Утром муж прислал из деревни видео - едет грузовик с красными знаменами, на нем надпись "За родину! За Сталина!" Раньше я никогда не видела, чтобы в нашу деревню такие заезжали. Обычно они ехали на парад в соседний поселок. Там и БТР был, и полевая кухня.
А мы с Дуней в городе, утром вышли погулять и за десять минут встретили несколько машин с портретами Сталина и красными лозунгами. Одна даже была с транспарантом "За Ленина! За Сталина!" Ну и советские флаги.
Знаете, я вдруг поняла, что это у людей никакой не сталинизм, не ностальгия по СССР и не дань памяти символике, с которой люди победили в самой страшной войне. Это дух антикапитализма! У нас произошел перелом, люди пожили при свободном рынке, капиталистическом, так сказать, оскале. Они посмотрели заграницу, они вышли в интернет, они научились читать западные новости. У них, наконец, спало очарование западом.
Вот, допустим, я вижу в нашем дворе машину с портретом Сталина. Его повесил молодой человек.
Думаете, он хочет вернуть лагеря, душегубки, тройки? Да бросьте! Может, это тот же самый парень, что месяц назад ночью расклеивал в нашем доме листовки против реновации?
У нас же квартал попал под реновацию. Конкретно наш дом не планируют сносить, но вокруг нас, окна в окна, сносят четыре. И строят шесть! Причем, сносить собрались пятиэтажки, а возводить вообще непонятно что, может, и все двадцать.
Таки, за Сталина паренек на старой Ауди выступает или против развратившего власть капитализма?
Я, между прочим, свои взгляды тоже кратко определяю как антикапиталистические. Меня редко спрашивают о взглядах, уйма читателей уверены, что я либерал. Меж тем, я всегда придерживалась леворадикальных идей. Так как я считаю себя человеком сложной организации, который знает, что и мир, и жизнь, и политика тоже устроны сложно, примкнуть к какому-то конкретному политико-экономическому воззрению я не могу и не хочу. Так что взгляды свои определяю осторожно, по главному их отличительному признаку - антикапиталистичности.
Флаги красные сегодня и Сталин в окнах это есть не что иное, как прорыв недовольства нынешним положением, в котором мы все оказались. Под диктатом денег, навязанного перепотребления
При Сталине человек был бесправен. Сегодня он разве имеет больше прав? Да бросьте, отнюдь не больше. Зато к бесправию добавились деньги. Тогда государство плющило человека, а над государством не стояло никого. Сегодня над ним стоит интерес капитала. Богачей. Финансовой элиты. Которая позволяет бедного человека выжимать, стрессировать. Вы меня простите, но даже когда я просыпаюсь с утра от спам-звонка, это есть оскал капитализма, который контролирует государство. Наше государство до сих пор не может раз и навсегда запретить будеть граждан рекламой, потому что не хочет тревожить интересы тех, кто на ней зарабатывает.
И не может запретить выкладку недетских товаров на уровне детских глаз. Не может, в угоду собственным интересам, запретить застройку хороших сложившихся районов. Вы, к примеру, думаете, что все эти КРТ и реновации на руку государству? Да вы что, оно теряет на них поддержку. А в случае с Петербургом вообще приобретает опасные очертания, потому что недовольство колоссальное. Но государство жертвует лояльностью граждан в пользу интересов бизнеса.
Вот от этого люди устали. От насилия денег. Только кажется, что все счастливы жить в мире гиперпотребления и высшим благом считают сто сортов колбасы в магазине и пятьдесят моделей стиральных машин с доставкой на завтра. События последних лет показали, что это не так. Наши люди достаточно легко отказались от ценностей потребления в пользу национальной гордости, самоуважения, национальных интересов. И это сделали самые неожиданные граждане, в том числе те, у кого к власти и государству было много претензий. Мы же помним этот переломный момент, когда нам всем предложили: требуйте от своего государства сдаться, или мы оставим вас без Макдональдса, американских машин и японских телевизоров.
И что, много кто выбрал в России бургеры с телевизорами? Я, например, не выбрала
Мы жили при антикапитализме, жили при хаотичном капитализме, жили при управляемом. А теперь попали в мир, где интересы капитала впали в конфликт с национальными (пресловутый вопрос, почему еще целы мосты, по которым возят зерно и припасы). И люди отчетливо поняли, что их интересы как индивидуумов и как нации отличаются от интересов капитала. Отсюда тоска по временам, когда интерес не каждой конкретной личности, но хотя бы - нации, государства стоял выше интереса дельцов.
9 мая давно превратился в антикапиталистический праздник. В последние годы это лишь усилилось. Не по Сталину люди скучают, а по временам, когда они не бродили днями по магазинам, выбирая из пятидесяти стиральных машин, когда их не будили рекламой, когда дети не истерили в магазинах, требуя увиденное в той же рекламе. И когда, извините, их дом ради барышей частного бизнес никто не сносил, что особенно важно, если помнить, что дома как раз в докапиталистическую эпоху им и построили.
Я бы сказала, что основное настроение теперь именно такое. И регистр у праздника антикапиталистический. Люди сделали выбор. Никто не хочет во времена Сталинизма. Но в мир кредитного перепотребления и кабальной ипотеки на 30 лет они тоже не хотят. Мало кто, кроме старушек и идейных активистов КПРФ, хочет прямиком в коммунизм. Люди желают прочь от гипертрофированного капитализма!
Вообще, заметили, что праздник у нас стал более серьезным. Недавно мне выговаривали за слово "победобесие". Типа, оно кощунственное. Мне тоже не нравится, как и любая заимствованная оригинальность. Но термин такой был и он обозначал разгул пошлости, грубости, безответственности, которые до середины 2010-х у нас расцветали.
Помните все эти безумные акции в магазинах к 9 Мая, стрип-вечеринки в клубах? Стриптизерши в пилотках на 9 Мая готовили отдельную программу, на афишах открыто писали "Пелотка-шоу"
Машины смешно разрисовывали и лепили надпись "На Берлин!" Такого треш-поведения было очень много, вызывало оно гоготание.
Попробуйте сейчас стриптиз в военной красноармейской форме на 9 Мая в клубе запустить - сразу срок. А тогда это было в порядке вещей. Был аморальный беспредел, власть ему тоже способствовала, потому что взялась заколачивать на Победе политические очки. В итоге за считанные годы праздник монструизировался.
Сейчас стало поспокойнее. Вернулся здравый смысл. Стыдливость. И у народа, и у власти: первый поостыл с экзальтацией, вторая угомонилась с надрывным пафосом. Но теперь на повестке - дух антикапитализма. Новое время.