Найти тему

Вспоминаем маршрут поездов "Донбасс" и "Троянда Донбасса" сообщением Донецк-Москва

Всех с праздником! С днем Победы! Знаете ли вы, как переводится слово троянда с украинского? Если нет, то в конце статьи узнаете. Ведь на канале у нас сегодня рассказ про поезд, который в разные годы соединял Москву и Донецк. В справочнике 1969 года он уже присутствует. Вот предлагаю с этого года и начать исследование.

Итак, отправлялся поезд с донецкого вокзала в 17:56. Вот фото старого здания вокзала времен СССР:

Донецкий вокзал времен СССР. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Донецкий вокзал времен СССР. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И уже буквально через 15 минут (в 18:11) он прибывал на узловую станцию Ясиноватая, что всего-то в 12 км от вокзала Донецка. Это вообще был крупнейший железнодорожный узел, где сходилось сразу аж пять крупных направлений. И вот здесь давайте прикинем: средняя скорость на этом участке 48 км/ч. Да это ж очень неплохой показатель. Ведь поезду нужно тронуться, разогнаться, затормозить, остановиться. И при этом средняя скорость под 50 км/ч. Очень неплохой результат.

Кстати, мы уже как-то вспоминали байку про название Читы. Любят ее рассказывать в Забайкалье. Как заблудились два землепроходца из числа первых в этой местности. Ищут они место стоянки своего отряда. И вот с одной из окружающих долину Ингоды сопок они увидели огни вдалеке:

- Чи та или не та?, - спрашивается один.

- Чи-та, - отвечает ему другой.

Место действительно оказалось тем, после чего его и стали называть Чита. Вот нечто подобное рассказывают и про Ясиноватую. Началось всё с того, что в окрестностях современного города (а Ясиноватая - это вообще отдельный город) стали селиться татары и разводить скот. Одного из них звали Ватай. Его хозяйство стало одним из самых крупных в районе. И когда к нему шли покупать живность, то спрашивали:

- Куда идешь?

- Скот у Ватая покупать.

Так и родилось первое название местности - Скотоватая. Вроде как до сих пор так один из пригородов называют - Скотоватая. А затем у Ватая вырос сын. И пришла пора ему хозяйством и делами заниматься. Поселился он неподалеку от известного отца-бизнесмена. И с ним возникал такой диалог:

- Ты чей будешь? - спрашивали молодого человека, пришедшие к нему на хозяйство.

- Я - сын Ватая, - отвечал он

Так и появилось - Ясиноватая. Я все-таки уверен, что это легенда, но звучит интересно. Такие истории не забываются, кстати. А вообще изначально станция была Ясеноватой (вроде как из-за обилия ясеней вокруг). А затем как-то постепенно трансформировалось название в Ясиноватую. Но несмотря на то, что история заселения этих мест обычно ведется с конца XVII века, всё-таки основной рост связан именно с приходом в эти места железной дороги (1879). Уже до первой мировой войны количество поездов, ежедневно проходящих через станцию перевалило за сотню. А это очень приличный результат даже для современного времени. Уже до Великой Отечественной войны протяженность железнодорожных путей станции приблизилось к 150 км. В общем, для железных дорог СССР это была знаковая станция.

Ясиноватая. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ясиноватая. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Смотрим, что там было в 1987 году (№9/10 - везде), в 1995 и 2004 гг.. Возьмем эти точки в качестве опорных в этом исследовании. А заодно проверим версию, что 1969 год - очень неплохой ориентир, с точки зрения скоростей пассажирских поездов.

Итак, время на участке Донецк - Ясиноватая:

  • 1987 - 15:50-16:10;
  • 1995 - 11:34-11:55
  • 2004 - 15:00-15:23.

Время 1969 года напомнить? 12 минут! А здесь 20, 21, 23 минуты соответственно! В два раза медленнее почти. В очередной раз задаешься вопросом: какой секрет знали железнодорожники в 60-е годы?! А давайте поспорим, что в 2009 году станет еще хуже. Мне же не лень, я проверю.

  • 2009 - 15:44 - 16:12. 28 минут на 12 км! Пассажиров не просили немного подтолкнуть поезд, чтобы он смог тронуться с места?! Что можно было делать на таком участке 28 минут, если за 55 лет до этого на это расстояние тратили 12 минут.

Для полноты картины я решил проверить еще и по 70-м гг. ХХ века. Единственный из имеющихся у меня справочников - книга за 1974 год. И там мы видим:

  • 1974 - 16:05-16:20. То есть ровно те же 15 минут, что и в 1969 году.

Хм... Ну где же произошел этот коренной перелом с ускорения на замедление:

  • 1980 - 15:50-16:08 - уже 18 минут становится.
  • 1983 - 15:50-16:09 - уже 19 минут.

Вот так по минуте и набирается к 1987 году 20 минут.

Ну просто из принципа я же посмотрю 1946 и 1964 гг.:

  • 1946 (№ 47/48)- 09:52-10:15 - 23 минуты, но я позволю себе напомнить, что это первый послевоенный год, а в годы войны инфраструктура была серьезнейшим образом повреждена. И это уровень 2004 года! Тут, конечно, нужно смотреть еще Сталино, а не Донецк.
  • 1964 (№ 15/16) - 12:22-12:40 - 18 минут.

В общем, пока на самом первом перегоне от Донецка гипотеза про быстрый 1969 год подтверждается. Смотрим, что же было дальше.

Оставим уже Ясиноватую позади и через Криничную, Щебенку и Хацепетовку устремимся на Дебальцево. Для удобства сравнения я буду сравнивать интервал между прибытиями на Ясиноватую и Дебальцево:

  • 1946 - 10:15-13:47 - итого 3 часа 32 минуты;
  • 1964 - 12:40-14:48 - 2 часа 08 минут.

Вокзалом Дебальцево мы совсем недавно любовались. Но такой красотой не грех полюбоваться и еще раз:

Дебальцево. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дебальцево. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот в 1969 году и в 70-е поезд уходил уже не на Дебальцево, а на Горловку:

  • 1969 - 18:11-19:43 - 1 час 32 минуты;
  • 1974 - 16:20-17:12 - справочник дает 52 минуты! Да он там летел вообще, если верить изданию 1974 года! Хотя скорее это почему-то тормозил состав 1969 года. Там же всего 41 км.

А вот и вокзал Горловки. Стиль совсем другой, но что-то оригинальное все равно есть:

Горловка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Горловка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

У Горловки тоже своя очень интересная история. Развитием поселок опять-таки обязан железной дороге. Правда, тогда он назывался Корсунь. Параллельно здесь началась добыча угля. И одним из технических руководителей был Петр Николаевич Горлов, в честь которого потом переименуют и посёлок,и станцию соответственно.

Памятник Петру Горлову. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник Петру Горлову. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В 1980 году и далее поезда следуют на Константиновку:

  • 1980 - 16:08-17:02 - 54 минуты;
  • 1987 - 16:10-17:10 - ровно 60 минут;
  • 1995 - 11:59-13:04 - 65 минут;
  • 2004 - 15:23-16:26 - 63 минуты;
  • 2009 - 15:12 - 16:08 - 56 минут.
Константиновка.  Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Константиновка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот Константиновка, хотя и является крупной железнодорожной станцией, тем не менее, знаменито место своей промышленностью, прежде всего - стекольной. начиналось ее становление еще задолго до революции, причем с привлечением иностранного (в основном бельгийского) капитала. Но известность пришла именно в годы СССР. Ведь именно здесь были изготовлены рубиновые звезды для кремлевских башен, а также саркофаг для мавзолея Ленина. Позднее здесь во множестве будут изготавливаться цветные стекла для московского метро.

Смотрим эти варианты далее. В 1946 году поезд № 47/48 Сталино-Москва из Дебальцево уходил на Ворошиловград через Кипучую и Родаково, преодолевая отрезов в город паровозостроителей за:

  • 1946 - 13:47-18:12 - итого 4 часа 25 минут;
  • 1964 - 14:48-16:47 - 1 час 59 минут. Город, кстати, в это время назывался Луганск, а не Ворошиловград.

Смотрим второе направление. Из Горловки через Никитовку поезд также оказывался в Константиновке, откуда уходил на Краматорскую, Славянск, Лозовую и Харьков. Смотрим время на участке Горловка - Харьков:

  • 1969 - 19:43-00:31 - 4 часа 48 минуты;
  • 1974 - 17:12-22:01 - 4 часа 49 минут.

Я не знаю как вас, а у меня прямо чувство гордости за 1969 год. Пусть всего на 1 минуту, но это быстрее, чем в 1974 году.

Лоховая. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Лоховая. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Пара слов про станцию и город Лозовая (это, кстати, второй по величине город в Харьковской области во времена СССР). По одной из версий название действительно произошло от слова лоза. Другая версия увязывает название города с Залозным шляхом, название которого, в свою очередь, произошло от слова железо, которое и возили по этой дороге. А затем оно уже трансформировалось в Лозовую. Ну и тут точно все обязано своим развитием именно железной дороге.

Это один из уникальных населенных пунктов времен Великой Отечественной войны. Его трижды брали немцы - 11 октября 1941 года, 22 мая 1942 года и 21 февраля 1943 года. И трижды соответственно освобождали наши войска - 27 января 1942 года, 11 февраля 1943 года и окончательно 16 сентября 1943 года.

Смотрим третий вариант, который сейчас сойдется со вторым уже в Константиновке, и далее через Харьков поезда пойдут в направлении Москвы в основном по одной дороге (хотя отдельные отклонения в разные стороны от нее будут). Итак, время на участке Константиновка - Харьков:

  • 1980 - 17:02-21:27 - 4 часа 25 минут;
  • 1987 - 17:10-21:30 - 4 часа 20 минут;
  • 1995 - 13:04-18:55 - 5 часов 51 минута;
  • 2004 - 16:26-20:43 - 4 часа 17 минут;
  • 2009 - 16:08 - 20:43 - 4 часа 35 минут.

Если же совсем коротко про разницу в маршрутах, то часть поездов шла в разные годы не через Лозовую, а через Красный Лиман. Считается, что в древности здесь были озера, отсюда и пошло название города - Лиман.

Красный Лиман. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Красный Лиман. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Смотрим следующий участок, который у нас окажется последним. Итак, первый вариант - Ворошиловград - Валуйки - Елец - Москва:

  • 1946 - 18:47-10:00 (но не на следующий день, а через сутки) - Время в пути 39 часов 13 минут;
  • 1964 - 16:47-12:12 (но на следующий день) - время в пути 19 часов 25 минут.

Нужно, видимо, прекращать сравнение с 1946 годом, Уж больно он не показателен. Кстати, прибывал поезд на Павелецкий вокзал, а не на Курский, как будет в более поздние периоды.

Смотрим участок по второму направлению Харьков - Москва:

  • 1969 - 00:31-11:10 - 10 часов 39 минут;
  • 1974 - 22:01-09:05 - 11 часов 04 минуты;
  • 1980 - 21:27-09:00 - 11 часов 33 минуты;
  • 1987 - 21:30-09:04 - 11 часов 34 минуты;
  • 1995 - 18:55-09:43 - 14 часов 48 минут (но тут поезд шел не через Курск - Тулу, а через Брянск);
  • 2004 - 20:43-10:31 - 13 часов 48 минут;
  • 2009 - 20:43-10:36 - 13 часов 53 минуты.

Ну что тут скажешь?! Я уж не знаю, что там происходило на участке до Горловки в 1974 году, и каким образом поезд смог преодолеть его за 52 минуты, ну или почему там вдруг так тормозил поезд в 1969 году. Но на всех остальных участках он вне конкуренции. Но из-за этой задержки по общему времени поезд 1974 года все-таки выиграл 14 минут у поезда 1969 года (17:00 против 17:14). В 1987 году время будет те же 17:14, но там маршрут был немного иной. В 1995 году уже ужасные 22 часа 08 минут. В 2009-м 18 часов 52 минуты. Ну а в 1964 поезд "выехал" из суток - время в пути 23 часа 32 минуты.

Вот такая вышла история с поездом Донецк - Москва. Кстати, то ли в самом конце 90-х, то ли в начале 2000-х поезд переименуют в "Розу Донбасса" (Троянда - это и есть роза). Ведь Донецк когда-то называли городом миллиона роз!

Поезд "Донбасс". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Донбасс". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Роза Донбасса". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Роза Донбасса". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Все мои статьи про поезда собраны в подборке:

Про поезда и другой транспорт | Современные маршруты по историческим местам | Дзен

Спасибо, что читаете! До встречи на канале!