Этим старинным белорусским городком завершаю свой железнодорожный пробег вокруг Беларуси. Не все вышло так, как мечталось, но кое-что получилось. И получилось неплохо. Хотя, да - детская любовь к железной дороге приутихла. Многие из вас предупреждали, что выбор транспорта - так себе. Ну, буду считать, что еще один детский каприз закрыт.
Кто бы мог подумать, что в Полоцке есть и проспект Франциска Скарины и параллельно ей одноименная улица? Забив в навигаторе адрес гостиницы, я забрел в частный сектор. Странно, гостиница на сайте с советским размахом - колоннада и высокие окна. А тут небольшие домики и водонапорная башня с лифтом - местный музей чего-то, куда я так и не попал.
А с другой стороны квартала проходит одноименный проспект, с совсем другой архитектурой.
Вот и моя гостиница, все как на сайте. На дверях объявление, что возможны перебои с горячей водой. Вот же мне везет! Но администратор уверил, что это точно не сегодня. И просил не пугаться второй кровати в одиночном номере, ко мне точно никого не подселят.
Гостиница из советских времен: длинные коридоры с ковровой дорожкой, просторные комнаты, скрипучие кровати и душ с поддоном. Хотя, уж лучше такой поддон со шторкой, чем узенькие раздолбанные душевые кабинки, в которых страшно повернуться. По любому, после каморки хостела в Бресте, этот номер показался шикарным люксом.
Яркое солнце под грозовыми облаками не дало усидеть в номере. Уж я по этой поездке понял, что стоит ловить момент, через час все может быть по другому.
Очевидно, проспект Скорины раньше был проспектом Ленина. По крайней мере Владимир Ильич заговорщицки выглядывает со своего постамента. А напротив Ленина, вальяжно расселся Симеон Полоцкий, принявший постриг в местном монастыре. Прославился же он в Москве, ведя просветительскую деятельность и обучая детей царя. Известный земляк имеет право на памятник.
Кроме этих почтенных товарищей, удалось найти еще один центр Европы. В 2000 году белорусские ученые высчитали, что центр Европы должен находиться возле озера Шо, в 48 км от Полоцка. Но знак почему-то установили в Полоцке. Наверное, для сохранности. Соответственно, мой вояж закончится прямо в центре Европы. Ну, это если считать ложными центры в Вильнюсе, чешском городке Коуржим и закарпатском Рахове. В России их вообще два: в городе Багратионовск, Калининградской области и селе Алексино, Смоленской области. По своему центру Европы есть в Польше, Словении, Германии и Венгрии. И даже в Эстонии, на острове Саарема. Что-то этой Европе не сидится на месте.
Проспект упирается в реконструируемую площадь Свободы и гигантский монумент "в воспоминание Отечественной войны 1812 года". Памятник был одним из 16 памятников, предназначенных для установки в местах памятных сражений. Был открыт в 1850 году, сдан на металлолом для нужд первой пятилетки в 1930, и заново отстроен в 2010. К сожалению, реконструкция площади, заборы и горы плитки не дали снять памятник. Если что, то во-о-н та верхушечка с луковичкой купола, на заднем плане - это он.
Зато мне удалось снять небольшой монумент в память о штурме Красного моста, через реку Полота, обороняемым французами. При штурме моста погибло около 14 000 человек с обеих сторон. Он и называется красным, от пролитой крови. В результате ожесточенного штурма противник был опрокинут, бежал, Полоцк освобожден.
И сама река Полота - скромный ручеек среди кустов. И это она еще в разливе.
Кстати, в Полоцке в 2007 году установлена первая в Беларуси конная статуя. Это памятник Всеславу Чародею, князю Полоцкому который засветился в "Слове о полку Игореве" и "Повести временных лет". Ну там опять захваты, убийство, кровь и даже взятие Новгорода. Прославился, чем смог.
Интересно, что в Полоцком кадетском корпусе, открытом в 1835 году, учился будущий генерал-лейтенант Кондратенко, герой обороны Порт-Артура. О-о, русско-японская война - моя излюбленная тема детства. Зачитанные до дыр "Цусима" и "Порт-Артур", со всякими продолжениями и мемуарами. Что-то в этом путешествии я часто пересекаюсь с темами детства.
В здании бывшего кадетского корпуса, в 2010 году заново создано кадетское училище, с правом вести историю от 1835 года.
Рядом с памятником героя русско-японской, стоят две такие пушечки. Как вы думаете, в честь какой памяти они установлены?
Памятник дружбе и единению русского и белорусского народа. Очень оригинально выражена мысль. Ну, художник так видит.
Ну и последний памятник, до которого я добрался, но не последний по значению - святой подвижнице Ефросинии Полоцкой. Дочь младшего сына князя Полоцкого, отказавшись от династического брака в 12 лет и приняла тайный постриг. На свои средства (я чего-то не понимаю в монашестве? Вроде они отказываются от имущества в пользу общины монастыря?), построила несколько монастырей, приобрела византийскую икону и шестиконечный крест - знаменитый, в белорусских кругах, Крест Ефросинии Полоцкой.
На остатках здоровья, используя по максимуму солнечный вечер, ковыляю к Софийскому собору.
Построен в 11 веке, по образцу храма Софии в Константинополе. Во время Северной войны использовался войсками Петра Первого как склад боеприпасов и пострадал от взрыва. Позже собор был перестроен в стиле барокко и судя по бесконечному ремонту вокруг, все еще перестраивается. Табличка на входе указывает принадлежность к музею и что в здании проходят концерты органной музыки. Но сегодня уже все закрыто.
Кстати, напротив входа в собор находится Борисов камень, с древними письменами и крестами. Он был поднят со дна Двины и поставлен на площадке у собора. Считается, что этот камень исполняет желания и даже лечит. Может приложиться и пожелать теплую шапку? А то уши уже отваливаются.
Утро следующего дня принесло дождь, ветер и понедельник. Оказывается, по понедельникам все музеи закрыты. Нет, я об этом подозревал, но не совсем ориентировался, когда же этот день наступит. Если не надо на работу, то всегда суббота. А тут... понедельник. Хорошо хоть вчера не упустил солнышко и кое-что сфотографировал. Сегодня и погода не рада понедельнику. Господи, как же холодно. Гуляю по городу, в ожидании поезда, перебегая от кофейни к кофейне.
И напоследок, про вокзал. Оказывается старое здание вокзала давно уже не вокзал и все его функции перешли к бетонной коробке поодаль. На первом этаже кассы, терминал и архаичная камера хранения - просто комната с полками. На втором - зал ожидания, кафе и зарядка для телефона. Если нужно в туалет, лучше воспользуйтесь в здание автовокзала. Он рядом, там в два раза дешевле и намного культурнее.
Напоследок, смешная история. Мой вагон на Гомель прицепной, последний. Но к нему прицепили еще вагон с решетками на окнах. "Наверное, почтовый" - подумал я. Подъезжаем к перрону Витебского вокзала, а он оцеплен милицией и два автозака стоят. Вт те на, пересыльный то вагон с беспокойными соседями, а вовсе не "почтовый готовится груз".
P.S. Пока собрался с мыслями и дописал последнюю статью, прошло время. Детали размылись, впечатления поблекли. Мне уже кажется, что ничего этого не происходило. Фотографии и хаотичные заметки из поездки - единственное напоминание. Помню, как писал статью о бесполезности фотографий из поездок. Мол, мы теряем живые впечатления, разменивая на выверенный снимок. Наверное и тут я был не прав. Еще и месяц не прошел, а живые впечатления истерлись. А вот редкие фотографии - отличное напоминание о приключении.