой завершил свою миссию с успехом. Он выстоял борьбу со своими врагами, отомстил кровью за кровь. Другой цели у него не было в жизни, он ничего такого не заявлял. Потому его падение от полученного в живот удара ножом можно считать смертью и финальной точкой его жизни. Такой финал звучит убедительно и выглядит ярко. Хотя история вдохновлена сказкой, в которой главный герой не умирает по-настоящему, но реальная жизнь тем и отличается от сказок, что в ней чудес не бывает слишком много. В жизни герой умирает один раз, когда заканчивает свою миссию, чем и доказывает её жестокость.

Но бездыханного тела зрителям не показали. Это наталкивает на догадку о планах на вторую часть.

***

В итоге, “Манкимэн” – это история об аутсайдерах, старающихся отвоевать права у элиты, о мести, о той самой “одной искре, которая может сжечь всё дотла”. Аутсайдеры в какой-то момент могут восстать против угнетателей. История, старая как мир. Но, пока есть люди, эта история не может закончиться, как обычно заканчиваются фильмы и сериалы, какими бы длинными они ни были.

А фильм мне очень понравился.