Николай Хохлов, писатель из белорусского г. Полоцка организовал конкурс детских рисунков к своей книге "Противостояние" и полностью проиллюстрировал её детскими иллюстрациями.
Мы познакомились с Николаем Михайловичем, когда он написал нам в дзен ценные комментарии о судьбе 60 стрелковой дивизии.
Николай Михайлович - автор многих книг прозы, заместитель председателя ОО СДК «Авангард», член Витебского областного отделения Союза писателей Беларуси и Белорусского союза офицеров
Книга "Противостояние" - первая часть трилогии "Сокрушившие план Барбаросса". Журнал боевых действий оживает под пером рассказов, ситуаций, герои книги - танкисты, кавалеристы, стрелки, бьются с врагом, отдыхают, теряют друзей в бою. Часть "Противостояние" посвящена 1941 году, самому тяжелому времени Великой Отечественной, времени принятия судьбоносных решений, времени героического сопротивления воинов и объединения всего советского народа перед сильным и безжалостным противником. Вот что пишет сам писатель в предисловии к своей книге:
"История Брянского фронта содержит много интересных и ярких событий, которые остаются малоизученными и ждут, когда исследователи обратят на них свои взоры. Настала пора несколько иначе взглянуть на ход боевых действий на Брянском направлении осенью 1941 года, поскольку уже к концу лета наши войска перестали только отступать и обороняться. Детальное изучение развития событий показывает: в этот период наметился определённый перелом в ходе войны, и были успешно осуществлены несколько наступательных операций, ставших ярким примером того, что врага можно и нужно бить, вселявших надежду в сердца наших защитников Отечества. Примером служит Рославльско-Новозыбковское наступление, в котором приняли участие практически все армии фронта, танковые соединения и авиация. Операция осуществлялась с 30 августа по 12 сентября и является частью Смоленского сражения. По замыслу, наши войска должны были разгромить вторую армейскую группу немцев под командованием Гудериана."
Живые рассказы, написанные простым лаконичным языком оказались близки детям, особенно рассказы о кавалеристах и танкистах.
"4-я кавалерийская дивизия, по приказу о перегруппировке сил, заняла участок обороны в районе Гамалеевка, Заречье, Довжик. Немцы вели себя подозрительно тихо."(Николай Хохлов "Противостояние", глава "Снежинка")
И вот такие дети нарисовали иллюстрации, листайте галерею:
Иллюстрации юных художников Полоцкой детской художественной школы выполнены в разных техниках, как в карандашной, так и в живописной. Конечно же знаковой является такая простая по композиции работа Никиты Куприянова:
Хороши и узнаваемы Калужские (Смоленские) пейзажи на рисунке Костюковой Нелли:
"282-я стрелковая дивизия ранним утром осуществила контрудар и, в упорных боях с кавалерийскими частями противника, овладела городом Погар. Было радостно на душе. Юрка Бельченко ликовал: ещё бы, соединение освобождало нашу землю от оккупантов и впереди уже маячили победные картинки… Мысли прервала команда: – Взвод, строиться! Спешно похватав оружие, бойцы и младшие командиры выстроились по отделениям. Взводный, с довольным видом, сообщил: – Командование поручило нам сопроводить пленных в штаб. Времени на сборы особо нет. Поэтому слушай команду! Первое отделение три шага вперёд! Сержант Коновалов!" (Николай Хохлов "Противостояние", глава "Конвоир")
"Войну он встретил под Полоцком. Бои там шли упорные. Немцы смогли взять город только после того, как защитники получили приказ на отступление из-за угрозы окружения. Собственно говоря, с приказом командование запоздало. Гитлеровцы взяли наши войска в кольцо, но удержать не смогли. Закалённые в боях, хорошо слаженные части под командованием полковника Зыгина смяли противника и вышли к своим, сохранив людей, технику и вооружение." (Николай Хохлов "Противостояние", глава "Пуля в спину")
На рисунке Киры Тарасёнок чувствуется боль и тревожная атмосфера вспышек полуденного солнца из-за листвы:
"Сорок вторая танковая бригада сосредоточилась в глубоком тылу Брянского фронта. Двадцать восьмого сентября поступил приказ передислоцироваться в лес восточнее села Семёновское северо-западнее города "Севск" (Николай Хохлов "Противостояние", глава "Воспоминания о Сенно")
Все иллюстрации с танками в галерее прекрасны, тщательно проработаны, хорошо и по-разному организованы по цвету и по настроению:
"Бойцы оживились. На ящик из-под консервов, перевёрнутый вверх днищем, превращённый разом в импровизированный столик, накрытый плащ-накидкой, легли кусочки сахара, краюшки хлеба, пара перочинных ножей, расчёска и даже трофейный портсигар."(Николай Хохлов "Противостояние", глава "Смертельная пляска")
Вторит этой работе по цвету работа Алины Стома, точно передающая атмосферу смоленских деревень:
"В 269-ю стрелковую дивизию, сформированную из ополченцев Первомайского района Москвы, Сергей попал, выписавшись из госпиталя после ранения, полученного в ходе боёв под Полоцком. Его, как имеющего боевой опыт, назначили заместителем командира взвода. Пелена утреннего холодного тумана накрывала долину речки, величаво несущей студёные воды к Десне. За ночь подморозило. Послышался еле уловимый хруст ледяной корки на той стороне." (Николай Хохлов "Противостояние", глава "Молись комсомолец")
Ребята отрисовали и трагические страницы:
"– Да что вы понимаете? – тихо начала женщина, – мы в первые дни войны под Гродно попали в такой переплёт, что врагу не пожелаешь. Наш полевой госпиталь находился в лесу, рядом с дорогой и был переполнен ранеными. Люди лежали в палатках и под навесами из веток. А раненых всё везли и везли. Операции проводили круглые сутки. Хирурги меняли друг друга. Медсестры и санитары от перенапряжения валились с ног." (Николай Хохлов "Противостояние", глава "Сломленная")
Работа Клепца Владислава обращает на себя внимание настроением, выполненная где-то в стиле аниме, она ни сколько не резонирует с другими иллюстрациями. Удачно скомпанованная, выигрышная по цвету и атрибутике, работа создаёт романтическо-поэтическое настроение всем известной песни про огонь и печурку, исполненная Марком Бернесом в фильме "Два бойца".
Присутствуют среди иллюстраций и такие вот практически инженерные решения:
Тяжесть утраты, трагедия одиночества женщины, жены и матери горька как сама война, это хорошо удалось передать в своей работе Полине Стинковой, и пусть это конечно реплика с картины Петра Коростелёва, но бывает же, что люди так вдохновляются увиденной картиной, что хочется повторить :
Николай Хохлов награждает молодых художников своей книги:
Николай Михайлович делает верные и очень нужные вещи: через знакомство со своей книгой привлекает молодёжь к знакомству с историей войны, в том числе её не самых известных страниц. Дети видят в книге и документы, журналы боевых действий и те же самые события уже преподнесённые фантазией писателя, юные художники дополняют текст иллюстрациями и учатся любить свою Родину, не забывать о страшных и героических её страницах.