Всех с праздником! С днем Победы! Знаете ли вы, как переводится слово троянда с украинского? Если нет, то в конце статьи узнаете. Ведь на канале у нас сегодня рассказ про поезд, который в разные годы соединял Москву и Донецк. В справочнике 1969 года он уже присутствует. Вот предлагаю с этого года и начать исследование.
Итак, отправлялся поезд с донецкого вокзала в 17:56. Вот фото старого здания вокзала времен СССР:
И уже буквально через 15 минут (в 18:11) он прибывал на узловую станцию Ясиноватая, что всего-то в 12 км от вокзала Донецка. Это вообще был крупнейший железнодорожный узел, где сходилось сразу аж пять крупных направлений. И вот здесь давайте прикинем: средняя скорость на этом участке 48 км/ч. Да это ж очень неплохой показатель. Ведь поезду нужно тронуться, разогнаться, затормозить, остановиться. И при этом средняя скорость под 50 км/ч. Очень неплохой результат.
Кстати, мы уже как-то вспоминали байку про название Читы. Любят ее рассказывать в Забайкалье. Как заблудились два землепроходца из числа первых в этой местности. Ищут они место стоянки своего отряда. И вот с одной из окружающих долину Ингоды сопок они увидели огни вдалеке:
- Чи та или не та?, - спрашивается один.
- Чи-та, - отвечает ему другой.
Место действительно оказалось тем, после чего его и стали называть Чита. Вот нечто подобное рассказывают и про Ясиноватую. Началось всё с того, что в окрестностях современного города (а Ясиноватая - это вообще отдельный город) стали селиться татары и разводить скот. Одного из них звали Ватай. Его хозяйство стало одним из самых крупных в районе. И когда к нему шли покупать живность, то спрашивали:
- Куда идешь?
- Скот у Ватая покупать.
Так и родилось первое название местности - Скотоватая. Вроде как до сих пор так один из пригородов называют - Скотоватая. А затем у Ватая вырос сын. И пришла пора ему хозяйством и делами заниматься. Поселился он неподалеку от известного отца-бизнесмена. И с ним возникал такой диалог:
- Ты чей будешь? - спрашивали молодого человека, пришедшие к нему на хозяйство.
- Я - сын Ватая, - отвечал он
Так и появилось - Ясиноватая. Я все-таки уверен, что это легенда, но звучит интересно. Такие истории не забываются, кстати. А вообще изначально станция была Ясеноватой (вроде как из-за обилия ясеней вокруг). А затем как-то постепенно трансформировалось название в Ясиноватую. Но несмотря на то, что история заселения этих мест обычно ведется с конца XVII века, всё-таки основной рост связан именно с приходом в эти места железной дороги (1879). Уже до первой мировой войны количество поездов, ежедневно проходящих через станцию перевалило за сотню. А это очень приличный результат даже для современного времени. Уже до Великой Отечественной войны протяженность железнодорожных путей станции приблизилось к 150 км. В общем, для железных дорог СССР это была знаковая станция.
Смотрим, что там было в 1987 году (№9/10 - везде), в 1995 и 2004 гг.. Возьмем эти точки в качестве опорных в этом исследовании. А заодно проверим версию, что 1969 год - очень неплохой ориентир, с точки зрения скоростей пассажирских поездов.
Итак, время на участке Донецк - Ясиноватая:
- 1987 - 15:50-16:10;
- 1995 - 11:34-11:55
- 2004 - 15:00-15:23.
Время 1969 года напомнить? 12 минут! А здесь 20, 21, 23 минуты соответственно! В два раза медленнее почти. В очередной раз задаешься вопросом: какой секрет знали железнодорожники в 60-е годы?! А давайте поспорим, что в 2009 году станет еще хуже. Мне же не лень, я проверю.
- 2009 - 15:44 - 16:12. 28 минут на 12 км! Пассажиров не просили немного подтолкнуть поезд, чтобы он смог тронуться с места?! Что можно было делать на таком участке 28 минут, если за 55 лет до этого на это расстояние тратили 12 минут.
Для полноты картины я решил проверить еще и по 70-м гг. ХХ века. Единственный из имеющихся у меня справочников - книга за 1974 год. И там мы видим:
- 1974 - 16:05-16:20. То есть ровно те же 15 минут, что и в 1969 году.
Хм... Ну где же произошел этот коренной перелом с ускорения на замедление:
- 1980 - 15:50-16:08 - уже 18 минут становится.
- 1983 - 15:50-16:09 - уже 19 минут.
Вот так по минуте и набирается к 1987 году 20 минут.
Ну просто из принципа я же посмотрю 1946 и 1964 гг.:
- 1946 (№ 47/48)- 09:52-10:15 - 23 минуты, но я позволю себе напомнить, что это первый послевоенный год, а в годы войны инфраструктура была серьезнейшим образом повреждена. И это уровень 2004 года! Тут, конечно, нужно смотреть еще Сталино, а не Донецк.
- 1964 (№ 15/16) - 12:22-12:40 - 18 минут.
В общем, пока на самом первом перегоне от Донецка гипотеза про быстрый 1969 год подтверждается. Смотрим, что же было дальше.
Оставим уже Ясиноватую позади и через Криничную, Щебенку и Хацепетовку устремимся на Дебальцево. Для удобства сравнения я буду сравнивать интервал между прибытиями на Ясиноватую и Дебальцево:
- 1946 - 10:15-13:47 - итого 3 часа 32 минуты;
- 1964 - 12:40-14:48 - 2 часа 08 минут.
Вокзалом Дебальцево мы совсем недавно любовались. Но такой красотой не грех полюбоваться и еще раз:
А вот в 1969 году и в 70-е поезд уходил уже не на Дебальцево, а на Горловку:
- 1969 - 18:11-19:43 - 1 час 32 минуты;
- 1974 - 16:20-17:12 - справочник дает 52 минуты! Да он там летел вообще, если верить изданию 1974 года! Хотя скорее это почему-то тормозил состав 1969 года. Там же всего 41 км.
А вот и вокзал Горловки. Стиль совсем другой, но что-то оригинальное все равно есть:
У Горловки тоже своя очень интересная история. Развитием поселок опять-таки обязан железной дороге. Правда, тогда он назывался Корсунь. Параллельно здесь началась добыча угля. И одним из технических руководителей был Петр Николаевич Горлов, в честь которого потом переименуют и посёлок,и станцию соответственно.
В 1980 году и далее поезда следуют на Константиновку:
- 1980 - 16:08-17:02 - 54 минуты;
- 1987 - 16:10-17:10 - ровно 60 минут;
- 1995 - 11:59-13:04 - 65 минут;
- 2004 - 15:23-16:26 - 63 минуты;
- 2009 - 15:12 - 16:08 - 56 минут.
А вот Константиновка, хотя и является крупной железнодорожной станцией, тем не менее, знаменито место своей промышленностью, прежде всего - стекольной. начиналось ее становление еще задолго до революции, причем с привлечением иностранного (в основном бельгийского) капитала. Но известность пришла именно в годы СССР. Ведь именно здесь были изготовлены рубиновые звезды для кремлевских башен, а также саркофаг для мавзолея Ленина. Позднее здесь во множестве будут изготавливаться цветные стекла для московского метро.
Смотрим эти варианты далее. В 1946 году поезд № 47/48 Сталино-Москва из Дебальцево уходил на Ворошиловград через Кипучую и Родаково, преодолевая отрезов в город паровозостроителей за:
- 1946 - 13:47-18:12 - итого 4 часа 25 минут;
- 1964 - 14:48-16:47 - 1 час 59 минут. Город, кстати, в это время назывался Луганск, а не Ворошиловград.
Смотрим второе направление. Из Горловки через Никитовку поезд также оказывался в Константиновке, откуда уходил на Краматорскую, Славянск, Лозовую и Харьков. Смотрим время на участке Горловка - Харьков:
- 1969 - 19:43-00:31 - 4 часа 48 минуты;
- 1974 - 17:12-22:01 - 4 часа 49 минут.
Я не знаю как вас, а у меня прямо чувство гордости за 1969 год. Пусть всего на 1 минуту, но это быстрее, чем в 1974 году.
Пара слов про станцию и город Лозовая (это, кстати, второй по величине город в Харьковской области во времена СССР). По одной из версий название действительно произошло от слова лоза. Другая версия увязывает название города с Залозным шляхом, название которого, в свою очередь, произошло от слова железо, которое и возили по этой дороге. А затем оно уже трансформировалось в Лозовую. Ну и тут точно все обязано своим развитием именно железной дороге.
Это один из уникальных населенных пунктов времен Великой Отечественной войны. Его трижды брали немцы - 11 октября 1941 года, 22 мая 1942 года и 21 февраля 1943 года. И трижды соответственно освобождали наши войска - 27 января 1942 года, 11 февраля 1943 года и окончательно 16 сентября 1943 года.
Смотрим третий вариант, который сейчас сойдется со вторым уже в Константиновке, и далее через Харьков поезда пойдут в направлении Москвы в основном по одной дороге (хотя отдельные отклонения в разные стороны от нее будут). Итак, время на участке Константиновка - Харьков:
- 1980 - 17:02-21:27 - 4 часа 25 минут;
- 1987 - 17:10-21:30 - 4 часа 20 минут;
- 1995 - 13:04-18:55 - 5 часов 51 минута;
- 2004 - 16:26-20:43 - 4 часа 17 минут;
- 2009 - 16:08 - 20:43 - 4 часа 35 минут.
Если же совсем коротко про разницу в маршрутах, то часть поездов шла в разные годы не через Лозовую, а через Красный Лиман. Считается, что в древности здесь были озера, отсюда и пошло название города - Лиман.
Смотрим следующий участок, который у нас окажется последним. Итак, первый вариант - Ворошиловград - Валуйки - Елец - Москва:
- 1946 - 18:47-10:00 (но не на следующий день, а через сутки) - Время в пути 39 часов 13 минут;
- 1964 - 16:47-12:12 (но на следующий день) - время в пути 19 часов 25 минут.
Нужно, видимо, прекращать сравнение с 1946 годом, Уж больно он не показателен. Кстати, прибывал поезд на Павелецкий вокзал, а не на Курский, как будет в более поздние периоды.
Смотрим участок по второму направлению Харьков - Москва:
- 1969 - 00:31-11:10 - 10 часов 39 минут;
- 1974 - 22:01-09:05 - 11 часов 04 минуты;
- 1980 - 21:27-09:00 - 11 часов 33 минуты;
- 1987 - 21:30-09:04 - 11 часов 34 минуты;
- 1995 - 18:55-09:43 - 14 часов 48 минут (но тут поезд шел не через Курск - Тулу, а через Брянск);
- 2004 - 20:43-10:31 - 13 часов 48 минут;
- 2009 - 20:43-10:36 - 13 часов 53 минуты.
Ну что тут скажешь?! Я уж не знаю, что там происходило на участке до Горловки в 1974 году, и каким образом поезд смог преодолеть его за 52 минуты, ну или почему там вдруг так тормозил поезд в 1969 году. Но на всех остальных участках он вне конкуренции. Но из-за этой задержки по общему времени поезд 1974 года все-таки выиграл 14 минут у поезда 1969 года (17:00 против 17:14). В 1987 году время будет те же 17:14, но там маршрут был немного иной. В 1995 году уже ужасные 22 часа 08 минут. В 2009-м 18 часов 52 минуты. Ну а в 1964 поезд "выехал" из суток - время в пути 23 часа 32 минуты.
Вот такая вышла история с поездом Донецк - Москва. Кстати, то ли в самом конце 90-х, то ли в начале 2000-х поезд переименуют в "Розу Донбасса" (Троянда - это и есть роза). Ведь Донецк когда-то называли городом миллиона роз!
Все мои статьи про поезда собраны в подборке:
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!