Найти в Дзене

Велосипедный маршрут в Псковской области «Сланцы-Гдов-Псков». День 1. Сланцы – «город-шлёпки». Старый Гдов у Чудского озера.

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Продолжительность: двухдневный
  • Дата поездки: 28-29 апреля 2024 года.
  • Сложность: 4 из 5 балла
  • Направление: юго-запад Ленинградской области, Сланцы, север Псковской области, Гдов, Псков.
  • Протяжённость: ≈ 255 км

- в первый день: 105 км

- во второй день: 150 км

  • Покрытие: асфальт / грейдер (щебень) / грунты: 177 / 64 / 14 (км)

- в первый день: асфальт на 99%

- во второй день: асфальт / грейдер (щебень) / грунты: 72 км / 64 / 14 (км)

  • Набор высоты: ≈ 700м (251 + 449м, по картам Strava)
  • Наличие грязи: маловероятно.
  • Краткое описание: двухдневный велосипедный маршрут, первая часть которого представляет 105 километровый асфальтовый участок, а второй, более длинный, 150 км участок состоящий из длинного асфальтового шоссе и немалого щебёночного грейдера, а также сухого грунтового спецучастка. Стартует маршрут из Сланцев (юго-запад Ленинградской области) и далее следует на юг в Псковскую область вдоль Чудского озера через Гдов до Пскова с заездом в деревню Самолва к монументальному памятнику Александру Невскому. Из достопримечательностей можно отметить большое количество церквей с часовнями, Гдовский кремель, город-«шлёпки» Сланцы, Трутневские пещеры, упомянутый уже памятник Александру Невскому.
  • Достопримечательности: Серафимовская церковь, обелиск «Россия», памятник шахтёрам, памятник партизанам в Сланцах; бюст декабриста Петра Петровича Коновицина, Покровская церковь со святым источником; побережье Чудского озера; аллея вздохов, усадьба Фомина, Гдовский кремель, памятник Александру II, Державный собор в Гдове; Трутневские пещеры, Петропавловская церковь, церковь Александра Невского, Ремдовский заказник, церковь Николая Чудотворца, памятник «750 лет Ледовому побоищу», часовня на камне, музей Ледового побоища, памятник посвящённый 800-летию со дня рождения Александра Невского, Покровская церковь, камень-добряк, Спасо-Елеазаровский монастырь с Покровской и Державной церквями, Духовская церковь,
  • GPX трек маршрута с отметками: Сланцы – Гдов – Псков (Яндекс Диск)

Маршрут на Strava: Сланцы – Гдов – Псков. День1.

Ещё в октябре прошлого года были планы совершить двухдневное велосипедное путешествие из города Сланцы в Ленинградской области до Гдова и Пскова в соседней Псковской области, но тогда помешала скверная осенняя погода.

Маршрут появился в мыслях в тот момент, когда я увидел информацию о новом памятнике посвящённому 800-летию со дня рождения Александра Невского в деревне Самолва, при этом всегда было желание прокатиться в Псковской области вдоль побережья Чудского озера, на льду которого произошло историческое «Ледовое побоище».

Велосипедный двухдневный маршрут «Сланцы – Гдов – Псков». В первый день стартуем в Сланцах и едем через Гдов до места ночёвки в районе деревни Спицино.
Велосипедный двухдневный маршрут «Сланцы – Гдов – Псков». В первый день стартуем в Сланцах и едем через Гдов до места ночёвки в районе деревни Спицино.

В выходные дни в конце апреля обещали довольно приятную погоду, +10-15 градусов, солнце и главное отсутствие дождя. В общем, погода нас радовала, правда не всё складывалось в этот день так гладко, но об этом расскажу ниже.

С Балтийского вокзала отправляемся на знакомом нам уже дизель-электропоезде "Дятел" и едем до города Сланцы, расположенном на юго-западе Ленинградской области.

Дизель-электропоезд на платформе Балтийского вокзала.
Дизель-электропоезд на платформе Балтийского вокзала.

По классике в вагоне располагаемся в тамбуре, ибо салон довольно тесноватый (тем более в первый выходной день с утра) и не даёт возможности разместить в нём велосипеды.

Велосипеды в тамбуре электрички.
Велосипеды в тамбуре электрички.

По соседству в тамбуре также до Сланцев едут два пацана и перекидываются в картишки прямо на ступеньках, не обращая внимание на входящих людей, и одновременно, как любой культурный петербуржец, ведут беседу, поднимая широкий диапазон тем, от покупки алкогольных напитков и сигарет до глобализации и строительства метро.

«Попутчики играют в картишки на ступеньках»
«Попутчики играют в картишки на ступеньках»

Машинист нашего поезда отправился в путь настолько бодро, что проскочили платформу "Александровская", пришлось сдавать назад.

По пути проезжаем множество небольших платформ. Одна из таких это платформ "Кленна", состоящая всего из двух плит.

Платформа станции Кленна у деревни Клённо.
Платформа станции Кленна у деревни Клённо.

И вот спустя 3 часа 35 минут, мы добираемся до Сланцев, пожалуй, это самый длинный заезд на электричке во время велосипедных путешествий.

Простое непримечательное здание вокзала в Сланцах.
Простое непримечательное здание вокзала в Сланцах.

Сланцы - моногород, то есть город, основанный при градообразующем предприятии по добычи горячих сланцев в Гдовском месторождении, открытом в 1926 году. Расположен на реке Полюсса.

На гербе города на голубом и зелёном фоне изображены горы, кирки, молот и языки пламени, которые символизируют промышленный характер города, а именно добычу полезного ископаемого горючего сланца.

Герб города Сланцев на стенде рядом с памятником шахтёрам.
Герб города Сланцев на стенде рядом с памятником шахтёрам.

Также интересно знать, что город Сланцы дал имя резиновым шлёпкам. Дело в том, что в советское время местный завод «Полимер» стал производить резиновые сандалии для бассейна и на их подошве наносил надпись «Сланцы». В свою очередь советские люди решили, что это указано название обуви, поэтому так её и стали называть «сланцы».

Погода благоволила нам, в Сланцах и далее в Гдове было тепло до +20 градусов.

В Сланцах осматриваем ряд памятников посвящённых строителям города и шахтёрам, а также памятник партизанам с вечным огнём, ведь в годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немецкими войсками.

Тут же у памятника по традиции нас встречает местный рыжий кот.
Тут же у памятника по традиции нас встречает местный рыжий кот.

Следуем в центр города по улицам Кирова и Ленина.

А теперь немного о печальном. Поиски классического для всех городов и посёлков памятного знака «Я люблю этот город» не увенчались успехом. Видимо Сланцы ещё не настолько любимы. Но всё же были найдены два «сердца» в виде беседки и контейнера для сбора крышечек от бутылок.

Ещё одной точкой притяжения в Сланцах является площадь перед Серафимовской церковью, на которой расположена аллея Героев, мемориал Великой Отечественной войны и ряд памятников.

Вещаем апрельские тезисы с трибуны.
Вещаем апрельские тезисы с трибуны.

Следуем дальше и добираемся до двух памятников расположенных напротив друг друга. Это памятники строителям-комсомольца и Героям-партизанам.

Напоследок заезжаем в магазин за водой и едой, расположенный в одном из ухоженных зданий с колонами напротив здания ДК «Горняк».

На выезде из города замечаем голливудские холмы Сланцев, а точнее говоря, это терриконы, образовавшиеся после выработки на шахте им. Кирова.

«Голливудский » холм Сланцев.
«Голливудский » холм Сланцев.

Тут же расположен памятник С.М. Кирову, который считается основателем города, поскольку именно по его инициативе началось строительство первого рудника.

Памятник С. М. Кирову перед бывшим зданием управления шахт на выезде из города.
Памятник С. М. Кирову перед бывшим зданием управления шахт на выезде из города.

Выезжаем за черту города и едем по трассе с довольно хорошим покрытием. Забегая вперёд скажу, что покрытие дорог, за исключением Гдова и Сланцев, было почти идеальное.

И вот через 15 км пересекаем границу Псковской области, где покрытие дороги становится ещё лучше.

Вдоль всей трассы «Сланцы-Гдов-Псков» постоянно мелькают синие дорожные щиты, предупреждающие о наличии пограничной зоны. Всё таки, не так далеко граница с Эстонией, Евросоюзом, НАТО…

Информационный знак о приграничной зоне
Информационный знак о приграничной зоне

Делаем небольшую остановку у памятника истребителю МиГ-17, расположенного у поворота к аэродрому и одноимённому посёлку Смуравьёво, где до 2009 года базировался бомбардировочный авиационный полк. Кстати, сейчас начали ремонтировать дорогу в направлении аэродрома, возможно, в свете последних геополитических событий и воссоздания Ленинградского военного округа, произойдут изменения в жизни посёлка и аэродрома.

Если кому интересно нынешнее состояние военного посёлка и аэродрома, то можно посмотреть видео 2020 года ниже.

После просмотра видео, Смуравьёво напомнило мне ещё один заброшенный военный аэродром Вещево на севере Ленинградской области, который мы также посещали пару лет назад.

Истребитель МиГ-17
Истребитель МиГ-17

И тут надо сказать пару слов о месте ночёвки во время нашего двухдневного путешествия. Для остановки была выбрана деревня Спицино, поскольку она находится посредине нашего маршрута и в ней присутствует некоторое количество коттеджей и отелей.

Но накануне владелец жилья Илья, в котором мы планировали остановку на ночлег, сообщил нам, что не сможет принять нас в намеченном доме, но при этом предложил альтернативный дом в соседней деревне под название Залахтовье. Этот момент внес некоторую тревожность, но "надеюсь обойдётся", подумал я тогда. Тем более на Авито отзывы на объявления арендодателя были достаточно положительные.

И вот теперь у памятника истребителю МиГ-17 приходит от Ильи ещё одно сообщение, что в том доме в Залахтовье сломалась насосная станция и соответственно в доме нет воды, поэтому он предлагает нам посмотреть иное жильё для ночёвки, а в противном случае готов нас пустить переночевать в этот дом хоть бесплатно. Решаем ещё подумать над этой появившейся проблемой и принять решение о проживании на вечер, а пока едем дальше.

И через пару километров впервые сворачиваем с шоссе у деревни Верхоляне-1 и едем до Покровской церкви.

Дорога до Покровской церкви.
Дорога до Покровской церкви.

По дороги замечаем одно из первых больших гнёзд аистов, коих сегодня встречалось достаточно много.

Парочка аистов.
Парочка аистов.

Местный священник с большим удовольствием рассказывает приехавшим туристам об истории церкви, некогда существовавшей здесь богатой усадьбы и о личности Петра Петровича Коновницына. Усадьба Верхоляне с большим парком принадлежала помещикам Коновницыным и Дондуковым-Корсаковым. Сейчас от неё не осталось ни следа.

Покровская церковь была построена Петром Петровичем Коновницыным и является домашней усыпальницей семьи.

Бюст П.П. Коновницына.
Бюст П.П. Коновницына.

Пётр Петрович Коновницын был героем отечественной войны 1812 года, участвовавший в обороне Смоленска, в Бородинском сражении, в заграничном походе 1813-1815 г.г., являлся начальником штаба армии при Кутузове, был военным министром России и директором военных учебных заведений.

На обратном пути замечаем оставшиеся деревянные шпалы и мост некогда проходившей здесь железнодорожной ветки связывавшей Сланцы с Гдовом.

Вернувшись к шоссе замечаем на противоположной стороне памятники посвящённые Великой отечественной войне и подъезжаем ближе, чтобы рассмотреть их.

Через пару километров добираемся до Гдова.

Въездной знак у Гдова.
Въездной знак у Гдова.

Гдов - старинный город, расположенный у Чудского озера, впервые упоминается в первой Псковской летописи ещё в 1322 году.

Город является административным центром одного из самых малонаселённых районов Псковщины и при этом сам имеет население всего около 3,5 тыс. - один из самых малонаселённых городов России. Вторым в районе по численности с населением около 1 тыс. является вышеупомянутый посёлок Смуравьёво.

На гербе города изображены льняные снопики на фоне золотого поля и зелёной земли.

Герб Гдова.
Герб Гдова.

Въезжаем в город по центральной улице города – ул. Карла Маркса.

ул. Карла Маркса.
ул. Карла Маркса.

На ул. Карла Маркса расположено несколько исторических зданий.

Здание земской управы
Здание земской управы
Тут же на фасаде соседнего дома обнаруживаем надпись «Я люблю Гдов». Главная задача посещения Гдова выполнена!
Тут же на фасаде соседнего дома обнаруживаем надпись «Я люблю Гдов». Главная задача посещения Гдова выполнена!

В бывшей усадьбе купца Бояринова расположился музей истории края.

Музей истории края
Музей истории края

У здания музея расположен старый трактор-ветеран СХТЗ выпуска 1932 года сохранённый в рабочем состоянии старейшим трактористом Фотькиным Я.С. (д.Заклинье).

Трактор СХТ3
Трактор СХТ3

Недалеко от музея напротив магазина с популярным названием «Космос» установлено несколько скульптур высокой классики «древнего» Гдова.

Тут же перед магазином расположена ещё одна скульптура пса. Скульптура находится на заднем фоне, а спереди лежит живой пёс, умело прикидывающийся памятником.
Тут же перед магазином расположена ещё одна скульптура пса. Скульптура находится на заднем фоне, а спереди лежит живой пёс, умело прикидывающийся памятником.

Налюбовавшись высоким искусством Гдова, отправляемся к знаменитому Чудскому озеру.

На берегу озера.
На берегу озера.

Передохнув на берегу несколько минут отправляемся дальше в путь и следуем к одной из главных достопримечательностей города – это Гдовский кремль, а точнее остатки некогда большого оборонительного сооружения на западных рубежах Руси.

Недалеко от стен крепости замечаем красивого пушистого кота.
Недалеко от стен крепости замечаем красивого пушистого кота.

Гдовская крепость была заложена в 1431 году.

Вдоль северной части крепости протекает река Гдовка (переводится как лесная, тихая вода), а с других сторон для защиты крепости был вырыт ров. В своё время стены достигали до 8 метров в высоту и 5 метров в ширину.

Земляной ров с юго-восточной стороны крепости.
Земляной ров с юго-восточной стороны крепости.

К концу 16 века на территории крепости сформировался церковно-архитектурный ансамбль, состоявший из нескольких церквей, собора и трёхъярусной колокольни, и который был разрушен в годы Великой Отечественной войны.

На сегодняшний день возрождён один Свято-Державный Дмитриевский собор.

Также напротив собора установлен памятник царю-освободителю Александру II.

Памятник Александру II.
Памятник Александру II.
Памятный камень гдовичам-участникам Первой мировой войны
Памятный камень гдовичам-участникам Первой мировой войны

В былые времена в городе располагались семь мостов через речку Гдовку. Один из них был Мельничный мост, рядом с которым располагалась мельница, построенная купцом Лезовцом. Мельница и частично мост были разрушены в 1944 году при отступлении немецких войск.

Остатки фундамента мельницы и каменные опоры Мельничного моста с новыми (белыми) металлическими пролётами.
Остатки фундамента мельницы и каменные опоры Мельничного моста с новыми (белыми) металлическими пролётами.
Тут же у Мельничного моста расположен памятник П. П. Коновницынку, о котором я уже упоминал выше.
Тут же у Мельничного моста расположен памятник П. П. Коновницынку, о котором я уже упоминал выше.

Далее по теченью расположен Поцелуев мост, название по аналогии с мостом в Санкт-Петербурге. Уездный Гдов старался быть похожим на губернский Петербург.

Напоследок заезжаем в парк Победы и осматриваем несколько не только знакомых, но и необычных памятников. К первым можно отнести танк Т-34 у входа в парк и памятник Ленину поблизости.

Ко вторым отнесём необычный памятник какому-то командиру с орденами Красного Знамени со странным выражением лица.

Красивое граффити на торцевой стене постройки в Гдове.
Красивое граффити на торцевой стене постройки в Гдове.

Также интересно отметить, что на всём протяжении пути в Псковской области нам постоянно встречались большие кучки дров сваленных перед частными домами. Толи жители уже позаботились в один момент о запасах на ближайшую зиму, толи это местная социальная программа по закупке дров.

Куча дров у одного из частных домов в Гдове.
Куча дров у одного из частных домов в Гдове.

Ещё в Гдове хотели заехать на обед в кафе-бар под название «Космос» (очень популярное название в здешних краях), но заведение оказалось настолько космически популярным, что было закрыто на спецобслуживание. Пришлось искать другое место для обеда, но, к сожалению, поиски не увенчались успехом. Иных достойных заведений общепита в Гдове не оказалось, чему мы были неприятно удивлены.

В общем, так и не найдя хорошего заведения для обеда, выезжаем из Гдова в надежде, что по пути нам попадётся стоящее заведение.

Снова выезжаем на ровное шоссе. До Пскова ещё 99 км, но до него мы доберёмся только на следующий день.
Снова выезжаем на ровное шоссе. До Пскова ещё 99 км, но до него мы доберёмся только на следующий день.

Через несколько километров добираемся до кафе «Case de carne», расположенного прямо посреди глуши псковских деревень и сёл, где не было ни мобильной связи, ни интернета… Заведение со стоит из двух частей, это непосредственно небольшое кафе, а также что-то вроде прилавка-магазина, в котором продают крафтовую сыровяленую колбасу и мясо ручной работы. И это всё посреди псковской глуши.

В кафе угощают в основном бургерами и сэндвичами, а также просто пельменями, если кому «не заходят» первые.

Следующей достопримечательностью на маршрута после Гдова были Трутневские пещеры и церковь с родником расположенные рядом.

На удивление дорога, ведущая к деревне Трутнево и пещерам, оказалась в идеальном состоянии.
На удивление дорога, ведущая к деревне Трутнево и пещерам, оказалась в идеальном состоянии.

По дороге к Трутневским пещерам замечаю, что наконец-то появилась нормальная мобильная связь и интернет (с этим в Псковской области есть заметные проблемы, область покрытия охватывает далеко не все дороги и населённые пункты), поэтому решаем обзвонить несколько гостиниц с поиском места для ночлега. Но, как мы и предвидели, все доступные номера в гостиницах и коттеджи оказались заняты, а те, что остались, стоят более 6000р за сутки, дороговато за 1 ночь. В итоге переговорив ещё раз с владельцем дома Ильёй, упомянутым выше, узнаём, что воду можно достать по старинке из имеющегося по близости колодца. Поэтому решаем заночевать в доме в деревне Залахтовье.

Едем дальше к пещерам.

Указатель к пещерам в Трутнево.
Указатель к пещерам в Трутнево.
Новая  деревянная церковь Богоматери Целительницы построенная рядом с пещерой.
Новая деревянная церковь Богоматери Целительницы построенная рядом с пещерой.

Спускаемся вниз к ручью по крутой, но благоустроенной лестнице с периллами.

-62
Ручей Подморозиха.
Ручей Подморозиха.

Тут же нашему взору предстают высокие обрывистые берега, сложенные из красного девонского песчаника. Напоминают мне ткие же берега реки Оредеж в посёлке Сиверский Ленинградской области.

Необычные красные берега ручья.
Необычные красные берега ручья.

Как таковой пещеры здесь не оказалось, по факту в небольшом углублении берега ручья расположен «пещерный» храм с алтарём, который очень почитаем у паломников и верующих.

Как гласит легенда, здесь когда-то должны были построить плотину и тем самым затопить пещеру, но это не вышло, поскольку плотина как будто бы сама разрушалась при постройке. При этом возводившие плотину рабочие видели женщину с ребёнком в белых одеждах, которые переходили ручей по камням и скрывались в пещере. На одном из камней рабочие увидели углубление, похожее на след. Поэтому они решили, что это сама Богородица здесь прошла и тем самым указала, что это святое место и, соответственно, плотину здесь ставить нельзя.

Предполагаемый камень-следовик (вцентре) с заметным углублением в форме следа.
Предполагаемый камень-следовик (вцентре) с заметным углублением в форме следа.
Рядом располагалась ещё одна пещера, но она была почти сразу же засыпана при входе.
Рядом располагалась ещё одна пещера, но она была почти сразу же засыпана при входе.

Неподалёку расположен источник, вода в котором считается целебной.

Вода потихоньку бьёт из-под земли и наполняет чашу.
Вода потихоньку бьёт из-под земли и наполняет чашу.

Осмотрев Трутнево возвращаемся к шоссе и едем дальше.

-69
Хотел бы отметить псковские остановки, которые, не смотря на свой возраст, выглядят архитектурно выразительно и аккуратно.
Хотел бы отметить псковские остановки, которые, не смотря на свой возраст, выглядят архитектурно выразительно и аккуратно.

Перед деревней Спицино сворачиваем к побережью Чудского озера и проезжаем по участку пляжа. Здесь, в абсолютный вечерний штиль, нашему взору предстаёт восхитительная зеркальная гладь Чудского озера, сливающееся с бескрайним небом так, что линия горизонта вовсе не различима.

После в Спицино заходи в магазин, чтобы пополнить припасы для королевского ужина в нашей сегодняшней «усадьбе».

И вот доезжаем до деревни Залахтовье, в которой сегодня остановимся на ночлег.

Залахтовье.
Залахтовье.

Ограждение перед участком выглядело гораздо лучше чем сам дом.

Забор участка.
Забор участка.

Сам же дом состоял как бы из двух частей, первая, это летняя кухня в убитом состоянии, а вторая жилая часть с ванной комнатой в более лучшем состоянии.

Вид дома снаружи. Деревянная часть это летняя кухня, пристройка из блоков – это ванная комната.
Вид дома снаружи. Деревянная часть это летняя кухня, пристройка из блоков – это ванная комната.

Как оказалось потом, самой большой проблемой в доме было не отсутствие воды, как холодной, так и горячей, а то, что дом не был протоплен с зимы и ночью в нём спасть было очень холодно.

Старенькая печь, у которой дымоход оказался засоренным и, соответственно, отсутствовала тяга.
Старенькая печь, у которой дымоход оказался засоренным и, соответственно, отсутствовала тяга.

На этом рассказ о первом дне путешествия заканчиваю, продолжение в следующей статье.

Отдельно советую посмотреть видео на канале Петра, с которым мы преодолели этот непростой путь:

Благодарю за внимание!