Найти тему
Maxin

Как мы побывали в Бельгии. Часть 3

Оглавление

Туристический роман в четырех частях

Часть третья: Брюссель - город контрастов

Или рассказ о том, как необыкновенно может поразить европейская столица

Это неподражаемый Магритт, совершенно неоправданно забытый мною. Мы ходили в музей и были неожиданно поражены
Это неподражаемый Магритт, совершенно неоправданно забытый мною. Мы ходили в музей и были неожиданно поражены

Это ссылка на предыдущую часть, вдруг кто не читал

Все же помнят, что сюда мы приехали из Брюгге?

Контрасты начались сразу на въезде в город. Скучная дорога, окаймленная кустиками, неожиданно превратилась в городскую улицу, ведущую к огромнейшей церкви на холме. Впоследствии мы узнали, что это базилика Святого Сердца (Сакре-Кёр). Сюда потом мы ездили на метро, это была единственная наша поездка за пять дней пребывания в Брюсселе, (это немного неправда, но об этом будет потом), кроме самой первой, от вокзала. Всё остальное время ходили пешком. Если будет выбор, ехать сюда или еще куда-нибудь, даже не думайте, побывайте здесь. И нужно будет обойти снаружи и внутри. Когда-то, в конце 19 века, эту базилику задумали построить более грандиозной, чем парижскую такого же названия на Монмартре, но в итоге получилось у них строение необыкновенного стиля, уникальное и, чтобы понять его, необходимо увидеть все это своими глазами. Голову вам снесет - это точно.

Горящее сердце Христово. Сакре-Кёр.
Горящее сердце Христово. Сакре-Кёр.

С парижской сравнивать я бы не стала, просто ну вот совсем ничего похожего, кроме, конечно, грандиозности. Она точно не относится ни к какому стилю. Такая встретилась нам на пути в первый раз. Я прям специально помещаю ее в начало повествования о Брюсселе. Просто потому, что она действительно голову снесла. Мы ходили кругами снаружи и внутри, туда помещается ПЯТЬ тыщь человек! Ее невозможно отнести к какому то времени. Или даже в голову поместить. И потом выместить.

Это внутри. Только на полу поместится 5 тысяч человек, а если их ярусами поставить?
Это внутри. Только на полу поместится 5 тысяч человек, а если их ярусами поставить?

Парк на подходе к храму тоже не характерный для Брюсселя - травка вокруг деревьев и поющие попугаи. Но это было потом (простите), хотя и описано сейчас.

Отдельная история - как мы добирались от вокзала до отеля (!). Метро нашли по навигатору. Вот вы же видели входы в метро? Обычно это павильон или несколько павильонов и на них буква М. Это у нас. А у них эскалатор, уходящий в тротуар. Скажем так - дыра в поверхности. (Как они, интересно, справляются с дождем?). Ладно, спустились. Видим далее внизу две платформы, между которыми два пути. И ВСЁ! Навигация? Нет, не слышали про такое. Ни одного служащего, касса бы там была бы или турникет. Хотя бы дяденьку поставили, чтобы безбилетников отлавливать. Интуитивно (помните, это слово ранее уже упоминалось в связи с Брюсселем при посадке в автобус в первый день? Это основополагающее слово в данном городе, по-видимому, бельгийцы одарены интуицией) мы обнаружили автомат, продающий билетики. Но тут интуиция нас и подвела, сказалось и полное отсутствие знания французского языка.

Метро Брюсселя, симпатичное местами, но немного непостижимое
Метро Брюсселя, симпатичное местами, но немного непостижимое
И в этот момент мы начали сполна осознавать контрасты столицы евросоюза, поскольку первым человеком, встретившимся нам в брюссельском метро, была русская тетенька, которая, как оказалось, живет там 15 лет. Вам вот так везло? Она научила нас не только покупать билетики, но и ориентироваться по схемам метро. Там нужно правильно выбрать правильную платформу, и сесть в правильный (блин) поезд. Оранжевый огонек твой, красный наоборот.

Вторым “бельгийцем”, встретившимся нам на пути постижения этой непростой страны, был хозяин так называемого отеля, в котором мы жили последующие пять дней. Может быть, он араб, может быть, нет, но точно не француз или кто там, бельгиец. Показал комнату, дал ключики и оревуар. А, еще полотенца же.

Здесь дома тоже строили фасадами вплотную друг к другу, без просветов, дворики внутри. Узкая лестничка - и вот мы уже на третьем этаже в трехкомнатной квартире. В одной комнате живем мы втроем, во второй три мальчика, в третьей две тетеньки. Кухня, туалет, душ - на всех. Кухня нас просто спасла, потому что жизнь в Брюсселе - одна из самых дорогих (в Париже дороже, но это другая история). Чай, кофе, яичница, горячие бутерброды.

Как оказалось, мы поселились в арабском районе, судя по мусору (МУСОРУ!, кучам мусора, не перепрыгнешь) и ОЧЕНЬ громкому общению жителей круглосуточно. Частичной компенсацией оказались магазины для местных, здесь можно купить продукты подешевле.

Но не надо думать, что это дальняя окраина. Невдалеке от нашего дома проходит улица Сталинград. Прямо вот так и называется. В самом ее начале обнаружился странствующий Луна-парк. Там нашлись все необходимые атрибуты для веселья - аттракционы, палатки, клоуны, хочешь катайся на каруселях, хочешь прыгай, хочешь кушай. Так что, у них народ развлекается так же, как и у нас. Мы мимо прошли, просто посмотрели. Нету времени у нас.

Дальше Сталинград. Идем гуляем, через 25 минут уже в центре. Самом настоящем, историческом. Пришли на Главную площадь (Гран-плас), окруженную старинными зданиями, самое впечатляющее из них - ратуша. Полностью ручной работы. Статуи на многоярусном фасаде индивидуальны. То есть вот стоят конкретные люди с самостоятельной внешностью, одеждой и позой. Штук 500, не меньше.

Ратуша, вся в статуях и башенках.
Ратуша, вся в статуях и башенках.
Стоящие впритык друг к другу по периметру площади здания строили какие-то гильдии, организации мастеровых, плотников или сапожников, или еще кого-то. Зажиточные были мастеровые в те времена, судя по зданиям, лепнине на них, статуям и позолоте. Поищите на фасадах специальные фигуры, олицетворяющие эти гильдии. Лиса, Волчица, Звезда, Тележка. Мы нашли еще и лебедя, но вполне возможно, что это просто лебедь.
Здания гильдий, места им было мало, поэтому занимали пространство вверх. Именно здесь необходимо найти фигуры.
Здания гильдий, места им было мало, поэтому занимали пространство вверх. Именно здесь необходимо найти фигуры.

Площадь, если измерять ее квадратными метрами, совсем небольшая, но непропорционально наполненная. Людей вмещается немного, но посмотрите по сторонам! Каждый метр стен состоит из красоты. Эти люди, кажется, стремились отобразить каждый момент своей жизни в камне и прилепить всё это на стены. Ну вот зачем они нагородили столько (штук не меньше тысячи) башен и башенок, и микро башенок, и еще мельчайших башенок, прислоненных к стене над головой каждой статуи?

Внутрь ратуши мы решили не ходить, но никому не возбраняется, заплатив немного денег, посетить балкон. Лучше всего для этого приезжать в мае каждого четного года, вся площадь будет покрыта цветами. Нас сюда забросило в нечетный.

Но, как только поворачиваешь за угол любого из этих великолепных зданий - и, вот он - контраст. Узенькие улочки кишат просто мельчайшими кафешками и магазинчиками. Не протолкнуться. Народу некогда заценивать окружающую красоту, спешат покушать. Тут же поблизости кто-то поет, танцует, клоуны - давай денежку - на шарах жонглируют. Даже к самому старому собору Св. Николая пристроили палатки с сувенирами, увидеть возможно только вход, и то не сразу. Внутри скучный. Но строгий.

Святой Николай посреди кишащей людьми улочки
Святой Николай посреди кишащей людьми улочки

Но мы очень впечатлительные и отлавливаем любую красоту, даже самую мелкую, типа вот фонтанчик, вот скульптура, вот офигенный фасад старого здания, втиснутый между более поздними. А вот здесь веселые бельгийцы выставили на свой балкон чучело космонавта.

Вот они, слепые, остальные, видимо, где то уже в яме.
Вот они, слепые, остальные, видимо, где то уже в яме.
Хочу отдельно отметить, что Брюссель повсюду украшен граффити. Большинство из них профессиональные. Мы специально заранее искали их расположение по телефонному приложению. Но и те, которых в приложении нету, мы тоже фотографировали. Любые, даже мелкие, любительские. Рассказ о брюссельских граффити будет представлен отдельно (в следующей части, в четвертой).
Найдите чучело космонавта. Чувак в голубой рубашке смотрит прямо на него.
Найдите чучело космонавта. Чувак в голубой рубашке смотрит прямо на него.

Так вот, идем мы, протолкнувшись сквозь гудящее столпотворение, и вдруг… Я нисколько не ожидала увидеть среди обыкновенных тротуаров, между простецких домов на стандартной улице вот просто так находящийся здесь, обыденно стоящий! Готический, двухбашенный храм (потом я выяснила, что название стиля романо-готический). Имя ему: “Михаила и Гудулы”. Вокруг так тесно все застроено, что даже некуда отойти, чтобы в один взгляд поместить эту громаду. Я только на уроках истории искусств видела такие фасады с цветочными окнами и витражные стены.

Михаил и Гудула. А слева мои муж и дочь, стоят и переполняются.
Михаил и Гудула. А слева мои муж и дочь, стоят и переполняются.

Когда мы попали внутрь и оценили чудесное соответствие внешнего и внутреннего содержания, пришло осознание того, как те люди смогли такое сотворить. Помните, я уже удивлялась их способности несмотря на бедность, притеснения, войны, инквизицию - строить невозможное и поражающее по сей день великолепие. Они в то время были воодушевлены. Вот и все объяснение. Вот живут люди в лачугах, питаются отбросами, но идут и возводят красоту. Представьте, вы бросаете все свои дела и идете складывать камни друг на друга, чтобы в итоге получился небесный каменный свод, причем через сто лет только получится, вы его даже не увидите. Не хотите. А они хотели. И еще не забыть про божественной красоты деревянную резьбу. 500 лет ей, не испортилась.

Украшали изо всех сил.
Украшали изо всех сил.

Мы в этот день уже не стали больше впечатляться, потому что потом места не хватит в голове. Отдых нужен каждому путешественнику, не забывайте, и не только его голове. Нашли кафешку с пастой, потом будет про нее еще раз.

На другой день мы идем по заранее проложенному маршруту. И случайно обнаруживаем, что рядом с храмом, в котором похоронен Брейгель, красивейшем Нотр-Дам-де-Ла-Шапель, на лавочке сидит бомж. Он воняет и из него что-то течет. Из бомжей Брюсселя всегда что-то течет. А в пяти метрах от него памятник Брейгелю. Это, к слову, о контрастах.

Храм обалденный, кстати. Его сначала построили лет 800 назад, потом сломали, сожгли и построили по новой. Поэтому он странный получился, и не готический и не барочный, наполненный деревянной резьбой, скульптурой, а сверху, как и ожидалось, каменным небом.

Вот такой, весь ввысь,и при этом окружен какой то дребеденью
Вот такой, весь ввысь,и при этом окружен какой то дребеденью

Мы удачно попали именно в этот храм именно в это время - в нем проводилось что-то вроде фестиваля Брейгеля. По всему храму расположили персонажей его картин, кукольных. В раздаваемых на входе брошюрах были показаны эти персонажи, рассказано, из каких картин они взяты, как выглядят. Всего 12 штук.

Икар
Икар

И предлагалось найти всех, причем, если некоторые из них довольно крупно выполнены и расположены на виду, то других мы искали долго. К примеру, упавший Икар нашелся в дальней раке для святой воды. (Если кто не видел картину, то там от Икара на поверхности - только торчащие из водной глади ноги, неприметно, в уголке). Мне лично очень понравилось это мероприятие, во-первых, свободное отношение религиозных служителей к такому неоднозначному человеку, как Брейгель, а во-вторых, к размещению в храме фигур, которые во все времена церковью оцениваются, как бесовские. И вообще, очень красиво и проникновенно все в этом храме.

Мы нашли всех персонажей, мы молодцы.

Вот такой он, Брейгель
Вот такой он, Брейгель

Вы ж не думайте, что мы только по храма ходим. Читайте следующую часть, там много интересного, город очень разнообразный и неожиданный..

Продолжение (часть 4) абсолютно необходимо смотреть и читать по ссылке.