В этой статье мы обсудим, что такое аутизм на самом деле и как он обычно проявляется у маленьких детей. Мы также развенчаем некоторые мифы и неправильные представления об аутизме, которые могут помешать детям и их семьям получить своевременную помощь и поддержку.
Итак, что же такое аутизм?
Расстройство аутистического спектра (РАС), обычно сокращаемое до аутизма, влияет на то, как люди общаются, взаимодействуют с другими и осмысливают мир. Это состояние развития, которое обычно сохраняется на протяжении всей жизни, хотя человек с аутизмом может адаптироваться к среде и научиться необходимым навыкам для того, чтобы учиться \ работать \ строить отношения и т.д.
Люди с аутизмом испытывают трудности с общением, социальным взаимодействием и ограниченными / повторяющимися интересами и поведением. Они часто испытывают и сенсорные проблемы: могут быть сверхчувствительны или, наоборот, недостаточно чувствительны к стимулам извне (звукам, запахам, прикосновениям, свету и другим). Все эти трудности приводят к поведенческим проблемам.
Почему расстройство аутистического СПЕКТРА? Термин "спектр" используется, чтобы подчеркнуть, что аутизм проявляется по-разному у каждого отдельного человека. Точно так же, как нет двух одинаковых нормотипичных детей, каждый ребенок с аутизмом будет отличаться, у него будут свои потребности, проблемы, сильные стороны.
Как распознать аутизм у маленького ребенка?
Хотя каждый ребенок с РАС уникален, как мы писали ранее, существуют некоторые общие признаки аутизма, о которых стоит знать родителям.
Возможно, самый простой способ определить, проявляются ли у ребенка именно признаки аутизма, - это рассмотреть ожидаемые этапы развития на примере сверстников.
Ниже приведены этапы развития, которых достигает нормотипичный ребенок в возрасте 12, 24 и 36 месяцев:
12 месяцев
- Внимательно наблюдает за лицами, реагирует на выражение эмоций других людей.
- Улыбается, имитирует некоторые выражения лица, следит глазами за движущимся объектом.
- Начинает лепетать, имитирует звуки и слова, подносит руку ко рту.
- Произносит отдельные слова, такие как “да”, повторяет звуки или жесты для привлечения внимания.
- Поворачивает голову в направлении звука, реагирует на собственное имя.
- Опирается на ноги, когда ступни поставлены на твердую поверхность; поднимает голову и грудь, когда лежит на животе.
- Улыбается голосу матери или лиц, осуществляющих первичную заботу, предпочитает их всем остальным.
- Может сидеть без посторонней помощи, может самостоятельно встать, ходит, держась за мебель.
- Машет рукой, указывает на объекты.
24 месяца
- Ходит один, с поддержкой может преодолевать лестницы и мебель, носит и тащит игрушки во время ходьбы.
- К 15-18 месяцам произносит несколько отдельных слов; к 24 месяцам использует простые фразы.
- Подражает поведению других людей, радуется обществу других детей.
36 месяцев
- Использует предложения из 4-5 слов, понимает большинство предложений и инструкций.
- Подражает взрослым и товарищам по играм, открыто выражает привязанность, легко отделяется от родителей.
- Сортирует объекты по форме и цвету.
- Играет в "произвольные" игры, где нет четкой структуры (от ролевой игры до игры "как играется").
- Хорошо лазает, бегает, пинает мяч, преодолевает ступеньки без посторонней помощи.
Если ребенок не достигает этих этапов развития или демонстрирует следующее поведение, это может означать, что у него есть РАС:
12 месяцев
- Не обращает внимания на новые лица или пугается их.
- Не улыбается, не следит глазами за движущимся объектом.
- Не лепечет, не смеется.
- Нет слов \ звуков.
- Не поворачивает голову, чтобы определить местонахождение звуков, и, похоже, не реагирует на громкие звуки.
- Не давит на ноги, когда ступни поставлены на твердую поверхность.
- Не проявляет привязанности к тому, кто за ним ухаживает, не любит, когда его обнимают.
- Не ползает, не может стоять, когда его поддерживают.
- Не использует жесты, такие как размахивание руками или указание пальцем.
24 месяца
- К 18 месяцам не может ходить или ходит только на цыпочках, не может толкать игрушку на колесиках.
- Не говорит; не имитирует действия, не может следовать простым инструкциям.
- К 15 месяцам не понимает функций обычных предметов домашнего обихода.
36 месяцев
- Имеет очень ограниченную речь, не использует короткие фразы, испытывает трудности с пониманием простых инструкций.
- Мало интересуется другими детьми, испытывает трудности с разлукой с матерью или лицом, осуществляющим основной уход.
- Испытывает трудности в манипулировании мелкими предметами.
- Мало интересуется "свободными" играми без жесткой структуры.
- Часто падает, с трудом поднимается по лестнице.
Иногда не будет очевидно, что ребенок страдает аутизмом, пока ему не исполнится три или четыре года. Вот некоторые распространенные признаки аутизма у детей дошкольного возраста:
Признаки социальной коммуникации
- Ребенок, как правило, не смотрит прямо на других людей при социальном контакте. Иногда это называют отсутствием зрительного контакта.
- Ребенок не общается с другими, никак не взаимодействует, т.е. не получает социальный опыт и не проявляет к этому никакого интереса.
- Может наблюдаться отсутствие речи или необычные речевые паттерны, такие как повторяющиеся слова и фразы (эхолалия), неспособность использовать ‘я", "мне" и "ты".
- Необычные реакции на других людей. Ребенок может не проявлять желания, чтобы его обнимали, отдавать предпочтение знакомым людям (и бояться незнакомых\малознакомых) и \ или относиться к людям как к объектам, а не как к источнику комфорта.
- Может показаться, что ребенок избегает социальных ситуаций, предпочитая оставаться в одиночестве.
- Игровое развитие ограничено, особенно развитие воображения.
- Может наблюдаться постоянный плач или необычное отсутствие плача.
Поведенческие признаки
- У ребенка часто наблюдаются выраженные повторяющиеся движения, такие как встряхивание или взмахивание руками, длительное раскачивание или вращение предметов.
- У многих детей развивается навязчивый интерес к определенным игрушкам или предметам, при этом они игнорируют другие вещи.
- Ребенок может проявлять крайнее сопротивление изменениям в распорядке дня и / или своем окружении.
- Ребенок может быть устойчив к твердой пище или не принимать различные продукты в своем рационе (пищевая избирательность).
- Часто возникают трудности с приучением к туалету.
- У ребенка могут быть проблемы со сном (почти не спит, мало спит).
- Ребенка могут сильно беспокоить определенные шумы и / или оживленные общественные места.
Мифы и неправильные представления об аутизме
Многие из этих мифов широко распространены и негативно влияют на то, как общество воспринимает аутичных людей. Неправильные представления об аутизме наносят ущерб аутичным людям, их семьям и нашему обществу в целом, поскольку они препятствуют разнообразию, интеграции и поддержке, а также подпитывают предрассудки и дискриминацию, которые могут нанести долгосрочный вред.
Ниже приведены некоторые мифы об аутизме, которые не соответствуют действительности. Понимая эти мифы, вы можете предотвратить их распространение и оказать соответствующую поддержку аутичному сообществу и своему ребенку, если он попадает в спектр.
Миф: дети с аутизмом не могут учиться
Некоторые дети могут просто учиться в другом темпе или иным способом, чем другие, что часто бывает с детьми-аутистами. С помощью методов, основанных на фактических данных, и настойчивого и позитивного подхода педагоги могут помочь детям с аутизмом эффективно овладеть навыками, которые будут служить им на протяжении всей жизни.
Миф: детям с РАС не нужны друзья
Хотя ребенок с аутизмом может проводить много времени в одиночестве, это не значит, что он не хочет иметь друзей. На самом деле, многие дети-аутисты хотят дружбы так же сильно, как и их нормотипичные сверстники - им просто может потребоваться больше времени и поддержки для формирования социальных связей.
Миф: аутизм вызван плохим воспитанием
Нет никаких доказательств того, что какой-либо стиль воспитания может вызвать аутизм. Хотя родители и опекуны могут чувствовать, что в нетипичном или задержанном развитии их ребенка есть какая-то их вина, это неправда.
Миф: аутизм вызывается вакцинами
Возможно, наиболее распространенными и разрушительными мифами об аутизме является то, что он вызывается прививками. Но научных доказательств, подтверждающих этот миф, нет, и многие исследования успешно опровергли эту идею. Аутизм - это врожденная особенность, которую невозможно приобрети и которой невозможно "заразиться".
Еще больше мифов и разоблачений вы найдете в другой нашей статье:
Еще больше полезных статей об аутизме вы найдете в нашей подборке: